Файл: Дидактическая игра как метод обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

«Значительная часть игр ребёнка рассчитана

на то, чтобы освежать и возбуждать

в уме процессы воспроизведения, чтобы

неугасимо поддерживать искры мысли…»

И.А.Сикорский.

Источником прогресса современного общества является формирование самостоятельного, думающего человека. Традиционная система обучения меняется на инновационные процессы в образовании, в рамках которых появляются вариативные курсы, новые учебные предметы, программы и т.п. Учёные в области педагогики, наблюдая за процессом обучения в образовании, пришли к выводу, что существуют многочисленные виды деятельности педагогов и их учеников, используемые для усвоения учащимися знаний, которые называются методами обучения.

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад

Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дтюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков и другие учёные.

В настоящее время в педагогике существует множество определений понятия «метод обучения». Говорящие, по сути, об одном и том же, но при этом определения несколько отличаются друг от друга. Одним словом можно сказать: «Метод – это совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи, это способ организации учебно-познавательной деятельности».

В современное время педагоги использую разнообразные методы в учебно-познавательной деятельности. Предлагаю рассмотреть одну из них – игра, так как игра – это самый результативный метод обучения, которая позволяет углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развивает навыки работы с дополнительной литературой. А какой ребёнок не любит поиграть, хоть он и ростом под два метра.

Мы должны понимать, что в учебном процессе наиболее важными и целесообразными являются задачи, связанные с обеспечением развития учащихся с учётом его возрастных возможностей, поэтому игра остаётся ведущей учебной деятельности. Речь идёт, прежде всего, о дидактической игре.

В учебной деятельности, с помощью дидактических игр, у учащихся развивается произвольность таких процессов, как внимание и память, смекалка, находчивость и сообразительность. Это эффективный метод повышения умственной активности у детей, дидактическая игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, весёлого и доброжелательного смеха. В ней дети охотно преодолеваю значительные трудности, тренирую свои силы, развивают способности и умения. С помощью игры любой учебный материал становится увлекательным, порождает у учащихся чувство удовлетворения, создаётся радостное расположения духа, а значит, облегчает процесс усвоения знаний.


Для того чтобы разобраться в данной проблеме, тема курсовой работы звучит «Дидактическая игра как метод обучения».

Тема актуальна и интересна для использования на занятиях в общеобразовательных учреждениях, так как вовлеченность воспитанников и учащихся в учебный процесс напрямую зависит от их познавательного интереса. Но многие педагоги предпочитают придерживаться традиционных форм обучения, в то время как учащиеся, хотят разнообразия в методах подачи материала. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670) в своём труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему».

Дидактическая игра становится методом обучения, обеспечения полноты основной общеобразовательной программы дошкольного и школьного образования в каждой возрастной группе.

Целью курсовой работы является рассмотрение дидактической игры как метод обучения.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  • Изучить теоретический и практический аспект дидактической игры как метод обучения;
  • Проанализировать возникновение и развитие дидактических игр;
  • Изучить понятие и виды дидактической игры;
  • Рассмотреть роль и педагогические возможности дидактической игры, как фактор обучения;
  • Проанализировать риски и трудности педагога в использовании дидактических игр.

Объект исследования – учащиеся и воспитанники общеобразовательных учреждений.

Предметом исследования является дидактическая игра как метод обучения.

Методологической базой исследования послужили работы:

  1. Букатов Вячеслав Михайлович, российский педагог-психолог, методист, театральный педагог, доктор педагогических наук, в своих трудах раскрывает интерактивный вариант классической дидактики, модернизирующий классно-урочную форму обучения в современных школах.
  2. Панфилова Альвина Павловна, доктор педагогических наук, которая в своих трудах  раскрывает методические особенности ситуационно-ролевых игр, активизации учебного процесса, процесса генерации идей и др.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.


1.1 История возникновения и развития дидактических игр.

Первые дидактические игры появились в нашей стране уже в XVIII веке. В 1793 году была издана игра по освоению детьми азбуки в процессе игры, а в 1886 году – игра капитана Н.А. Сцикалова для обучения солдат, рядовых пехоты уставу царской армии.

В разные годы игра привлекала к себе пристальное внимание не только психологов, философов и искусствоведов, но также исследователей и практиков в различных областях профессиональной деятельности.[1]

Человечество с древности стремилось использовать трудовые ресурсы как можно эффективнее. Это связано с таким явлением, как профессионализм. Для формирования и развития профессионализма появились специальные учебные заведения, в них осуществлялся учебный процесс, и, соответственно, использовались разнообразные способы, методы, или, как теперь называют, технологии обучения.

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.[2]

На основе исследований различного игрового поведения были разработаны многосторонне направленные игровые методики обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Несмотря на всё их различие, главная отличительная черта этих методик – то, что обучение осуществляется при определяемой условностью ситуации неосознанности настоящих целей деятельности.[3]

На ряду с традиционными методами (урок, лекция, семинар, практическое или лабораторное занятие) были разработаны и методы активного обучения или интенсивные технологии обучения: дидактические, деловые и имитационные игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций и т.д.

В отечественной практике в 40-50-е гг. дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании, в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960-70-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах.[4]

За рубежом с 1960-70-х гг. наряду с использованием в дошкольном воспитании и начальной школе дидактические игры широко включаются в учебный процесс средней школы (игровые задания, проекты, игры-имитации и др.). Для разрабатываемых игр характерно формирование соревновательно – игрового начала с элементами имитационного моделирования. Игры-имитации находят все большее применение в старших классах средней школы, колледжах и университетах. С конца 70-х гг. на основе компьютерной техники разрабатываются дидактические игры для всех образовательных учреждениях, а также для использования в домашних условиях.[5]


Специалисты, занимающиеся разработкой организационно-обучающих игр, отмечают, что обучение в игре является важнейшим условием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учебной обстановке контекста конкретной профессиональной ситуации. В ходе игры происходит ускоренное овладение предметной деятельности за счет передачи участникам активной позиции – от роли игрока до соавтора игры.[6]

С 70-80-х гг. введение обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. С 80-х гг. широкое распространение получили деловые игры. Повышение гибкости обучения, расширение свободы действий учителя, а также выразительные возможности и высокий воспитательный потенциал игры побуждают педагогов применять её на всех ступенях школьного и после школьного обучения и во внешкольной работе.[7]

1.2. Понятие дидактической игры.

Определим, что мы будем понимать под игрой и игровыми методами. В свободной энциклопедии википедии дается такое определение игры: «Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».[8]

«Игра, по Л.С. Выготскому, – это средство усвоения социальных установок, что игра – есть инстинктивная деятельность по самому своему существу. Труд есть волевая деятельность. В этом смысле игра и труд могут рассматриваться как психологические антитезы. Игра есть царство инстинкта, труд – царство воли. В игре человек реализует свободу личности через свое воображение, т.е. он может вести себя так, как разыгрываемый им персонаж. Но эта противоположность между игрой и трудом может быть установлена только тогда, когда мы наблюдаем и то, и другое уже в развитом и сложившемся виде. В генетическом же отношении они не только являются противоположными, но игра является той предварительной стадией, в которой вызревают все основные механизмы трудового поведения».[9]

«Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Это активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов».[10]


Историко-педагогический анализ показал, что использование дидактических игр прослеживается с глубокой древности. Игра рассматривается многими педагогами прошлого (Аристотель, Платон, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.) как важнейший фактор совершенствования детей, как метод обучения и воспитания.[11]

Дидактические игры представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровые ситуации, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью

игр – занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.[12]

Дидактическая игра как форма обучения учащихся содержит два начала: учебно-познавательное и игровое занимательное. Первое из них – обучающая, которая принадлежит взрослому, а вторая – игровая, ради которой действует ребенок.

Системы дидактических игр впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для начального обучения – О. Декроли. Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель.[13]

Дидактические игры, как правило, ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам (исключением могут служить некоторые развивающие дидактические игры, например, для сенсорного развития дошкольников), их педагогический результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. В рамках дидактической игры цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры педагог выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся – игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей. Например, при проведении дидактической игры соревновательного характера он обращает внимание на правильность и точность ответов (действий) учащихся, адекватность принимаемых ими решений и т.п.[14]