Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.
1.1 История возникновения и развития дидактических игр.
1.2. Понятие дидактической игры.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
2.1. Роль и педагогические возможности дидактической игры
2.2. Риски и трудности педагога в использовании дидактических игр.
Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей.[15]
Для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры; развитие двигательного аппарата, психомоторики, навыков поведения в соответствии с правилами, механизма идентификации, сопереживания, умение представить себя в чужой роли, формирование умений планировать. Оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, развитие навыков сотрудничества (особенно в командных играх), ряда личностных качеств (терпения, настойчивости, самоконтроля), делающих игру школой произвольного поведения. Поэтому важным является целенаправленное обучение детей в самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе игры. Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении дошкольников с окружающим миром, расширении и обогащении их представлений.
В обучении детей младшего возраста, как правило, применяются игры с заранее очерченным ходом игровых действий и четко выраженным «обучающим» началом, связанным с передачей и применением знаний, упражнениями, умственным развитием детей. В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, связанных с обращением учителей к внешкольному игровому опыту детей. Использование таких приёмов имеет преимущественно стимулирующее значение. Разбивка класса на команды и выполнение учебных заданий в духе состязания, смена вида занятий в форме игрового перехода и т.д. активизируют обучение, оживляют восприятие, содействуют более прочном запоминанию учебного материала, помогают педагогу чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление детей. В начальных классах значительное место принадлежит играм на уроках по родному языку, которые служат развитию речи, формированию навыков беглого осознанного выразительного чтения, знакомству с орфографией. Используются игры и на уроках изобразительного искусства, природоведения, математики.
В средней школе дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения закрепленного материала (диктанты – соревнования по истории, физике, родному языку, математике, «путешествия» по географической карте и т.д.). В преподавании иностранного языка характерным является соединение традиционных игр с иноязычным общением, драматизация, ролевое разыгрывание ситуаций общения.[16]
Основная особенность дидактических игр - это обучающая игра, так как они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.[17]
Результат дидактической игры оцениваются обычно игровыми баллами (очками) или позитивными суждениями учителя. В дидактических играх со старшими учениками и взрослыми обучающимися педагог нередко обращает внимание на отрицательные результаты с целью побудить учащихся к пересмотру стереотипных неэффективных действий; прямая оценка игры заменяется содержательным обсуждением ее хода и результатов; важное место на этом этапе занимает самооценка участников игры.[18]
При выборе дидактической игры педагогу предстоит продумать предметную область знаний и умений, сформулировать цель игры (дидактическая и игровая задачи), правила и сценарий, условия проведения, подготовить средства игры (карточки-задания, учебные пособия и пр.). Дидактические игры часто требуют соответствующей перестройки участников, изменяют характер деятельности учителя, который выступает в роли организатора игры, помощника, нейтрального арбитра, отказываясь (по крайней мере, на время игры) от директивных функций, авторитарной позиции. Возможность и целесообразность применения дидактических игр в учебном процессе зависят от целей обучения. При сообщении систематических знаний возможности игры значительно уступают традиционным формам обучения, поскольку приобретение знаний в рамках дидактической игры проходит в духе «сопутствующего обучения». В этом случае игра может применяться как вспомогательное средство. Выполняя мотивационную функцию в процессуальном (психологическом) плане и иллюстративную в содержательном (предметном) плане. Основные педагогические возможности дидактической игры связаны с формированием у учащихся опыта деятельности и ценностных отношений, расширением, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения. Высокий мотивационный потенциал игровой деятельности обеспечивает вовлечение учащихся в учебный процесс. Дидактические игры, моделирующие реальные ситуации, способствуют интеграции знаний из различных предметных областей, переносу их в новые ситуации, развивают творческое мышление. Игры, включающие ролевую деятельность, формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения. Применение дидактических игр в условиях коллективной учебной деятельности дает возможность формировать умения и навыки межличностного взаимодействия.
1.3. Виды дидактических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- Познавательные, воспитательные, развивающие;
- Репродуктивные, продуктивные, творческие;
- Коммуникативные, диагностические, профориентационные, и др.
В педагогической литературе нет однозначно принятой классификации обучающих игр, но по типу процессов (характеристикам, времени проведения, формам и сферам моделирования, роли ведущего игры, степени заданности ролей, системам оценивания по ходу игры) игры разделяют на три основные категории:
- Деловые игры (игры-имитации)
- Ролевые игры (игры-драматизации)
- Организационно – деятельностные игры (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).[19]
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.[20]
Перспективным является применение дидактических игр, основанных на имитации или моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций (например, игры моделирующие деятельность социальных институтов; ролевые игры-конференции и дискуссии по экологической тематике, комплексные межпредметные игры). Эти дидактические игры характеризуются не только познавательным, но и значительным мировоззренческим и эмоционально-личностным воздействием.
Компьютерные дидактические игры становятся средством формирования у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования, формирования навыков работы на ЭВМ. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых различных предметных областях (в математике, естественнонаучных дисциплинах, родном и иностранном языках и др.).[21]
Деловые игры – это разновидность дидактических игр, которые применяются в системах повышения квалификации работников производства и аппарата управления предприятий и учреждений, где обучение направлено, прежде всего, на формирование и отработку конкретных умений, где надо действовать в четко очерченных реальных условиях (оперативно анализировать ситуацию, вести поиск нужной информации, решать неожиданно возникающие проблемы и т.д.), а также в высшей школе. К особенностям деловых игр относятся: представленный учебный материал и воссоздание структуры и функциональных звеньев профессиональной деятельности через учебно-игровую модель производственной ситуации. Благодаря этим особенностям деловые игры предоставляют большие возможности для их применения в контексте реальной деятельности.[22]
Деловые игры могут классифицироваться:
а) по области применения;
б) по ролевым функциям;
в) по масштабу имитируемого в игре процесса;
г) по функциям управления.[23]
Выделяют четыре основные формы деловых игр:
1) тематические дидактические игры (тема учебного плана);
2) сквозные дидактические игры, охватывающие несколько последовательных тем учебного курса на одном производственном материале;
3) предметные комплексы дидактические игры, связанные с тематикой учебного курса целесообразно изучать в разных направлениях;
4) межпредметные комплексы дидактические игры, создаваемые в том случае, если ряд предметов и учебных.[24]
В педагогическом образовании применяется специфическая разновидность деловых игр, так называемые педагогические игры, основанные на моделировании педагогических ситуаций, их ролевом разыгрывании обучающимися. Все большее распространение в подготовке учителей получает моделирование фрагмента урока (так называемое микропреподавание). Педагогические игры актуализируют знания по психолого-педагогическим дисциплинам, развивают умения в области методики преподавания и педагогического взаимодействия, развивают педагогическое мышление, профессионально-личностные качества педагога, умение работать в реальной обстановке педагогического общения, импровизировать и т.д.[25]
Ролевые и деловые игры проблемной направленности позволяют более глубоко, на личностном уровне вникнуть в суть проблемы, «прожить» в образе данную проблемную ситуацию и найти выход из неё.[26]
Ролевая игра – это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара (например, аттестация, защита или презентация какой-либо наработки, конфликт с коллегами и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.[27]
Роль и её понятие являются важнейшими составляющими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное воспроизведение деятельности другого человека. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Ролевая игра как игровой метод характеризуется наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Ролевая игра – это процесс, в котором участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Иначе говоря, ролевые игры представляют собой небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.[28]
Руководитель ролевой игры, как правило, не является непосредственным участником игрового комплекса.
Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерывается для обсуждения. В ролевой игре нет процедурных средств, воздействующих на игроков, таких, как мнение эксперта или ведущего. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В отличие от других игр, в ролевой игре в зависимости от ее целей решения могут приниматься как коллективно, так и индивидуально.
Эмоциональный эффект ролевой игры строится на «проживании» участниками нового опыта в игровой обстановке, своего рода открытиях, которые совершает человек, участвуя в игре.[29]
Игры вообще и ролевые игры в частности представляют собой мощное образовательное средство. В гуманистической педагогике нас интересуют ролевые и деловые игры проблемной направленности, т. е. такие обучающие игры, которые позволяют через драматизацию, сюжет проиграть возможные способы решения проблем, выхода из возникших проблемных ситуаций. Это позволяет глубже вникнуть в проблему, пропустить ее «через себя», т.е. через образ, роль которого учащийся принимает на себя. Такая деятельность чрезвычайно важна, так как выпускники вузов, молодые специалисты подчас теряются, встречаясь с необходимостью решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях.[30]
Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. В ролевых играх действия игроков стимулируются самим игровым компонентом, в который включаются элементы среды, внешние по отношению к объекту моделирования. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего достигается самоорганизация участников.[31]
Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, ведущими игры или нормативными документами, а могут быть сформулированы игроками в соответствии с собственным видением ситуации. С точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости правил игры могут быть поделены на «жесткие», «свободные» и занимающие промежуточное положение.[32]
В отечественной практике профессиональной подготовки и повышения квалификации получили распространение организационно – деятельностные игры, направленные на рефлексию основ профессиональной деятельности (научной, организационной, воспитательной и т.д.). Эти игры имеют поисковый характер, их педагогический эффект связан с побуждением участников к личностному самоопределению по отношению к профессиональной ситуации, самой профессиональной деятельности, интеллектуальным средствам ее организации, взаимодействию с окружающими (особенно при наличии оппозиции, конфликта).[33]