Файл: Роль мотивации в поведении организации (ООО «Интернет-Холдинг 7ВЭБ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема мотивации трудовой деятельности персонала активно обсуждается на страницах периодической печати, в этом направлении проводятся научно-теоретические и практические изыскания, выходят монографии, учебники, защищаются диссертации. Все это отражает современные социально-политические реалии, для которых характерны кардинальные перемены. На рынке труда коренным образом поменялись экономические и социальные приоритеты, касающиеся секторов экономики, отраслей производства, профессий; иными стали модели получения доходов; возрос уровень профессиональных притязаний современных молодых специалистов. И пока неясно, изменится ли это положение в условиях нынешнего кризиса, вместе с которым обострились многие социальные проблемы. Среди них, например, занятость, доступ к получению основного и дополнительного образования, жилищная проблема и др.

В новых условиях хозяйствования система кадрового менеджмента представляет собой процесс воздействия организации на ее сотрудников с помощью специальных методов, направленных на достижение определенных целей. Основу концепции мотивации кадрового потенциала организации в настоящее время составляют возрастающая роль личность работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Именно по этим причинам выбранная тема курсовой работы – «Роль мотивации в поведении организации» является достаточно актуальной.

Управление персоналом позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.

В соответствии с выбранной темой определяется цель проводимого исследования: проанализировать систему мотивации труда персонала ООО «Интернет Холдинг 7ВЭБ» для определения роли мотивации в поведении организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда функциональных задач:

- рассмотреть теоретическое понятие мотивации и стимулирования труда персонала организации;

- проанализировать основные теории мотивации;

- охарактеризовать методы мотивации труда персонала;

- составить бизнес-справку ООО «Интернет Холдинг 7ВЭБ»;

- проанализировать систему кадрового менеджмента ООО «Интернет Холдинг 7ВЭБ»/

В соответствии с темой курсовой работы определен объект исследования: им является система мотивации труда персонала Интернет-организации.


Предметом работы являются особенности системы мотивации труда персонала как фактора повышения эффективности процесса управления (на примере организации ООО «Интернет-Холдинг 7ВЭБ»).

Теоретическую базу курсовой работы составили труды М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазуриной, А.А. Санькова, А.Д. Соснина и др. исследователей, активно изучающих современные методы мотивации труда персонала и управления организацией.

Структура курсовой работы: Введение, две Главы, Заключение, Список использованных источников и литературы, Приложения.

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, формулируются цель работы и задачи, определяется объект, предмет, методы научного исследования, представлена теоретическая и практическая значимость работы;

В Главе 1 рассмотрены теоретические аспекты управления организацией, дана характеристика мотивации труда персонала, дан обзор передового научного и практического опыта по исследуемой проблеме.

В Главе 2 представлен анализ организации труда персонала в ООО «Интернет-Холдинг 7ВЭБ», проанализирован процесс организации труда персонала, выявлены и охарактеризованы основные проблемы системы мотивации труда персонала;

В Заключении обозначены основные выводы по проблеме мотивации труда персонала ООО «Интернет-Холдинг 7ВЭБ», обобщены и систематизированы полученные в процессе исследования результаты.

Список использованной литературы представлен источниками научно-методической, публицистической и правовой литературы по исследуемой проблеме.

Глава 1. Теоретико-методологические основы мотивации труда персонала

1.1 Понятие мотивации как составляющей части эффективного управления

Мотивация – вид управленческой деятельности, который побуждает работников к деятельности. Она предусматривает стимулирование при помощи внешних факторов, так называемое материальное и моральное стимулирование, а также внутренних психологических побуждений к работе. [10,134]


Классическое понимание мотивации в менеджменте, связано с процессом побуждения себя и других работников к деятельности для достижения либо личных целей, либо целей организации. То есть мотивация трудовой деятельности является процессом удовлетворения работниками своих потребностей, а также ожиданий в производимой ими работе.

Теоретические основы мотивационного процесса Н.Е. Андреева раскрывает в форме диалога с управленцем, как бы заостряя его внимание на тех или иных особенностях мотивации. Это своего рода рекомендации руководителям фирм в деле изыскания наилучших способов побуждения сотрудников к самосовершенствованию и результативной работе. Предложена следующая градация потенциальных сотрудников по признакам компетентности и мотивированности: компетентные и мотивированные; мотивированные, но недостаточно компетентные; компетентные, но недостаточно мотивированные; недостаточно компетентные и недостаточно мотивированные».[12,34]

Н.Е. Андреева трактует мотивацию как процесс воздействия на человека в целях побуждения его к конкретным действиям и предлагает градацию мотивов труда на основе потребностей, которые трактуются как стремление людей к определенным результатам. Среди них: мотивы содержательности труда; мотивы его общественной полезности; статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности данной трудовой деятельности; мотивы получения материальных благ; мотивы, ориентированные на достижение определенной интенсивности труда.[12,46]

В современном менеджменте сочетаются два базовых направления, которые принимаются руководителями как тождества: мотивация и стимулирование. Руководитель, ставя перед работником задачу, говорит ему: "Я тебя промотивирую" или "Я тебя простимулирую". При этом он подразумевает одно и то же, то есть вознаграждение работника за качественно выполненную работу. На самом деле стимулирование и мотивация - это разные вещи, но служащие достижению единой цели - повышению эффективности труда работника.

Процесс удовлетворения является мотивационной политикой, выстраиваемой руководством организации на основании потребностей и интересов работников. Комплекс мер представляет стимулирование труда, которое дополняет мотивационную политику и выступает средством удовлетворения потребностей работника, как правило — материальных.

Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда, как считает Е.М. Ястребова, позволяет констатировать, что по мере социально-экономического прогресса общества меняется и вектор мотивационных воздействий.[34,56] Мотивы трудовой деятельности в условиях большей образованности и обеспеченности людей, чем в прошлом, усложнились, сотрудники ныне поддаются каким-либо воздействиям все более опосредованно и влияние на мотивационные процессы требует поэтому от управленцев высокой квалификации.


Как и другие авторы, занимающиеся данной проблемой, Е.М. Ястребова формулирует собственное представление о совокупности мотивов трудовой деятельности. Она упоминает о ее содержательности, общественной полезности, о статусности, связанной с общественным признанием результатов трудовой деятельности, а также о мотивах получения материальных благ и коллективизма, справедливости, состязательности и пр. [34,60]

Мотивация в менеджменте базируется на двух категориях. Это потребности и поощрения.

Потребности – это осознание отсутствия чего-нибудь, что побуждает к действию.

Первичные потребности у человека заложены генетически. Вторичные потребности по своей природе психологичны, появляются в ходе приобретения жизненного опыта. Поскольку потребности у человека требуют их удовлетворения, то менеджеры стараются создать такую систему поощрений, которая даст уверенность в удовлетворении потребностей за счет действий, направленных на достижение целей организации.

Поощрения – это все то, что человек считает для себя ценным.

В организации менеджеры могут использовать внешние поощрения и внутренние.

К ним относятся: повышение по службе, денежные выплаты, чувство успешности, возможность самовыражаться и саморазвиваться, дружба и позитивное общение. Каждому человеку присуща полностью определенная мотивационная структура. Деятельность человека определяется большим количеством различных по своей природе мотивов с великим множеством приоритетов.

На протяжении нескольких лет мотивационные тенденции человека стараются свести в специальные системы и построить мотивационные теории. Эти теории помогают менеджерам понять шаблоны поведения человека. Сегодня известно несколько таких мотивационных теорий. Это теория психоаналитическая, драйвов, гедонистическая теория, теория условных рефлексов, теория потребностей Маслоу, Мак-Клеланда, Туган-Барановского, теория «Х» и «У» Дугласа Мак Грегора, теория «мотивационной гигиены», теория ожиданий Врума и теория справедливости.

В менеджменте разработаны десять стратегий мотивации персонала. Все они предусматривают использование поощрений и похвалы.

Говоря о мотивации, следует отметить, что эффективность трудовой деятельности зависит от правильности использования стратегии и системы мотивации сотрудников. Современный подход к использованию системы мотивации должен сводиться к умелому выбору руководителем самых действенных способов влияния на персонал в конкретных ситуациях.


В любом изданном на Западе справочнике для менеджеров этой управленческой функции отдается явное предпочтение. Не обделяют вниманием мотивацию и наши теоретики и практики.

Так, известный советский психолог П.М.Якобсон считает, что мотивация складывается из совокупности мотивационных тенденций:

а) политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;

б) достаточно сильные интересы к получению впечатлений (от спорта, искусства, развлечений);

в) устремленность к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;

г) сильная потребность в чем-то (в книгах, деньгах, в тех или иных предметах, в эстетических впечатлениях и т. д.);

д) достаточно сильное чувство (признательность, любовь, страх, гнев, ярость, жалость и т. д.);

е) действенные моральные убеждения в необходимости соответствующим образом реагировать в известных ситуациях;

ж) привычки (традиции, предрассудки, способ реагировать на невежливые слова и поступки, отношение к труду, другим людям, вещам и т. п.);

з) подражание (мода на одежду, определенные манеры, поведение, вкусы и др.).[13,213]

Как основная функция менеджмента, мотивация связана с процессом побуждения подчиненных к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование в определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей — их интересы — мотивы деятельности — действия.

Задачи, которые может решать руководство с помощью мотивации:

• признание труда сотрудников, добившихся высоких результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности;

• демонстрация одобрительного Отношения фирмы к высоким результатам труда сотрудников;

• популяризация получивших признание результатов труда сотрудников;

• применение различных форм признания заслуг;

• улучшение морального состояния работников через соответствующую форму признания;

• обеспечение процесса повышения трудовой активности сотрудников.[34,149]

Мотивацию классифицируют по нескольким признакам (Рисунок 1).

Рис. 1. Классификация мотивации персонала

В зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную.

Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.