Файл: Выбор стиля руководства в организации ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);

– показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур) [30].

Качественные показатели включают:

– повышение научно-технического уровня управления;

– повышение квалификации менеджеров;

– повышение уровня обоснованности принимаемых решений;

– формирование организационной культуры;

– удовлетворенность трудом;

– завоевание общественного доверия;

– усиление социальной ответственности организации;

– экономические последствия.

Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая – в будущем.

Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.

Эффективность управления определяется как в относительных величинах – соотношение цели и полученного результата, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения - так и в общем виде, например, в полученной прибыли. Но нельзя упрощенно подходить к оценке эффективности управления, соизмеряя полученную прибыль и затраты по управлению, так как результат управления может быть не только экономическим, но и социальным и имиджевым.

Эффективность управленческого труда в конечном итоге зависит от многих условий. К их числу относят потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его характера, авторитета и стиля руководства. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Существует множество примеров того, как руководитель прогрессивного стиля, возглавив отстающий коллектив, преобразовывает его, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно функционировавшую до того организацию [44].

На протяжении всей истории развития науки управления и практического менеджмента идет поиск оптимальных стилей управленческой деятельности, выбор и следование которым приводит к эффективной деятельности организаций.


Анализ литературы показывает, что усилия ученых в этом плане направлены на поиск научных обоснований оптимизации управленческой практики в современных организациях путем совершенствования стиля руководства.

Стиль руководства, применяемый в современных организациях, несомненно, влияет на эффективность управленческой деятельности субъектов управления и эффективность деятельности самих организаций [50].

Правильный выбор стиля руководства влияет, несомненно, положительно на социально-психологический климат в коллективе, на мотивацию персонала, опосредованно на экономику организации, а также благоприятно сказывается на имидже предприятия. Экономическая, социальная и имиджевая эффективность организации, предприятия непосредственно связана с адекватным выбором стиля руководства [57].

Таким образом, проанализировав различные подходы к сущности и содержанию понятия «стиль руководства» можно сказать, что стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Стиль руководства – это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.

1.2 Классификация и виды стилей руководства

Стиль руководства представляет относительно устойчивую систему методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив для эффективной реализации управленческих функций. Каждый руководитель в процессе своей управленческой деятельности исполняет свои функции в присущем только ему стиле руководства. Ориентация руководителя на выполнение задач или на человека, забота о человеческих отношениях – все это стиль руководства.

Первая удачная попытка классификации стилей руководства и выявление их влияния на эффективность деятельности организаций принадлежит К. Левину (30 годы прошлого века). Каждый из трех выделенных стилей руководства: авторитарный, демократический и либеральный имеют свои достоинства, недостатки и влияние на эффективность деятельности организаций.

Следует заметить, что создание К. Левиным теории стилей стало возможным с появлением идей бихевиористской школы и, прежде всего, идей Д. Мак-Грегора о мотивации людей и поведении в управлении «X» и «Y» и соответственно о двух подходах к управлению людьми в рамках этих теорий.


Так, определенный К. Левиным авторитарный стиль, характеризуется централизацией власти в руках руководителя, единолично принимающего решения и контролирующего всю деятельность подчиненных, не давая им необходимого объема информации и возможности проявить инициативу. В данном случае, происходит взаимодействие на уровне «взрослый» – «ребенок».

К достоинствам авторитарного стиля следует отнести то, что его применение позволяет быстро наладить взаимодействие внутри организации и в сложных ситуациях дает быстрые результаты. Данный тип руководства предполагает близкую к идеалу постановку задач и отличный контроль за их выполнением.

Недостатки стиля: подавление инициативы и самостоятельности персонала и снижение удовлетворенности сотрудников своей деятельностью. Применение этого стиля требует громоздкой системы контроля за работой персонала и повышает степень бюрократизма в организации. Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов в организациях.

Кроме того, поскольку жесткий авторитарный руководитель не располагает к себе людей, предприятию приходится затрачивать дополнительные ресурсы на удержание подчиненных в связи с усложненными условиями труда.

Неправильно понимаемый авторитаризм представляет собой перевернутую систему, в которой на первом месте находятся права, а не обязанности, власть, а не ответственность. Наиболее сложным моментом в жизни авторитарных систем является смена главы иерархии, поэтому заранее выстраивается система селекции и подготовка нового лидера. Жесткая связка «администратор-исполнитель» является сутью авторитаризма.

Авторитаризм всегда и во всем поддерживает иерархию, и та отвечает ему взаимностью. При всей жесткости и внутреннем неравноправии авторитарной системы подчиненным не надо выдавать креатив, нести избыточную ответственность. Их задача сводится к исполнению указаний.

В определенных случаях зрелые сотрудники и зрелый руководитель авторитарного типа – это гармоничная конструкция.

Авторитаризм – испытание для руководителей, его придерживающихся. Как правило, им свойственнее сидром профессионального выгорания, потеря рациональных границ, мании величия, изменению психоэмоциональных ориентиров. В целом компания бывает эффективной при автократии – особенно во времена хаоса, когда скорость принятия решений является критическим фактором.

Вместе с тем, практика показывает, что долгосрочное использование такого стиля руководства, особенно во времена стабильности, выхода на развитие, приводит к снижению степени эффективности организаций.


К. Левин, доказал, что авторитарное руководство помогает выполнению большего объема работ, чем демократическое. Но при этом снижается мотивация, качество и оригинальность исполнения; появляется напряженность и агрессивные формы поведения.

Однако, несмотря на критику теоретиков управления в адрес авторитарного стиля руководства, по мнению многих современных практиков, авторитарный стиль руководства, это наиболее оптимальная «форма правления», позволяющая превратить компанию в быстрый и хорошо управляемый механизм, однако к издержкам стиля можно отнести факт слишком сильной зависимости организации от человека, оказавшегося у руля.

Демократический стиль характеризуется децентрализацией власти и консультированием руководителя с подчиненными по поводу принятия управленческих решений. Практикуется делегирование полномочий и стимулируется инициатива со стороны подчиненных. Демократический стиль предполагает взаимодействие на уровне «взрослый» – «взрослый». У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания.

Демократический стиль стимулирует творческую деятельность персонала, снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно, повышают мотивацию труда, снижает конфликты и улучшает психологический климат в организации.

Вместе с тем, применение стиля имеет недостатка: не осуществляется жесткого централизованного контроля; затягивается процесс принятия решений и их выполнения; размыта ответственность за принятые решения.

Практика показывает, что долгосрочное использование такого стиля руководства приводит к повышению эффективности работы организации.

Попустительский (либеральный стиль) характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Либеральный руководитель позволяет работать подчиненным так, как они считают нужным, не вмешиваясь в их деятельность. Руководитель использует для решения вопросов личные связи. Взаимодействие происходит на уровне «ребенок» – «ребенок».

Достоинства и недостатки данного стиля – две стороны одной медали: подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии. При либеральном руководстве сильно снижается как объем, так и качество работы по сравнению с демократическим стилем. Исполнителям самим не нравится такой стиль руководства.

В некоторых ситуациях (например, творческий коллектив) такой стиль может оказаться оправданным, но в течение непродолжительного времени.


Участники проводившихся К. Левиным исследований Р.К. Уайт и Р. Липпитт отразили в виде таблицы важнейшие отличительные черты трех классических стилей руководства (таблица 1).

Таблица 1 – Характеристики стилей руководства в организации

Параметры

Авторитарный

(автократический, директивный, административный)

Демократический (коллегиальный)

Либеральный (пассивный стиль).

Природа стиля

Позиция «над группой»:

Высокая централизация власти, жесткий диктат воли, доминирование

жесткого единоначалия

Позиция

«в группе»: Делегирование полномочий с

удержанием

ключевых позиций у

лидера

Позиция «вне группы»:

Минимальное участие

руководителя в управлении

(«максимум демократии»,

«минимум

контроля»).

Преимущества

Большая скорость принятия решений, основное внимание порядку, результату.

Принятие целесообразных решений;

усиление личных обязательств по

выполнению работы

Разгрузка руководителя;

высокая степень

самостоятельности и квалификации и подчиненных.

Недостатки

Снятие ответственности с подчиненных;

высокая вероятность

ошибочных решений; уменьшает

инициативность и творчество;

Неблагоприятный психологический климат; эмоциональное напряжение

Требует много времени на принятие решений

Расслоение коллектива на

конфликтующие подгруппы;

Результаты работы обычно низкие;

Коллектив не удовлетворен своей работой,

руководителем;

Психологический климат в коллективе неблагоприятный;

нет сотрудничества;

Нет стимула трудиться.

Способ принятия решения

Решение руководитель принимает

самостоятельно, не советуется с коллективом

Требует много времени на принятие

решений, стремится решать вопросы коллегиально

За собой сохраняет функции

консультанта,

арбитра, эксперта,

оценивающего полученные результат

Способ доведения

решения до исполнителей

Приказ, распоряжение, команда

Предложение

Просьба, упрашивание.

Интенсивность качества работы

Высокая интенсивность

Высокая оригинальность результатов

Трудовая атмосфера

Высокая напряженность, враждебность

Свободная дружеская атмосфера

Атмосфера вольности

отдельных сотрудников

Контроль руководителя за деятельностью подчиненных

Повышенный

Средний

Отсутствует

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

Руководитель всегда доверяет своему

коллективу и старается распределить

ответственность на всех уровнях организации

Полностью в руках исполнителя

Отношение к инициативе

сотрудников коллектива

Сдерживание индивидуальных инициатив.

Поощряется и используется

Полностью передается коллективу

Отношение к знаниям

Считает, что все сам знает

Постоянно учится и требует того же от коллег.

Безразличное

Отношение к общению

Отрицательное, соблюдает дистанцию, резкость, нетактичность

Положительное, активно идет на контакты,

доброжелательный, вежливый тон в форме просьб, советов и пожеланий.

Инициативы не проявляет, общение ведется

доверительным

тоном, действует уговорами,

налаживанием

личных контактов, к критике относится терпимо.

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Разумное

Мягкое, формальное

Отношение к стимулированию

Наказание с редким

поощрением

Поощрение с редким наказанием

Нет четкой ориентации