Файл: Выбор стиля руководства в организации ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя таблицу, можно отметить, что данные стили плавно переходят друг в друга. По сравнению с другими стилями, авторитарный руководитель добивается выполнения большего объема работы, но наблюдаются такие отрицательные факторы как неблагоприятный климат в коллективе, снижение мотивации, творческой инициативы, отсутствие мышления коллективного. При либеральном стиле руководства объем, и качество работы снижается [6].

В настоящее время возможно несовпадение содержания и формы действий руководителя, например, часто авторитарный руководитель маскируется под демократического руководителя общим обсуждением проблемы, хотя в действительности решение руководитель принял единолично.

Таким образом, можно отметить, что результативность деятельности наиболее высокая при использовании руководителем авторитарного, демократического, смешанного стилей (демократический-авторитарный) и, а наиболее низкая будет при либеральном стиле. В отличие от других стилей, у либерального стиля было выявлено больше недостатков, но это еще не говорит о его малоэффективности в управлении образовательными системами. Эффективность либерального стиля наиболее высока в школах, со сформированным педагогическим коллективом, творческими группами, нравственно здоровыми, творчески работающими, ответственными к своим обязанностям, с наиболее опытными, квалифицированными работниками.

Анализ литературы свидетельствует о нахождении многими авторами негативного в авторитарном стиле руководства. Обратившись к истории 1812 года, можно вспомнить, как Великий полководец Михаил Кутузов смог сломить армию Наполеона, используя авторитарный стиль, управляя своим полком [13]. Авторитарный стиль сейчас наиболее широко распространен в управленческой деятельности, что способствует хорошей трудовой дисциплине, соответствует сегодняшней обстановке в образовании.

Поэтому он и занимает лидирующее место. Часто наравне с авторитарным стилем используют демократический стиль затем следует либеральный. «Многомерные» стили управления представляют комплекс взаимодополняющих подходов. В качестве ключевых позиций здесь используется следующий ряд стилеобразующих характеристик:

  • активность-пассивность руководителя в управленческом взаимодействии с подчиненными;
  • единоначалие-коллегиальность при принятии решений;
  • ориентация только производственные или на производственные и социальные задачи;
  • директивный или побудительный характер воздействию руководителя на подчиненных при побуждении их к действию;
  • ориентация на развитие самостоятельности или на регламентацию их активности;
  • ориентация на положительные или отрицательные методы стимулирования подчиненных;
  • дистанционные или контактные отношения с подчиненными;
  • ориентация на централизацию или децентрализацию информационных потоков в группе;
  • наличие или отсутствие обратной связи между руководителем и группой [7].

Многомерные стили управления представим в таблице 2.

Таблица 3 – Многомерные стили управления

Многомерные стили управления

Стороны

положительные

отрицательные

Примитивное руководство или

«отдых на работе»

(объединенное управление)

Холодное отношение к

коллективу, не является

лидером, просто «хранитель

своего кресла»

Социальное руководство

Руководитель любим подчиненными: уделяет

особое внимание нуждам и

потребностям. Текучка кадров очень низка, а уровень

удовлетворенности трудом очень высок.

Излишняя доверчивость подчиненным приводит к

принятию непродуманных

решений Подчиненные могут злоупотреблять доверием к себе.

Авторитарное руководство

(власть, подчинение)

Руководитель заботится только об организации

Не осуществляется никакой социальной деятельности, между руководителем и

подчиненными, отсутствует взаимопонимание.

Производственно-социальное управление

(организационное управление)

Забота о людях, забота об образовательной организации.

Решения должны приниматься руководителем, но постоянно обсуждаются и корректируются коллективно

Прогрессивность взглядов мало распространяется на стиль управления, что не

способствует развитию.

Командное руководство (групповое управление)

Активное вовлечение коллектива в процесс

принятия решения. Это позволяет повысить

удовлетворенность трудом, всех работающих.

Таким образом, можно отметить, что многомерные стили руководства включают черты нескольких управленческих методов. Характеристика стилей руководства состоит в совокупности многочисленных взаимодополняющих факторов, не зависящих друг от друга.

Изначально сформировалась теория двумерного способа управления, основывающегося на двух подходах. Первый нацелен на создание благоприятного микроклимата среди сотрудников, поддержание здоровых рабочих отношений, а второй – на формирование соответствующих организационных и производственных условий, направленных на полноценное раскрытие способностей персонала.


Таким образом, существуют разные стили руководства, но самым эффективным стилем руководства является тот, при котором руководитель ориентирован на высокоэффективную работу и доверительные, доброжелательные отношения к своим коллегам. Каждый руководитель со временем воспитывает в себе эффективного руководителя, черпая определенные черты от разных стилей, умело применяя их в зависимости от конкретной ситуации, социально-психологических особенностей коллег и своих личных качеств, а также от специфики решаемых задач. В современной сфере управления образовательными системами существует много руководителей, которые имеют смешанный стиль (демократический, авторитарный).

1.3 Факторы формирования стиля руководства в педагогическом коллективе

Условия, в которых происходит взаимодействие коллектива социальной организации, считаются оптимальными если есть результат успешности совместной деятельности работника, прослеживается удовлетворенность процессом и результатом, достигнутым по окончанию социальной деятельности.

Высокое значение имеет и сами взаимоотношения, которые протекают внутри коллектива социальной организации, как настроен коллектив. Социально-психологический климатом принято считать, относительно стабильное состояние всего коллектива. Абсолютно любой коллектив, неважно какое у него количество человек, редко может существовать самостоятельно сам по себе, так или иначе все члены коллектива взаимодействуют между собой, будь то помощь, поддержка, ведь педагогический коллектив направлен к одной цели.

Особенности личности руководителя, являясь определяющим фактором эффективного управления, формируют определенный стиль руководства. Его отношение к делу и педагогическому коллективу, поведение создают определенный психологический климат, создают определенные нормы взаимоотношений и поведения в нем. Это может быть атмосфера нервозности, иногда даже страха, или наоборот атмосфера сотрудничества и деловой активности. Руководитель должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача современного руководителя – добиваться коллективной работы, сотрудничества. Если его усилия не поддерживаются коллективом, несмотря на его трудолюбие и талант, то результат будет малоуспешным. Это значит сотрудничество, а не прямое давление.


На выбор руководителем индивидуального стиля влияют субъективные и объективные факторы. Субъективные факторы, зависящие от самой личности руководителя: опыт, профессиональные знания, интеллект, культура, характер поведения; психический склад руководителя (темперамент, характер, нравственные качества); выбор определенных методов и форм воздействия на членов коллектива в зависимости от конкретной ситуации, обстановке; неповторимые личные качества, система жизненных ценностей, определяющие «управленческий почерк»; индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.

Объективные факторы, которые формируются под влиянием среды окружения: окружающая учебно-производственная среда – форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами, социально – психологические особенности педагогического коллектива (характер сложившихся в нем взаимоотношений, возраст, пол, уровень квалификации, интересы и потребности, его традиции и ценности); специфика образовательного учреждения – структуры управления, его цели, задачи, технология управления, функции руководителя; способы и приемы управления, используемые руководством.

В стиле проявляются склонности человека, отличительные черты, манеры поведения, привычки, вкусы. Стиль отражает индивидуальность личности, подчеркивает ее самостоятельность, неповторимость. Обычно стилю присуща устойчивость, характеризуемая в частом повторении тех или иных приемов руководства, но относительна, следовательно, стилю присущ и

динамизм. Однако особенности личности руководителя при всей их значимости не исчерпывают всех аспектов стиля.

У работников всегда возникает потребность общественного признания как социального работника, как личность, так и признания трудовой деятельности, это положительно влияет на профессиональное становление социального работника, а отрицательные оценки затормаживают продуктивность социального работника и мешают его развитию, ведь каждый социального работника выполняет достаточно много задач и обязанностей. Также для социального работника имеет большое значение мнение родителей их воспитанников. Именно поэтому в социальной деятельности большое значение имеет субъективная оценка, личностных и профессиональных качеств педагога, а также его личный вклад в дело всего коллектива.

Об эффективном способе формирования стиля руководства и его влияние на личность можно судить, потому что социального работника, приводя наглядные примеры, дает образец правильного поведения и деятельности, что позволяет на практике показать и соотнести реальное и идеальное. Мотивы являются оптимальным сочетанием материальной заинтересованности и непосредственного интереса к конкретной деятельности, что в свою очередь влияет на процесс труда и интерес к нему.


Зачастую руководителей, а в данной социальной организации – это заведующий, человек, приходящий в коллектив, который уже состоялся, имеет свои правила, самостоятельно может решать проблемы, которые возникают в результате рабочего процесса. У заведующего возникает первоочередная задача, найти общий язык с подчиненными, а для этого нужно найти подход и общий язык к каждому сотруднику, это поможет познакомиться с потенциалом коллектива и дать объективную оценку профессиональной деятельности в целом.

В коллективе для формирования определенного стиля руководства, руководителю необходимо иметь основные принципы и правила соблюдения устава организации и не просто знать, но и соблюдать их. Для социального работника важным фактором является не материальная составляющая, а основные нравственные потребности личности. Для социального работника очень важно чувствовать свою значимость в делах всего коллектива и совместно реализовывать планы, раскрывая свой творческий потенциал и стремления выразить себя [25, c.105].

Основные стили взаимодействия руководителя с коллективом, авторитарный, это когда каждый член коллектива выполняет свою работу под диктовку руководства, такой стиль взаимодействия негативно влияет на самооценку и эмоциональное состояние, как отдельных социальных работников, так и коллектива в целом лишая коллектив самосовершенствоваться и развиваться; попустительский стиль взаимодействия проявляется, как полное равнодушие к поручениям, а, как известно если нет заинтересованности в выполнении цели, то и положительного результата ждать не стоит; демократичный стиль, когда в коллективе созданы все условия для тесного взаимодействия работников, по нашему мнению самый оптимальный стиль взаимодействия руководителя и коллектива ориентированный на сотрудничество и продуктивное решение всех поставленных целей и задач, в свою очередь повлечет и высокие показатели социальной работы в целом.

Руководитель – это лицо, которое в силу закона, иных нормативных правовых актов или учредительных документов организации осуществляет управление этой организацией или выполняет функции ее единоличного исполнительного. У руководителя социальной организацией очень разнообразная роль, которая носит комплексный характер, его работа включает в себя следующие функции: организационно-административную, данный человек несет любую юридическую ответственность за нарушение или надлежащие исполнение условий договора, руководитель несет ответственность, как перед родителями или законными представителями, так и перед педагогами образовательной организации и является в свою очередь регулятором их отношений; следующая роль руководителя это аналитическая или по другому конструктивная, руководитель должен проанализировать цели и задачи образовательной программы выделить, что необходимо организации для создания условий необходимых для успешного освоения воспитанниками образовательной программы; информационно-технологическая роль включает в себя все необходимые условия для наиболее гибкого и доступного информационного пространства между всеми субъектами образовательного процесса.