Файл: Выбор стиля руководства в организации ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы изучения стилей руководства в организации
1.1 Сущность и содержание понятия «стиль руководства»
1.2 Классификация и виды стилей руководства
1.3 Факторы формирования стиля руководства в педагогическом коллективе
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию стиля управления руководителей
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день важной проблемой является проблема повышения качества управления современными организациями. В условиях перемен, характеризующихся ускорением глобальных процессов, современные организации особенно нуждаются в профессиональном руководстве для достижения наибольшей эффективности деятельности в настоящем времени и в перспективе. В связи с увеличением значимости деятельности по управлению персоналом возрастает необходимость максимизации продуктивности персонала путем совершенствования стиля руководства. Данное исследование посвящено проблеме выбора адекватного стиля руководства влияющего на эффективность деятельности организации. Сегодня от адекватного выбора и использования стиля руководства, как особого типа социального взаимодействия, во многом зависит успех организации.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена научной потребностью анализа характеристики стиля руководства как фактора эффективного управления современной организацией; целесообразностью разработки алгоритма оптимизации управленческой деятельности и необходимостью правильного выбора и практического применения адекватного стиля руководства отвечающего потребностям времени, ситуации и цели.
Теоретической основой являются труды социологии П. Бергера, П. Бурдье, М. Вебера, Т. Веблена, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, О. Контом, К. Марксом, Н. Смелзера, Г. Спенсера, А.И. Антонова, Г.П. Зинченко, В.Г. Игнатова, А.Е. Лукьяненко, Е.В. Охотсого, А.В. Радаева, Э.В. Тадевосяна, А.И. Турчинова и др.
Цель исследования является изучение выбора стиля руководства в организации.
Для достижения цели поставлены задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия «стиль руководства»;
- описать классификацию и виды стилей руководства;
- изучить факторы формирования стиля руководства;
- провести диагностику стиля управления руководителей в ясли-саде;
- проанализировать результаты исследования стиля руководства;
- разработать программу по совершенствованию стиля управления руководителей дошкольных образовательных организаций.
Объектом исследования является стиль руководства как элемент управленческой деятельности в организации.
Предмет исследования – процесс выбора стиля руководства как фактора эффективной деятельности организаций.
База исследования:
Методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогической и учебно-методической литературы, обобщение, синтез научного материала, конкретизация; обобщение), эмпирические (анализ практики организации стилей руководства в организации, наблюдение, беседа, тестирование), статистические (ранжирование, количественная и качественная обработка информации и экспериментальных данных, их графическое представление).
Теоретическая значимость исследования определяется теоретическими обобщениями и выводами, которые могут быть использованы в дальнейшем анализе проблем организационного развития посредством совершенствования стиля руководства как фактора эффективности деятельности образовательной организации.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические основы изучения стилей руководства в организации
1.1 Сущность и содержание понятия «стиль руководства»
Слово «стиль» – греческого происхождения. Появление в науке дефиниции «стиль» тесно связано с поиском путей выхода из хаоса, смуты, неопределенности в жизни древнего общества, времен Сократа и Главкона, Платона и Аристотеля. Суть стиля, считали они, проявляется в соответствии содержания и формы, гармонии целей и средств в мышлении и действиях человека.
В современной науке существует большое количество определений понятия «стиль руководства».
Под стилем руководства А.Я. Кибанов понимает «важнейшуюкачественную характеристику управленческой деятельности. Это не что иное, как основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и деятельности индивида» [33].
Под стилем руководства А.С. Макаров понимает способ обращения руководителей с подчиненными, характер отношений с сотрудниками в процессе исполнения служебных обязанностей, обобщенный тип поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей [37].
С.Ю. Трапицын считает, что стиль руководства — это регулярно проявляющиеся черты и формы взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных, так и субъективных условий, и профессионально-личностных особенностей руководителя [57].
Стиль руководства – это категория, раскрывающая уровень единства организации и профессионализма, нравственности и социальной полезности управления персоналом. Все определения стиля руководства, по сути, сводятся к совокупности характерных приемов и способов решения задач управления (рисунок 1).
Рисунок 1. Подходы к сущности и содержанию стиля руководства
Таким образом, стиль руководства формируется под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя и обусловлен спецификой поставленной перед коллективом задачи, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий, личностными особенностями всех членов коллектива, своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств.
Существенное воздействие на становление стиля оказывает интеллект и образование, особенности характера и темперамента, нравственные ценности руководителя. На формирование стиля заметное влияние оказывают характер выполняемых в организации функций, половозрастная структура коллектива и т.п. Нельзя также не считаться с характером сложившихся в нем формальных и неформальных взаимоотношений, его традициями и ценностными ориентациями.
Обобщенно, считается, что стиль руководства формируется под взаимовлиянием трех факторов: характера руководителя, компетентности сотрудников и ситуации, в которой находятся руководитель и сотрудники.
Анализ сущности понятия «стиль руководства» позволяет сделать вывод, что стиль руководства – система форм и методов воздействия, направленных руководителем на подчиненных с целью получения желаемого результата. Стиль, которого придерживается руководитель, постоянно находится в поле зрения подчиненных. Он определенным образом оценивается и воспринимается. Поэтому стиль руководства – это далеко не личное дело руководителя [26].
Стиль руководства как характеристика управленческой деятельности тесным образом связана с методами управления организацией. Метод и стиль можно сравнить с нотами и с манерой исполнителя музыкального произведения: ноты одни для всех, но каждый исполнитель трактует произведение по-своему. Стиль руководства во многом предопределяет результаты деятельности организации. Стиль не только некая форма общения, а выражение содержания, целей деятельности руководителя.
Можно отметить, что стиль руководства формируется под взаимовлиянием трех факторов: характера руководителя, компетентности сотрудников и ситуации, в которой находятся руководитель и сотрудники.
Анализ сущности понятия «стиль руководства» позволяет сделать вывод, что стиль руководства – система форм и методов воздействия, направленных руководителем на подчиненных с целью получения желаемого результата.
Лидерство – процесс воздействия, на последователей позволяющий подчинять их своей воле, причем одним из ключевых качеств лидера являются интеграционные способности.
Соотношение понятий лидерство и руководство можно представить следующим образом: руководство в большей степени формальная категория, а лидерство – моральная, понятие руководство ближе к манере поведения руководителя, а понятие лидерство ближе к способности лидера влиять на людей. Понятие руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно реализуется. Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз не формальных отношений.
Проявление лидерских качеств необходимо на всех ступенях карьеры. Так, на нижних – взятие на себя ответственности, качественное исполнение работ, готовность выйти за рамки; далее – умение развивать нужные качества, как в себе, так и в сотрудниках; на верхних – способность мыслить стратегически, видеть будущее компании, вести за собой людей.
Выделяют ключевые качества и характеристики настоящего лидера:
- чувство перспективы – конкретное видение направлений развития и путей достижения поставленных целей.
- страстность – вовлеченность, сопереживание, эмпатия.
- убедительность – способность мотивировать сотрудников, «заразить» их своей идеей, добиться своего.
- настойчивость – никогда не сдаваться.
- терпение – тщательно планировать все шаги и уметь ждать подходящего момента [17].
Чтобы стать лидером, нужно обладать определенными качествами характера и навыками. Однако если изменить, что дано тебе от природы очень сложно, то приобрести соответствующие навыки можно. В книге «Воля к лидерству» Марвин Бауэр выделяет следующие атрибуты настоящего лидера, которые не нуждаются в разъяснении: честность, сдержанность и непринужденность, умение слушать, восприимчивость, эмпатия, инициативность, умение мотивировать. Таким образом, с одной стороны, развивая в себе данные характеристики, у многих людей есть шанс стать лидером, с другой стороны, развить лидерский потенциал – это одно, а стать эффективным лидером – другое.
Стиль, которого придерживается руководитель, постоянно находится в поле зрения подчиненных. Он определенным образом оценивается и воспринимается. Поэтому стиль руководства – это далеко не личное дело. Стиль руководства как характеристика управленческой деятельности тесным образом связана с методами управления организацией. Метод и стиль можно сравнить с нотами и с манерой исполнителя музыкального произведения: ноты одни для всех, но каждый исполнитель трактует произведение по-своему.
Стиль руководства во многом предопределяет результаты деятельности организации. Стиль не только некая форма общения, а выражение содержания, целей деятельности руководителя.
Существует множество примеров того, как руководитель прогрессивного стиля, возглавив отстающий коллектив, преобразовывает его, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно функционировавшую до того организацию.
На протяжении всей истории развития науки управления и практического менеджмента идет поиск оптимальных стилей управленческой деятельности, выбор и следование которым приводит к эффективной деятельности организаций.
Стиль руководства, применяемый в современных организациях, несомненно, влияет на эффективность управленческой деятельности субъектов управления и эффективность деятельности самих организаций [25].
Эффективность управления – сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен
производиться с наименьшими издержками или с наибольшей
результативностью (производительностью). То есть, управленческая деятельность считается эффективной в том случае, если она на основе оптимального использования имеющихся ресурсов решает поставленные задачи и обеспечивает реализацию целей. Характеристику деятельности конкретной управляющей системы, отражающуюся в различных показателях деятельности, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности субъекта управления.
Эффективность управления выражается через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики. Для оценки эффективности управления используется система обобщающих и частных показателей. Обобщающие показатели характеризуют конечные результаты в зависимости от профиля и специализации организации: объем производства; прибыль; рентабельность; время и др. Частные показатели характеризуют использование отдельных видов ресурсов – труда, основных средств, инвестиций: темп роста производительности труда; материалоемкость продукции; фондоотдача.
Эффективность управленческой системы оценивается количественными и качественными показателями. Количественные показатели включают:
– комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудовых процессов управления и др.);