Файл: Выбор стиля руководства в организации ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы изучения стилей руководства в организации
1.1 Сущность и содержание понятия «стиль руководства»
1.2 Классификация и виды стилей руководства
1.3 Факторы формирования стиля руководства в педагогическом коллективе
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию стиля управления руководителей
6. Упражнение «Корабль единства».
7. Упражнение «Точка опоры».
8. Упражнение «Портрет идеального руководителя».
9. Итог. Коллаж – «Идеальный руководитель».
Примеры проведенных упражнений:
1. Мозговой штурм «Составляющие благоприятного психологического климата педагогического коллектива».
Цель: определение и принятие составляющих позитивного психологического климата в коллективе.
Предлагаем участникам тренинга определить, что именно каждый из нас может сделать для создания положительного психологического климата педагогического коллектива. Ведь именно от нас он зависит. Методом мозгового штурма определить составляющие благоприятного психологического климата, то, без чего он невозможен. Все мысли фиксируются на бумаге, а затем определяем 5-7 главных.
2. Упражнение «Точка опоры».
Цель: сближение членов группы, принятие высказываний каждого. Когда-то Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры – и я переверну весь мир». У каждого человека есть свои «точки опоры», которые помогают в жизни. Предлагаем участникам прокомментировать свои «точки опоры». Например: искусство, близкий человек, природа и т.д.
Обобщая вышесказанное можно отметить, что при выборе эффективного стиля управления руководителю лучше придерживаться следующих критериев выбора:
– первый критерий: соответствие поведения правопорядку и закону, установленному в обществе;
– второй критерий: интерпретация честности, нравственности, совестливости, справедливости, и их неуклонное соблюдение как гарант верности выбранной человеком модели поведения;
– третий критерий: цель, которую ставит перед собой человек. Эффективнее разбивать цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней. Значительнее собственная цель руководителя больше стимулирует его;
– четвертый критерий: интуитивная или умозрительная оценка конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств (выигрышно «смотрелся», «слушался», «запомнился»);
– пятый критерий – самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретного стиля управления. Разумно тщательно взвешивать все свои характеристики, избирая личную поведенческую модель;
– шестой критерий: выделение и конкретизация собственных возможностей, умения использовать человековедческие технологии («конструирование» коллективов, индивидуальная работа с коллегами, подчиненными, речевое воздействие стимулирование делового честолюбия);
– седьмой критерий: значение психолого-половых характеристик личности. Чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся стереотипов и не разочаровать собой партнеров, рекомендуется проявлять те личностно-деловые качества, которые они ожидают в вас найти. Так, мужчины ценят в женщине внешнюю привлекательность и сексуальность. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психологии, не могут с этим не считаться как, в свою очередь, и мужчинам не следует забывать о том, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают интеллектуальную незаурядность, мужественность и благородство.
Выбор того или иного стиля руководства в каждой конкретной ситуации в значительной мере зависит от личности того, с кем человеку приходиться вступать во взаимодействие.
В результате реализации предложенных рекомендаций по совершенствованию стиля управления руководителей мы получим следующие результаты:
– благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе;
– мотивация педагогов на результативный труд.
– заинтересовывать всех членов коллектива в достижении
– намеченных целей;
– удовлетворенность педагогов достигнутыми результатами и условиями работы.
Оценив эффективность предложенной программы, важно сказать, что программа по совершенствованию стиля руководства в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут» обеспечит стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также повышение эффективности образовательного процесса. Далее проведем повторное диагностическое исследование по изучению стилей руководства (рисунок 5) по методике на выявление лидерских качеств руководящего состава «Способность к лидерству» (Р.С. Немов).
Рисунок 5. Результаты исследования лидерских качеств по методике
Р.С. Немова «Способность к лидерству» на контрольном этапе эксперимента
Согласно представленным данным у 15 чел. (20%) – директора, заместителей и некоторых воспитателей лидерство выражено в сильной степени. У 5 чел. (7%) – также, как и на начальном этапе эксперимента, наблюдается низкая выраженность лидерства, у остальных 73% - средняя.
Далее представим результаты исследования по методике «Оценка стиля управления» (Л.Д. Столяренко) (рисунок 4).
Рисунок 4. Результаты исследования стиля управления по методике
Л.Д. Столяренко «Оценка стиля управления» на контрольном этапе
эксперимента
Таким образом, можно сказать, что предложенные рекомендации по совершенствованию стиля управления руководителей организаций положительно влияют на стиль управления руководителей в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут». Так директор и заместители директора предпочли применению авторитарно-единоличного стиля управления единолично-демократический стиль. Некоторые воспитатели стали больше проявлять свои лидерские качестве в управлении.
Следовательно, предложенные рекомендации можно считать эффективными.
Заключение
Управление образовательными системами – это разновидность социального управления, которое осуществляется путем воздействия на ценностные ориентации, условия жизни людей, и одновременно выделяется в нескольких формах: управление системой, конкретным образовательным учреждением, процессом, педагогическим коллективом, результатом. Является сферой реализации способностей личности руководителя, проявляющиеся в его стиле управления.
Стиль представляет собой одновременно социальное явление, отражая убеждения, мировоззрение руководителя, и индивидуальное явление, определяющееся специфическими характеристиками конкретной личности. Руководители, развивая и совершенствуя свои личностные качества, безусловно, могут повысить эффективность своего образовательного учреждения. Разные стили по-разному влияют на психологический климат, мотивирование, межличностные отношения внутри педагогического коллектива.
Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Стиль руководства – это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
Таким образом, существует много взглядов на стили руководства. Каждый стиль имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но эффективность выбранного руководителем стиля в первую очередь будет зависеть от его личных качеств, состава руководимого им педагогического коллектива.
Основываясь на теоретических положениях, была проведена опытно-экспериментальная работа на базе ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут».
Проведя опытно-экспериментальную работу по определению стиля руководства ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут» определили стили управления руководителей образовательного учреждения, также определили влияние стиля на эффективность организации в целом. Руководитель и сотрудники имеют в основном смешанный стиль руководства (авторитарный-демократический), но с разной степенью выраженности. Обращает на себя внимание то, что выраженность конкретных личных качеств, управленческих способностей у руководителей, различающихся по типу индивидуального стиля руководства, не одинакова. Можно сделать вывод, что тип индивидуального стиля руководства закономерно связан с личностными качествами руководителей.
Соответственно, значимость и иерархическая структура личностных качеств руководителей, заместителей будет меняться, и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет, сложившаяся система отношений с педагогическим коллективом и пр.).
Руководитель, обладая определенным уровнем управленческих способностей, личностных качеств может правильно выстроить свои взаимоотношения, создать благоприятный психологический климат, определенный тип поведения с педагогическим коллективом, направить его деятельность на достижение высоких результатов.
Руководители, развивая и совершенствуя свои личностные качества, ориентируясь на реальность, безусловно, могут повысить эффективность своего образовательного учреждения. Руководитель, который желает добиться высоких результатов в управленческой деятельности не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей управленческой деятельности. Эффективный руководитель – это руководитель, обладающий не только властью, статусом лидера в коллективе, ориентированный не только на деятельность образовательного учреждения, но и на развитие, поддержание, как всего коллектива, так и отдельных его членов.
Для достижения оптимальных результатов необходимо стремиться адекватно, оценивать ситуацию, творчески анализировать объективные ограничения и субъективные возможности их преодоления, прогнозировать последствия принимаемых решений, реально оценивать возможности подчиненных, как руководителей, так и исполнителей, опираться на тот стиль управления, который следует из психологических и личных характеристик руководителя, при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип темперамента.
В целях совершенствования стиля руководства в дошкольной образовательной организации, нами была разработана программа по оптимизации стиля управления руководителям образовательных учреждений:
– изменить авторитарный стиль руководства на «адаптивный» стиль, проявляющийся в умении руководителя вести себя в зависимости от требований реальной ситуации;
– использовать в процессе решения управленческих задач потенциальные возможности коллектива: профессиональный, интеллектуальный, творческий потенциал;
– главным ориентиром избрать создание благоприятной рабочей среды, оказание психолого-педагогической поддержки
– членов своего коллективу для их реализации потенциальных возможностей.
Таким образом, можно сказать, что предложенные рекомендации по совершенствованию стиля управления руководителей организаций положительно влияет на стиль управления руководителей ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут». Так директор и заместители директора предпочли применению авторитарно-единоличного стиля управления единолично-демократический стиль. Некоторые воспитатели стали больше проявлять лидерские качестве в управлении.
Следовательно, предложенные рекомендации по совершенствованию стиля управления руководителей образовательных учреждений действительно является эффективной, и обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также повышение эффективности образовательного процесса.
Список использованных источников
1. Авакян, И.Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому [Текст] / И.Б. Авакян // Педагогическое образование в современной России. – 2015. – №4. – С.67-72.
2. Авдулова, Т.П. Психология управления [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.П. Авдулова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 231 с.
3. Акимова, Ю.Н. Психология управления [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Ю.Н. Акимова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 320 с.
4. Аксенова, Е.А. Управление персоналом [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Аксенова. – М. :ЮнитиДана, 2015. – 561 с.