Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (ООО "ВАЛ").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала предприятия

Анализ количественного и качественного состава персонала также имеет большое практическое значение для диагностики системы управления человеческими ресурсами, действующей на конкретном предприятии. Результаты такого анализа позволят разработать грамотную кадровую политику на предприятии, выявить слабые стороны и, как следствие, решить, каким направлением необходимо заняться в первую очередь, чтобы улучшить эффективность использования персонала.

Численность работников увеличивается, так как в 2015 году была открыта третья станция обслуживания. Рабочие составляют основную долю персонала. Проанализируем изменения в составе рабочих по возрасту, стажу работы, образованию:

Таблица 2 - Структура работников ОО "ВАЛ", чел.

Показатели

2010 г

2015 г

2016 г

Структура 2016 г, %

Списочная численность работников

36

59

69

100

По стажу работы:

до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

16

20

0

30

27

0

28

32

0

47,5

45,8

0

По образованию:

с высшим образованием

со средним

специальным

со средним

16

8

12

23

15

21

25

17

22

39

27,1

33,9

По возрасту работников:

до 30 лет

от 30 до 40 лет

от 40 до 50 лет

свыше 50 лет

12

12

8

4

20

8

29

2

22

10

31

2

33,9

13,6

49,1

3,4

По полу работников:

мужчины

женщины

27

9

46

13

56

16

83

17

Политика предприятия в отношении персонала направлена на сохранение и удержание опытных работников, особенно тех, кто проработал более 10 лет. Поэтому часть персонала (6,7%) составляют работники со стажем работы свыше 10 лет.

Много работников, имеющих небольшой стаж до 5 лет (47,5%). В эту группу входят и те, кто только лишь закончил учебные заведения и вузы, что достаточно ценится, т. к. это молодые, активные и инициативные кадры. Остальную часть составляют те, кто работает от 5 до 10 лет. Именно они, работая совместно с опытными работниками, позволят обеспечить успешную деятельность предприятия в будущем. За последние годы в структуре работников по стажу не было значительных изменений. В результате того, что среднесписочная численность увеличивается, наблюдается общее увеличение численности в каждой графе.


В 2016 году по сравнению с 2015 годом численность работников с высшим образованием осталась такой же (39%). Количество сотрудников, имеющих среднее специальное образование, в 2016 году выросло незначительно - 27,1%. Многочисленную группу также составляют работники со средним образованием (33,9% в 2016 году).

Весь руководящий состав имеет высшее образование. Также несколько рабочих имеют высшее образование.

Кадровая политика направлена на сохранение своих работников, поэтому работники с возрастом от 40 до 50 и более 50 лет в совокупности составляют 52,5% от общей численности, 47,5% составляют молодые работники.

Не смотря на то, что деятельность связана с грузоперевозками, женщины составляют 17%. Большинство женщин работает в административном корпусе, но есть и такие, которые непосредственно участвуют в производстве.

Изменения в количестве и составе работников происходят в результате движения рабочей силы:

Таблица 3 - Движение рабочей силы СТО "Сервис Подвески", чел.

Показатели

2010 г

2015 г

2016 г

1. Состояло по списку на начало года

32

34

54

2. Принято

4

25

15

3. Выбыло, всего (в т.ч.):

по собственному желанию

уход на пенсию по старости

уход на пенсию по инвалидности

по истечению срока договора

уход в армию

по смерти

за нарушение трудовой дисциплины

2

-

-

-

-

-

-

10

3

1

-

-

-

3

3

-

-

-

-

1

-

4.Состояло по списку на конец года

34

42

69

Среднесписочная численность работников

35

40

69

Видно, что в 2016 году количество принятых превышает количество выбывших. Работники не справляются с тем объемом производства, который необходимо выполнить и который возможно реализовать. В результате администрация видит необходимость набирать новых работников на свободные вакансии. Главной причиной увольнения (около 75%) является собственное желание работника.

2.3 Прямое влияние функций управления человеческими ресурсами на персонал ООО «ВАЛ»


В ООО "ВАЛ" кадровая служба не выделена в отдельное структурное подразделение. Функции кадрового работника выполняет офис-менеджер. Поэтому, функции службы управления персоналом в основном сводятся к оформлению найма и увольнения рабочей силы и ведению кадрового делопроизводств. Вопросам планирования и прогнозирования кадровой ситуации, развития персонала, стимулирования труда и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должного внимания не уделяется. Очевидно, что это является очень негативным фактором в развитии предприятия и в дальнейшем, с изменением задач и ориентиров в управлении персоналом, должны измениться и задачи службы управления персоналом ООО "ВАЛ".

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что организационная и функциональная структура управления персоналом в ООО "ВАЛ" находится на крайне низком уровне и не отвечает современным требованиям. Ее подчиненность решению исключительно текущих проблем и обеспечению кадрового документооборота является одной из причин остановки в развитии предприятия. С каждым годом рынок меняется быстрее, чем это было раньше и крайне важным становится новаторство (способность постоянно предлагать новые формы услуг, постоянно улучшать те, которые уже существуют). Все это заставляет в большей степени, чем прежде акцентировать внимание на работниках наравне с продуктами и клиентами, а, следовательно, возникает потребность в другом уровне и типе навыков и знаний специалистов по кадрам.

Система обучения в ООО "ВАЛ" также не развита: вопросам обучения, повышения квалификации работников уделяется недостаточно внимания.

Планирование программ подготовки и повышения квалификации работников в ООО "ВАЛ" не осуществляется, несмотря на то, что это должно быть составной частью общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

В ООО "ВАЛ" идеальной потенциально возможной "траекторией" продвижения сотрудников вверх по служебной лестнице может быть следующая: водитель - мастер контроля качества - управляющий - директор. Однако, этот вариант карьеры практически редко осуществляется. Основной причиной этому служит то, что коллектив предприятия на протяжении последних лет не меняется и каких-либо изменений в будущем не предвидится. Основная часть работников находится в возрасте старше более 40 лет, т.е. в том возрасте, когда жизненным приоритетом является обеспечение стабильности. К сожалению, перемещение на равнозначную должность, но в другое подразделение предприятия, прогрессом в карьере работника считаться не может, поскольку в результате этого он не получает каких-либо дополнительных льгот, его оплата труда остается на прежнем уровне.


Не проводится на предприятии и деятельность по формированию кадрового резерва, представляющего собой группу работников, потенциально способных к руководящей работе, подвергшихся отбору и проходящих систематическую целевую квалификационную подготовку.

Имеется только набор резюме и анкет, которые составляют резерв кандидатов на работу.

Каких-либо процессов контроля за результатами обучения и повышения квалификации в ООО "ВАЛ" также не существует. Общая ежегодная аттестация на предмет профессиональной и личностной подготовленности не проводится.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ООО "ВАЛ" система обучения и развития персонала не разработана. Не принимается во внимание тот факт, что развитие персонала является важнейшим условием успешной деятельности любого предприятия. Несоответствие квалификации персонала потребностям предприятия негативно сказывается на результатах его деятельности, так как помимо непосредственного влияния на финансовые результаты предприятия, недостаточное профессиональное развитие работников негативно влияет на психологический климат трудового коллектива, а также понижает мотивацию работников и их преданность предприятию.

Особое место при диагностике состояния системы управления персоналом предприятия занимает анализ системы мотивации труда, представляющей собой систему и процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Другими словами мотивация - это совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки.

В ООО "ВАЛ" вопросам мотивации труда работников уделяется незначительное внимание. Каких-либо специальных, имеющих своей исключительной целью повышение уровня мотивации работников, мероприятий не проводится. Основным стимулирующим фактором служит материальная мотивация сотрудников, и вся кадровая политика ООО "ВАЛ" строится, опираясь на этот постулат.

Как уже было описано выше, другие факторы мотивации (возможность карьерного роста, повышения квалификации) не развиты.

Подводя итоги, следует отметить, что результаты диагностики состояния системы управления персоналом в ООО "ВАЛ" показали, что она неразвита и требует принятия неотлагательных мер по оптимизации. Сложившаяся система управления персоналом не учитывает современные требования и в большинстве использует старые методы управления.


Глава 3. Совершенствование механизма менеджмента человеческих ресурсов в ООО "ВАЛ"

Повышения эффективности использования функций управления человеческими ресурсами можно добиться путём внедрения кадровой службы на предприятие. предлагаю в первую очередь создать и организовать кадровую политику на предприятии. Создание и организация отдела кадров, отвечающего современным требованиям, позволит эффективно использовать возможности работников, способствует наиболее полному самовыражению персонала, снижению конфликтов и повышению уровня адаптации, что сделает работу на предприятии желанной, а как следствие увеличит производительность труда и позволит достичь предприятию поставленных целей.

Поэтому, необходимо разработать проект кадровой политики на предприятии. При разработке кадровой политики следует придерживаться следующих этапов:

1) Постановка руководителем предприятия задачи перед начальником отдела кадров - "разработать проект кадровой политики предприятия".

2) Анализ начальником отдела кадров системы управления персоналом на предприятии.

3) Разработка проекта кадровой политики:

- уточнение целей и принципов кадровой политики, взаимоувязка их с целями предприятия на будущее;

- определение рабочих процедур, выполняемых в рамках кадровой политики;

- разработка и утверждение сметы на реализацию кадровой политики.

4) Разработка программы реализации проекта:

- организация (реорганизация) отдела кадров, определение ее назначения, структуры, порядка работы;

- обучение персонала: уяснение содержания проекта;

- освоение новой практики управления персоналом;

- разработка и утверждение сметы на содержание отдела кадров;

- контроль начальником отдела кадров за ходом реализации проекта.

Цель кадровой политики ООО "ВАЛ" - обеспечение предприятия постоянными, квалифицированными, дисциплинированными и здоровыми кадрами, повышающими эффективность работы предприятия, а значит достижения целей компании.

Необходимо провести ряд мероприятий, с помощью которых можно улучшить эффективность использования персонала:

1. Руководитель предприятия должен подобрать кандидатуру на должность начальника отдела кадров. Это должен быть взрослый, ответственный человек, с большим опытом работы, заранее необходимо обратить внимание на его дальнейшее профессиональное развитие.