Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ООО «Импульс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические и методические основы анализа внешней и внутренней среды

1.1. Особенности проведения анализа внешней среды в системе менеджмента

1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды организации

2. Стратегический анализ внутренней и внешней среды и её основных параметров на примере ООО «Импульс»

2.1. Общая характеристика организации ООО «Импульс» и её основных внутренних переменных

2.2. Стратегический анализ внешней среды ООО «Импульс»

2.3. Управленческий анализ внешней и внутренней среды

3. Совершенствование стратегического менеджмента компании ООО «Импульс» с учётом факторов внешней и внутренней среды

3.1. Совершенствование деятельности в условиях динамичной внешней среды

3.2. Предложения по совершенствованию стратегии предприятия в рамках существующего внешнего окружения

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы работы определяется тем, что организация не может существовать в изоляции от внешней среды, и рассматривать организацию как открытую систему без учета влияния факторов внешней среды не просто бессмысленно, но и губительно для понимания организации, поскольку адаптация организации к внешним условиям — одно из главных условий выживания организации, от которого в конечном счете зависят и достижение целей, и интеграция, и латентность.

В качестве объекта курсовой работы маркетинговая среда.

Основным предметом работы выступает изучение маркетинговой среды организации и её влияние на основные показатели её деятельности.

Проблеме анализа внешней среды посвящен ряд работ в отечественной и зарубежной литературе. Различные аспекты данной проблемы изложены в работах зарубежных ученых И. Ансоффа, М. Портера, Д. Хана, Дж. Эванса, Ф.Котлера. Среди работ отечественных экономистов можно выделить труды А.П. Градова, О.Виханского, А.Н.Люкшинова, Г.Я.Гольдштейна, М.Л.Лукашевича, В.Р.Окорокова, А.Н.Петрова, P.A. Фатхутдинова, и др.

Цель работы – определить особенности внешней и внутренней среды ООО «Импульс». К основным задачам работы следует отнести следующие:

  • определить технологию проведения анализа внешней и внутренней среды ООО «Импульс»;
  • исследовать методологические подходы к выбору портфельной стратегии ООО «Импульс»;
  • провести стратегический анализ внешней и внутренней среды и определить выбор портфельной стратегии развития ООО «Импульс»;
  • рассмотреть направления реализации стратегии развития организации.

Объект в работе - ООО «Импульс» Предмет исследования: изучение влияния внешней среды на предприятие.

Базой данных для разработки проекта явились документы первичного бухгалтерского учета и периодической отчетности компании.

Основы методологического обеспечения курсовой работы составили такие методы как: методы обследования (сбора данных), методы обработки и анализа информации, методы фор­мирования ре­шений, методы обоснования решений, методы внедрения (реализации) решений, а также теоретические, логико-интуитивные, эмпирические и комплексно-комбинированные методы исследования систем управления.

Работа состоит из 3-х глав (1.Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды. 2. Анализ внешней среды деятельности компании деятельности компании. 3. Формирование маркетинговой стратегии ООО «Импульс»), заключения, списка литературы и приложений.


Практическая ценность работы заключается в том, что результаты исследований могут быть рекомендованы для использования в качестве справочного материала на предприятии.

1. Теоретические и методические основы анализа внешней и внутренней среды

1.1. Особенности проведения анализа внешней среды в системе менеджмента

Внешняя среда — это комплекс хозяйствующих субъектов, общественных, экономических и природных условий, межгосударственных и национальных структур, а также других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия, и которые влияют на все сферы его деятельности. Внешнюю среду обуславливают внешние факторы влияния.       

Внешними факторами являются условия, которые предприятие не в силах изменить, но должно отслеживать в своей работе. Этими факторами выступают правительство, потребители, экономические условия и т.д. [3, с. 98].

Внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, а состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса. Внешняя среда существует независимо от деятельности предприятия, но необходимость ее  учета обязательна в деятельности предприятия.      

При правильном учете влияния  внешнего окружения, уменьшится зависимость результатов деятельности и эффективность работы предприятия.

 Внешняя среда и ее факторы, возникающие в окружающей среде [2, с. 87], оказывают или могут оказать воздействие на деятельность предприятия, независимо от деятельности какой-либо определенной фирмы, но которые поэтому и требуют принятия важных и правильных управленческих решений. Впрочем, все эти факторы и оценка их влияния и воздействия на хозяйственную деятельность разные для каждой фирмы.

Анализ внешней среды предприятия – это оценка состояния и возможностей дельнейшего развития субъектов организации и факторов окружающей среды – рынки, отрасли, поставщики, а также более глобальные факторы внешней среды, на влияние которых предприятие не может воздействовать. Анализ проводится для того, чтобы получить данные о факторах, которые представляют наибольшую опасность, или же наоборот, предлагают новые возможности. Руководство предприятия должно сравнить положение фирмы и внешние условия: есть ли силы у предприятия воспользоваться этими возможностями, и проработать слабости, которые в дальнейшем способны осложнить проблемы.


В последние годы в отечественной практике управления компанией прочно закрепилось понятие «стратегия». Однако для большинства «российских руководителей остается неясным, каким образом разрабатывать стратегию и как с ее помощью управлять компанией. Вот и выходит, что наши компании «плывут по воле волн», не решая тактических задач и не отслеживая стратегических перспектив. Ведь даже сам термин «стратегия» является одним из самых противоречивых понятий менеджмента, значение которого, несмотря на активное использование, окончательно не формализовано» [8, с. 11].

Ситуационный анализ внешней среды – это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых – анализ отдельно взятой управленческой ситуации [6, с. 86].

Анализ внешней среды представляет собою процесс оценки внешних относительно организации факторов. Под внешними факторами понимают все те условия, которые объективно возникают в среде функционирования организации и на которые она не способна влиять [16].

Внешний анализ преследует двойную цель:

Определить благоприятные возможности, т.е. факторы, которые могут оказывать содействие достижению целей организации;

Определить угрозы и опасности для организации, т.е. внешние условия, которые ограничивают возможности организации в продвижении к установленной цели [15].

Для изучения влияния внешних факторов всю их совокупность разделяют на:

а) глобальные факторы (условия и тенденции, которые образовываются в макросреде организации): общеэкономические, социальные, демографические, политические, правовые, естественные, международные и т.п.;

б) отраслевые факторы (совокупность организаций, которые изготовляют продукты или услуги, способные заменять друг друга с точки зрения потребительских качеств и направлений их использования) [11].

Конечно, оценить будущее влияние глобальных факторов довольно сложно. Вместе с тем, сама попытка провести такую оценку принуждает менеджеров организации задумываться над проблемами с которыми может столкнуться организация, продумать свое поведение в случае их возникновения.

Анализ внешней среды охватывает проведение исследования влияния экономической среды, политических процессов, правового регулирования, социальной и культурной составляющих общества, природной среды и ресурсов, научно-технического и технологического развития общества, существующей инфраструктуры и т.п. Анализ внешней среды дает организации время для определения и прогнозирования возможностей, формирования альтернативных планов действий на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего реагирования на случай возможных угроз и время на формулирование стратегий развития организации, которые должны преобразовать прежние угрозы в выгодные возможности [17].


1.2. Методы анализа внешней и внутренней среды организации

В связи со своей постоянной изменчивостью внешняя среда является областью постоянного беспокойства для предприятий. В анализе внешней среды изучаются все аспекты, которые оказывают непосредственное воздействие на результаты деятельности предприятия. К аспектам внешней среды относятся: жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок; уровень конкуренции, доходы населения, демографические условия, и многое другое.

В связи со своей постоянной изменчивостью внешняя среда является областью постоянного беспокойства для предприятий. В анализе внешней среды изучаются все аспекты, которые оказывают непосредственное воздействие на результаты деятельности предприятия. К аспектам внешней среды относятся: жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок; уровень конкуренции, доходы населения, демографические условия, и многое другое.

Первоочередное значение имеет анализ внешней среды. Анализ внешней среды - это процесс, с помо­щью которого разработчики стратегии отслеживают внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации. Он дает предприятию время для рассмотрения воз­можностей, планирования мероприятий на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы реагирования на возможные угрозы и на формирова­ние стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности.

В ходе анализа внутренней среды организации цели могут быть подвержены корректировке. Таким образом, этот анализ представляет собой основу для определения базовых стратегий фирмы.

В литературе описано достаточное количество разработанных методов и инструментов оценки сре­ды, применяемых на практике. В таблице представлен сравнительный анализ указанных методов и инстру­ментов [8].

Проведенный анализ показывает, что данные ме­тоды и инструменты оценки внешней и внутренней среды являются узконаправленными, т.е. позволяют изучить влияние переменных или факторов либо внешней, либо внутренней среды, или оценивают только качественные характеристики и требуют до­полнительного привлечения математического аппара­та. Таким образом, на наш взгляд, целесообразно ис­пользовать комплексный метод анализа среды орга­низации, такой как SWOT-анализ, так как именно его характеристики позволяют применять его на любом этапе деятельности предприятия.


В современных публикациях встречаются множе­ство критических мнений о SWOT-анализе. Несмотря на то что данному анализу уже более сорока лет, его применение и использование результатов вызывают неоднозначные оценки. Критики считают, что полу­ченные результаты, особенно в случае использования множества факторов внешней и внутренней среды, не являются однозначными. Это создает конфликт с со­временным представлением о стратегическом ме­неджменте как о науке, которая позволяет разрабо­тать уникальную стратегию и следовать ей всей орга­низацией.

Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее компонентов: макроокружения или макросре­ды (среды косвенного воздействия) и непосредствен­ного окружения - микросреды или микроокружения (среда прямого воздействия). Считается, что помимо оценки рыночной конъюнктуры, он также должен охва­тывать такие сферы, как экономика, политика, техно­логия, международное положение и социально­культурное поведение.

Таблица 1.1

Сравнительный анализ методов и инструментов оценки внутренней и внешней среды

Методы и инструменты анализа внутренней и внешней среды

Краткая характеристика

Оценка

Конкурентный анализ

Включает в себя определение главных эко­номических характеристик отрасли, движу­щих сил развития отрасли, оценку сил кон­куренции и конкурентных позиций соперни­чающих предприятий, анализ ближайших конкурентов, оценку перспектив развития отрасли, а также ключевые факторы успеха, реализация которых открывает перспекти­вы улучшения своей конкурентной позиции

Основное внимание уделяется такому фактору прямого воздействия внешней среды, как конкуренты. Анализ внутрен­ней среды носит поверхностный характер

Сравнительный отраслевой анализ

Осуществляется путем сравнения финан­совых показателей эффективности дея­тельности предприятий одной отрасли: оборот, рентабельность, производитель­ность труда и т.д. В ходе проведения ана­лиза производится сравнение развития предприятия с его конкурентами, а так же сравнение показателей предприятия со среднеотраслевыми значениями тех же показателей

Оцениваются только финансовые показа­тели эффективности деятельности пред­приятия. Вызывает сомнение сопостави­мость сравниваемых величин, которые могут исчисляться путем усреднения по­казателей, присущих предприятиям от­расли, применяющим разные системы учета и проводящим разную балансовую политику

Анализ ресурсов

Состоит из описания и оценки финансовых, организационных и технологических ресур­сов (создание профиля ресурсов), сопо­ставления созданного профиля с требова­ниями рынка (выявление сильных и слабых сторон оцениваемого предприятия) и иден­тификации специфических компетенций (сильные и слабые стороны оцениваемого предприятия сравниваются с сильными и слабыми сторонами основного конкурента)

Анализируется и оценивается исключи­тельно внутренняя среда предприятия. Полностью исключается влияние факто­ров внешней среды. Основой для даль­нейшей разработки стратегии служит со­поставление с деятельностью основного конкурента

SNW-анализ

Состоит из описания и оценки параметров внутренней среды организации по трем альтернативным позициям: сильной, нейтральной и слабой

Досконально анализируется и оценивает­ся только внутренняя среда как ресурс организации. Не описывается и не оцени­вается влияние факторов внешней среды

Конкурентный анализ по модели «Пять сил»

М. Портера

Проводится путем анализа детерминант пяти внешних сил:

рыночная власть поставщиков;

рыночная власть покупателей;

власть существующих конкурентов;

угроза появления новых конкурентов;

угроза появления товаров-субститутов. Анализ включает два этапа:

Присвоение количественных показателей детерминантам пяти сил методом эксперт­ной оценки.

Анализ сильных и слабых сторон текущей конкурентной ситуации, а также возможных компенсационных мероприятий

Оценивается только конкурентное поло­жение предприятия на рынке. Не уделя­ется внимание другим факторам прямого и косвенного воздействия внешней среды и факторам внутренней среды организа­ции

STEP-анализ

(PEST-анализ)

Осуществляется с помощью детального описания и оценки социальных, технологи­ческих, экономических и политических фак­торов, оказывающих влияние на деятель­ность организации

В подробностях описываются и анализи­руются факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации. Полностью исключена оценка факторов внутренней среды

SWOT-анализ

Предполагает определение сильных и сла­бых сторон в деятельности фирмы, потен­циальных внешних угроз и благоприятных возможностей, а так же их оценку

Позволяет оценить воздействие на орга­низацию факторов как внешней, так и внутренней среды и их совместного влия­ния