Файл: Эффективность менеджмента организации (Сущность и содержание (принципы, методы и функции) эффективности управления организации).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоритические аспекты эффективности менеджмента организации
1.1 Сущность и содержание (принципы, методы и функции) эффективности управления организации
1.2. Критерии и показатели экономической эффективности управления
2. Факторы, повышающие эффективность менеджмента
Введение
Тема «Эффективность менеджмента организации» очень актуальна для меня в настоящее время, так как результат моей основной деятельности напрямую связан с этой темой.
Я являюсь действующим руководителем отдела продаж Агентства Недвижимости, где от эффективности менеджмента зависят основные показатели прибыли отдела и организации в целом, и адаптация новых сот-рудников.
Уровень Эффективности менеджмента напрямую влияют на показатели Экономики и Политики страны в целом.
Цели:
- Изучить теоретические аспекты эффективности менеджмента организации;
- Проанализировать факторы повышения эффективности;
- Узнать пути повышения эффективности менеджмента организации;
Задачи:
- Освоить принципы, методы, функции, а также оценку, критерии, показатели экономической эффективности управления;
- Сопоставить теорию и практику факторов, влияющих на эффективность организации;
- Показать на основании изученных материалов, оптимальные пути повышения эффективности в своей деятельности.
1. Теоритические аспекты эффективности менеджмента организации
1.1 Сущность и содержание (принципы, методы и функции) эффективности управления организации
Менеджмент:
1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управле-ния производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления.
Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприя-тия, фирмы, компании;
2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган[1].
Под эффективностью менеджмента понимается его качество, обеспе-чивающее организации достижение намеченных целей. Количественная эффективность менеджмента определяется как отношение результата к необходимым для этого затратам.
Различают внутреннюю и внешнюю эффективность.
Внутренняя эффективность – это экономичность, т. е. способность наилучшим (оптимальным) образом распределять и использовать имеющиеся ресурсы.
Внешняя эффективность - результативность менеджмента, характе-ризующаяся степенью достижения организацией ее цели.
Принципы эффективного менеджмента
Анри Файоля, который является одним из основоположников менеджмента, создал список принципов эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «14 принципов Файоля». Некоторые принципы, существовавшие задолго да Файоля, были всего лишь обобщены, некоторые - сформулированы впервые. Формулируя эти принципы, Файоль ориентировался на основную задачу административной школы, а именно - выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать.
Принципы:[2]
1. Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.
2. Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.
3. Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.
4. Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать - принять беспристрастное решение.
5. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
7. Единство цели - единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
8. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип - не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.
9. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль - «скалярную цепь», по терминологии Файоля.
10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
11. Порядок: всему свое время и свое место для всего.
12. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
13. Корпоративный дух: сплоченность работников - еще одно непременное условие достижения целей организации.
14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера, в разумных пределах должна присутствовать и инициатива.
Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.[3]
Главными из них являются:
- приоритеты человеческого фактора - мотивированная деятельность, профессионализм;
- принципы критических факторов - учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;
- основные принципы ориентирования - управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.
Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.
Принципы – правила, нормы, предписания к действию.
Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:
- лояльность к работающим;
- ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;
- атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;
- своевременная реакция на изменения окружающей среды;
- установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
- коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
- непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;
- честность и доверие к людям;
- умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;
- этика бизнеса – золотое правило менеджмента;
- качество личной работы и ее постоянное совершенствование;
- опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал[4].
Таблица 1
Принципы управления
Группа принципов |
Перечень признаков |
1. Как надо руководить (работать) |
кадров
централизации и децентрализации управления
ответственности |
2. Как не надо руководить (работать) |
|
Методы управления
Метод – (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. [5]
В менеджменте методы управления должны способствовать обеспечению высокой эффективности деятельности организации.
В различных видах управленческой деятельности выбор метода деятельности зависит от специфики этой деятельности и конкретных условий[6].
Практическое управление в организации осуществляется с помощью системы методов, представляющей собой комплекс правил, процедур и способов воздействия на управляемый объект с целью достижения поставленных целей.
Методы управления характеризуются своей направленностью (на определенное производственное подразделение компании, отдел, конкретного сотрудника), целевой установкой (какая конкретная цель должна быть достигнута) и формой воздействия на персонал (прямое или косвенное: приказ или создание стимулирующих условий и т.п.).
В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления делятся на три группы (таблица 2):
• организационно-административные;
• экономические;
• социально-психологические.
Организационно-административные методы управления характерны прямым, непосредственным воздействием на объект управления, носящим директивный, т.е. обязательный характер. В их основе – власть, принуждение, дисциплина, ответственность. Данная группа методов считается самой жесткой группой, поскольку не дает возможности выбора сотрудникам своего поведения в организации.
Организационно-административные методы управления, состоят из двух подгрупп:
• к организационным методам относятся нормирование, регламентирова-ние, оргпроектирование;
• к административным методам относятся приказы, распоряжения, поста-новления, инструктаж, команды.[7]
Цель организационных методов управления – сформулировать правила, обязательные для выполнения и определяющие порядок и содержание организационной деятельности.
Следует отметить, что в этих документах не указываются конкретные личности и конкретные даты исполнения заданий, т.е. данная группа методов является обезличенной.
Целью административных методов управления является обеспечение выполнения персоналом организационных правил и норм в ситуациях несоблюдения требований, установленных в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций.
Соответствующее воздействие на работников осуществляется посредством приказов, распоряжений и т.п., отдаваемых как в устной, так и в письменной форме. Документы этой подгруппы являются персонифициро-ванными, т.е. в них указываются конкретные работники, конкретные даты и действия, которые они должны реализоваться. (См. Приложение)
Методы этой группы регламентируются правовыми актами хозяйствен-ного и трудового законодательства.
Экономические методы управления направлены на обеспечение рацио-нального использования экономических законов в хозяйственной деятельности с учетом экономических последствий управленческой и производственной деятельности.
В данной группе используется система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов, т.е. эти методы основаны на использовании материальных стимулов, увязанных с результатами труда. Сюда относятся базовая заработная плата, премии, бонусы, кредиты и т.п.
Естественно, что экономические методы управления занимают доминирующее положение в системе управленческих методов, так как самым непосредственным образом связаны с объективными материальными потребностями и интересами людей.
Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
Социально-психологические методы управления представляют собой комплекс способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах, через социальные потребности и психологические особенности людей.