Файл: Эффективность менеджмента организации (Сущность и содержание (принципы, методы и функции) эффективности управления организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема «Эффективность менеджмента организации» очень актуальна для меня в настоящее время, так как результат моей основной деятельности напрямую связан с этой темой.

Я являюсь действующим руководителем отдела продаж Агентства Недвижимости, где от эффективности менеджмента зависят основные показатели прибыли отдела и организации в целом, и адаптация новых сот-рудников. 

Уровень Эффективности менеджмента напрямую влияют на показатели Экономики и Политики страны в целом.

Цели:

- Изучить теоретические аспекты эффективности менеджмента организации;

- Проанализировать факторы повышения эффективности;

       - Узнать пути повышения эффективности менеджмента организации;

Задачи:

- Освоить принципы, методы, функции, а также оценку, критерии, показатели экономической эффективности управления;

- Сопоставить теорию и практику факторов, влияющих на эффективность организации;

- Показать на основании изученных материалов, оптимальные пути повышения эффективности в своей деятельности.

1. Теоритические аспекты эффективности менеджмента организации

1.1 Сущность и содержание (принципы, методы и функции) эффективности управления организации

Менеджмент:

1) совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управле-ния производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления.

Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприя-тия, фирмы, компании;

2) руководство предприятия, фирмы, руководящий орган[1].

Под эффективностью менеджмента понимается его качество, обеспе-чивающее организации достижение намеченных целей. Количественная эффективность менеджмента определяется как отношение результата к необходимым для этого затратам.


Различают внутреннюю и внешнюю эффективность.

Внутренняя эффективность – это экономичность, т. е. способность наилучшим (оптимальным) образом распределять и использовать имеющиеся ресурсы.

Внешняя эффективность - результативность менеджмента, характе-ризующаяся степенью достижения организацией ее цели.

Принципы эффективного менеджмента

Анри Файоля, который является одним из основоположников менеджмента, создал список принципов эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «14 принципов Файоля». Некоторые принципы, существовавшие задолго да Файоля, были всего лишь обобщены, некоторые - сформулированы впервые. Формулируя эти принципы, Файоль ориентировался на основную задачу административной школы, а именно - выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать.

Принципы:[2]

1. Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.

2. Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.

3. Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.

4. Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать - принять беспристрастное решение.

5. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.

6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.

7. Единство цели - единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.

8. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип - не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.


9. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль - «скалярную цепь», по терминологии Файоля.

10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.

11. Порядок: всему свое время и свое место для всего.

12. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.

13. Корпоративный дух: сплоченность работников - еще одно непременное условие достижения целей организации.

14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера, в разумных пределах должна присутствовать и инициатива.

Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность менеджмента.[3]

Главными из них являются:

  • приоритеты человеческого фактора - мотивированная деятельность, профессионализм;
  • принципы критических факторов - учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;
  • основные принципы ориентирования - управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.

Принципы – правила, нормы, предписания к действию.

Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:

  • лояльность к работающим;
  • ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;
  • атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;
  • своевременная реакция на изменения окружающей среды;
  • установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
  • методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
  • коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
  • непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;
  • честность и доверие к людям;
  • умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;
  • этика бизнеса – золотое правило менеджмента;
  • качество личной работы и ее постоянное совершенствование;
  • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал[4].

Таблица 1

Принципы управления

Группа принципов

Перечень признаков

1. Как надо руководить (работать)

  1. Экономичность
  2. Действенность
  3. Инновация
  4. Единоначалие и коллегиальность
  5. Мотивация
  6. Лидерство
  7. Научность
  8. Ответственность
  9. Правильный подбор и расстановка  

кадров

  1.  Обеспечение обратной связи
  2.  Ориентация на потребителя
  3.  Предпринимательство
  4.  Оптимальное сочетание  

централизации и децентрализации управления

  1.  Коллективность принятия решения
  2.  Сочетание прав, обязанностей и

ответственности

   2. Как не надо  

  руководить   (работать)

  1. Бюрократизм
  2. Волокита
  3. Несамостоятельность суждений
  4. Неумение работать с людьми
  5. Безынициативность
  6. Отрыв слова от дела и т.п.

Методы управления

Метод – (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. [5]

В менеджменте методы управления должны способствовать обеспечению высокой эффективности деятельности организации.

В различных видах управленческой деятельности выбор метода деятельности зависит от специфики этой деятельности и конкретных условий[6].

Практическое управление в организации осуществляется с помощью системы методов, представляющей собой комплекс правил, процедур и способов воздействия на управляемый объект с целью достижения поставленных целей.

Методы управления характеризуются своей направленностью (на определенное производственное подразделение компании, отдел, конкретного сотрудника), целевой установкой (какая конкретная цель должна быть достигнута) и формой воздействия на персонал (прямое или косвенное: приказ или создание стимулирующих условий и т.п.).

В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления делятся на три группы (таблица 2):

• организационно-административные;

• экономические;

• социально-психологические.

Организационно-административные методы управления характерны прямым, непосредственным воздействием на объект управления, носящим директивный, т.е. обязательный характер. В их основе – власть, принуждение, дисциплина, ответственность. Данная группа методов считается самой жесткой группой, поскольку не дает возможности выбора сотрудникам своего поведения в организации.


Организационно-административные методы управления, состоят из двух подгрупп:

• к организационным методам относятся нормирование, регламентирова-ние, оргпроектирование;

• к административным методам относятся приказы, распоряжения, поста-новления, инструктаж, команды.[7]

Цель организационных методов управления – сформулировать правила, обязательные для выполнения и определяющие порядок и содержание организационной деятельности.

Следует отметить, что в этих документах не указываются конкретные личности и конкретные даты исполнения заданий, т.е. данная группа методов является обезличенной.

Целью административных методов управления является обеспечение выполнения персоналом организационных правил и норм в ситуациях несоблюдения требований, установленных в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций.

Соответствующее воздействие на работников осуществляется посредством приказов, распоряжений и т.п., отдаваемых как в устной, так и в письменной форме. Документы этой подгруппы являются персонифициро-ванными, т.е. в них указываются конкретные работники, конкретные даты и действия, которые они должны реализоваться. (См. Приложение)

Методы этой группы регламентируются правовыми актами хозяйствен-ного и трудового законодательства.

Экономические методы управления направлены на обеспечение рацио-нального использования экономических законов в хозяйственной деятельности с учетом экономических последствий управленческой и производственной деятельности.

В данной группе используется система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов, т.е. эти методы основаны на использовании материальных стимулов, увязанных с результатами труда. Сюда относятся базовая заработная плата, премии, бонусы, кредиты и т.п.

Естественно, что экономические методы управления занимают доминирующее положение в системе управленческих методов, так как самым непосредственным образом связаны с объективными материальными потребностями и интересами людей.

Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

Социально-психологические методы управления представляют собой комплекс способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах, через социальные потребности и психологические особенности людей.