Файл: Эффективность менеджмента организации (Сущность и содержание (принципы, методы и функции) эффективности управления организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь используются, главным образом, моральные стимулы к труду, с помощью которых административное задание преобразуется в осознанный долг, внутреннюю потребность работника.[8]

В группу социально-психологических методов управления входят:

• социальное планирование (совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня, улучшение условий работы и т.д.);

• мотивация работников;

• формирование благоприятного морального климата в коллективе и т.п.

Результаты социологических исследований говорят о том, что эффективность деятельности хозяйственного руководителя определяется не столько его профессиональными знаниями, сколько умением работать с людьми.

Именно поэтому во главе коллектива должны быть люди достаточно гибкие, умеющие пользоваться разнообразными управленческими приемами.

Функции менеджмента

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля расширен сегодня до семи (таблица 3).

Все эти функции должны рассматриваться с позиций комплексного подхода.[9]

Таблица 3

Современные управленческие функции

Планирование

Организация

Современный универсальный подход к эффективному менеджменту

Регулирование

Координирование

Мотивация

Руководство

Контроль

Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Необходимость планирования состоит в определении:

  • конечных и промежуточных целей;
  • задач, решение которых необходимо для достижения целей;
  • средств и способов решения задач;
  • требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.

По форме планирование может быть:

  • перспективным {стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет;
  • среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет;
  • текущим {оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.

Организация – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

Особое значение функция организации приобретает в случаях, когда при выполнении принятых решений действия отдельных исполнителей выходят за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют оперативной организации работы.[10]

Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в требуемое состояние (Таблицы 4,5).

Таблица 4

Функция регулирования

рациональности

Функция регулирования действует на принципах

достоверности

чёткости

оперативности

Таблица 5

Результат регулирования

Воздействие на коллектив людей посредством принятия оперативных мер по предотвращению или по устранению отклонений

Результат регулирования

Координация текущей работы взаимосвязанных звеньев производства в целях обеспечения ритмичности его выполнения

Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений предприятия в процессе выполнения плановых заданий.

Эффективным средством достижения скоординированной работы подразделений является проведение совещаний менеджеров, на которых осуществляется согласование их деятельности по обслуживанию, материальному обеспечению производства.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности  работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.[11]

Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов (Таблица 6).

Таблица 6

Типы власти


Основанная на принуждении

Тип власти используемый менеджером

Основанная на вознаграждении

Экспертная

Эталонная

Законная

Особенно эффективным является влияние лидера, признанного коллективом. Применительно к управлению лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.[12]

Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа (Таблица 7).                                                                          Таблица 7

Принципы функции контроля

эффективности

Функция контроля действует на принципах

всесторонности

непрерывности

убедительности

гласности

массовости

1.2. Критерии и показатели экономической эффективности управления

Центральным понятием эффективности является критерий эффективности (показатель успешности) менеджмента.

Критерии эффективности менеджмента – это количественные показа-тели (числа), характеризующие его результативность и экономичность.

В качестве критериев эффективности должны избираться такие показатели, которые дают возможность:

–  прогнозировать ожидаемый результат – достижение организацией ее цели;

– оценивать фактическую степень достижения цели;[13]

– сравнивать различные варианты достижения цели между собой.

Для этого критерии эффективности должны вскрывать сущность решаемой организацией задачи, определять главные, решающие связи и пути совершенствования менеджмента.


Примерами  критериев   эффективности   менеджмента  могут   служить доход, прибыль (убытки), издержки, рентабельность, ликвидность, стабиль-ность, рост и т. д.

Критерий  эффективности  менеджмента  должен  отвечать следующим  требованиям:

1. Соответствовать целям, стоящим перед организацией. Так, если целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то естественно взять в качестве показателя ее успешности прибыль, а если цель некоммерческой организации – решение определенной социальной проблемы (например, снижение уровня безработицы), то показатель успешности должен свидетельствовать о ее решении (это может быть количество безработных на определенный день).

2. Быть связанным с внешней и внутренней обстановкой, в которой организация решает свои задачи. Так, если организация находится в состоянии кризиса, уместно использовать в качестве критериев эффектив-ности такие, как стабильность, ликвидность и т. п.. Если же организация про-цветает, на первый план выходят такие показатели, как рентабельность, прибыльность и т. п.[14]

3.  Обладать полнотой, достаточной для принятия необходимых решений.

4.  Быть пригодным для использования, т. е. простым, понятным (иметь физический смысл) и выраженным в количественной форме. Вряд ли можно считать полноценными критериями эффективности качественные характеристики типа «ходовой товар», «высокое качество», «большой спрос» и т. п.

5.  Быть доступным для получения. Так, некоторые критерии эффектив-ности, имеющие статистическую основу (например, вероятности достижения определенной цели), безупречны с точки зрения теории, но требуют длительных и дорогостоящих экспериментов и сложных расчетов, что делает их малопригодными для практики.

Основной принцип выбора критерия эффективности обоснован в 1945 году академиком А. Н. Колмогоровым и состоит в установлении строгого соответствия между целью, которая может быть достигнута организацией в результате ее действий, и принятым показателем успешности. В этом смысле показатель успешности (критерий эффективности) называют целевой функцией.

Как из многих вариантов решения задачи определить наилучший, правильный, самый хороший или, как часто говорят, оптимальный? Какой смысл  вкладывают в понятия «правильное», «оптимальное» решение эконо-мической задачи?


В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.

В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов, инвестиций.[15]

Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темп роста производительности труда, повышения эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов – показателем фондоотдачи.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное использование всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.

Эффект управления складывается из следующих элементов:

1. Экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму и соответственно измеряющийся в денежных или натуральных измерителях. Он заключается в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников.

Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).