Файл: Эффективность менеджмента организации (Сущность и содержание (принципы, методы и функции) эффективности управления организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Социально-экономический эффект — вид эффекта, который имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия (например, предотвращение социального конфликта)[16].

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные):

  • повышение научно-технического уровня управления;
  • уровень интеграции процессов управления;
  • повышение квалификации менеджеров;
  • повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
  • формирование организационной культуры;
  • управляемость системы;
  • удовлетворенность трудом;
  • завоевание общественного доверия;
  • усиление социальной ответственности организации;
  • экологические последствия;

Взаимосвязь между экономической и социальной эффективностью очень тесная, так как зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность.

Повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы (осуществлению материального стимулирования) и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества и, как следствие, увеличивает прибыльность и т.д. Но следует отметить, что мероприятия социальной направленности могут принести плоды лишь в отдаленном будущем, поэтому подобные действия следует дополнительно сопоставлять со стратегическими и тактическими планами.

3. Социальный эффект — вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический (например, предотвращение социального конфликта).

Общий эффект можно условно принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному и напрямую сложить их не представляется возможным.

Наряду с понятием эффекта используют понятие эффективности.

Эффективность – это результат, выраженный стоимостными показа-телями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли.

Эффективность представляет собой соотношение эффекта (или достигнутого результата) и затрат на его получение.[17]

Эффективность = эффект/затраты

При управлении менеджер стремится к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя их всегда стараются перевести в денежную форму).


Обычно затраты подразделяют на следующие разновидности:

• материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;

• трудовые затраты (время работы и квалификация работников);

• финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

Эффективность можно увеличить уменьшением любого из перечисленных ресурсов, выбирая различные пути. Используя компьютерную технику, можно уменьшить трудовые ресурсы и более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов производства путем электронного раскроя материала). Однако для внедрения такой техники финансовые затраты должны быть увеличены.

Наиболее важным источником затрат является аппарат управления.

Эффективность деятельности менеджеров напрямую довольно сложно измерить, так как между решением и результатом проходит время и множество преобразований. Необоснованные управленческие решения имеют большую разрушительную силу. Они могут подорвать не только организацию, но и социально-экономическую систему (например, градообразующие предприятия и их деятельность). Решения могут быть неэффективными вследствие неправильно выставленных целей, нехватки ресурсов, некачественного выполнения работ и т.д.

Итак, эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:

• в управлении трудовыми ресурсами;

• в управлении производством или при создании операционной системы;

• при определении методов и структур управления.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

2. Факторы, повышающие эффективность менеджмента

Факторы повышения эффективности управления организацией.

Повышение эффективности управления зависит от поставленной управленческой задачи и пространственных условий ее решения.

Чем выше уровень управления, тем больше факторов можно рассматривать в качестве повышения эффективности управления.

Факторы повышения эффективности управления определяются конкретными условиями места и времени реализации принимаемого управленческого решения. От обоснованности факторов повышения эффективности управления во многом зависит успех деятельности организации[18]


К числу объективных факторов, влияющих на эффективность управле-ния, следует отнести величину предприятия, количество его сотрудников и особенности производственной деятельности.

На управление влияют особенности выполняемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности.

По отношению к субъекту управления выделяют внешние и внутренние факторы, а также степень активности субъекта на структурные и активизирующие.

Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления организацией (табл. 1).[19]

Факторы, влияющие на эффективность управления организацией

Внешние факторы

Внутренние факторы

Политика конкурентов

Психологический климат в коллек-тиве

Изменения в экономическом положе-нии клиентуры

Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе

Экономические, политические кризи-сы, влияющие на эффективность рабо-ты организации

Прогулы работников, немотивиро-ванные пропуски и потери рабочего времени

Общественно значимые события

Болезни руководителей и сотрудни-ков

Структурные изменения в обществе

Мероприятия, проводимые проф-союзным движением

Неблагоприятные погодные условия

Производственные конфликты

Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недоста-точная квалификация работников

Увольнение или прием на работу новых сотрудников

Мероприятия Правительства по регулированию социальных процес-сов за счет работодателей

Расширение или сокращение дея-тельности организации

Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодатель-ство

Неисправности машин и оборудо-вания, оргтехники, средств связи

Миграционные процессы

Непроизводственные потери: воровство, обман, хищения, брак

Колебания на финансовых рынках

Лоббирование отдельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации

Изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья

Факторы охраны имущества и безопасности труда

Изменения в соотношении политиче-ских сил, влияющих на промышлен-ную политику государства

Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализа-торство

Новые технологии производства товаров и услуг

Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития

Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда

Административный контроль, система поощрения и взыскания

Влияние средств массовой инфор-мации на формирование положитель-ного имиджа организации

Позитивная мотивация творческого и  производительного  труда сотрудников


На примере моей работы, где я являюсь руководителем отдела в агентстве недвижимости (услуги купля-продажа квартир), внешними факторами выделяю:

- Экономические и Политические кризисы (кризисы 2008, 2013 года привели к резкому снижению покупательского спроса на квартиры, что привело к резкому снижению сделок по недвижимости в Москве и др. регионах России);

- Колебания на финансовых рынках (формирует кратковременное повышение или уменьшение покупательского спроса на объекты недвижимости;

- Влияние СМИ (формирует положительные или отрицательные отзывы на различных сайтах и форумах, что в целом влияет на имидж компании);

- Неблагоприятные погодные условия (осенние и весенние перепады и изменения в погодных условиях формируют сезонные увеличение/уменьшение спроса клиентов, что в целом влияет на квартальные показатели прибыли отдела и в компании в целом);

- Новые технологии в риэлтерской деятельности - это прежде всего возможность адаптировать запрос и нужду в конкретной услуге в настоящее время. Исходя из того, что технологический прогресс в информативности клиентов в данной услуге, сейчас во многом стал более доступен для обывателя (бесплатные сайты и интернет ресурсы, СМИ) – это существенно, повлияло на уровень спроса на риэлтерскою услугу в наше время.

Сейчас, профессионально предоставить и продать свои услуги могут

только высоко-технологичные агентства недвижимости, при этом имеющие свои эксклюзивные технологические новинки.

- Активная позиция в участии компании на различных Форумах, Выставках, коммерческих и некоммерческих мероприятиях.

Не менее важными являются внутренние факторы, из которых я выделяю следующие:

- Разработка стратегии управления, согласование с коллективом планов развития. В риэлтерском бизнесе от этого зависит насколько будут достигнуты такие показатели, как адаптация сотрудников, общий доход отдела/компании, личные доходы каждого сотрудника, количество заключенных договоров, авансов, сделок, психологический настрой в коллективе, корпоративность и т.д.

- Расширение или сокращение деятельности организации. От этого зависит недолговременные колебания, влияющие на управление в менеджменте;

- Увольнение или прием на работу новых сотрудников. Приём новых сотрудников помогает поддерживать необходимое количество работников для достижения поставленных целей отдела и компании в целом.

- Административный контроль, система поощрения и взыскания. Этот фактор в риэлторском бизнесе существенно важен, так как без систематического внедрения его в своё управление, эффективность управления снижается в 2-3 раза по показателям.


- Позитивная мотивация творческого и производительного труда сотрудников. Мотивация в риэлторском бизнесе является незаменимой составляющей эффективного управления, так как сотрудники не получают оклада, а получают % (процент) от сделки по фактическому исполнению. От мотивации сотрудника зависит его работоспособность, стремление и эффективность в целом.

- Психологический климат в коллективе. Так или иначе, это влияет на производимость труда каждого риэлтора. Плохой психологический климат ухудшает адаптацию сотрудников в компании, что приводит к большому % (проценту) текучки и снижает показатели эффективности компании в целом.

Управление структурными факторами для субъекта означает, прежде всего, управление делами, активизирующими – людьми.[20]

Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Владение активизирующими факторами предполагает доминанту творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, чутья ситуации и проблемы. Позитивная деятельность возможна, когда руководитель профессионально владеет методами управления обоими типами факторов.

Активизирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, структурные – область технических навыков. Относительная доля факторов  процесса управления растет за счет сокращения технических умений по мере возрастания организационного уровня. В этом случае большое значение имеет умение руководителя налаживать межличностные отношения. Использование сильных сторон личности руководителя необходимо для достижения высоких результатов.

Факторы, влияющие на эффективность управленческого труда, не могут быть идентичными. Одни из них действуют постоянно, другие – временно.

К постоянным факторам влияния относится:

- окружающая среда,

- социальные нормы,

- типичные черты личности,

- производственная ситуация;

К временным факторам относят:

- опыт руководства,

- эмоции,

- психологический климат в коллективе.

Например, когда я пришёл на работу в большую компанию практически не имел опыта в управлении персоналом. Соответственно, это существенно повлияло на мои первые показатели эффективности. Сначала они были низкие. И для достижения высоких показателей мне потребовалось больше времени, чем сейчас, спустя 2,5 года. Но этот фактор является временным, так как отсутствие опыта и необходимых навыков я ликвидировал за счёт обучения, выявления своих требующих зон развития, полученного опыта и анализа своих показателей, сопоставимых к заданным целям.