Файл: Тенденции развития международной валютной системы (проведение национальной валютной политики).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты понятия международной валютной системы
1.1 Этапы развития международной валютной системы
1.2 Роль международной валютной системы в глобальной экономике
1.3 Влияние мирового финансового кризиса на международную валютную систему
2. Анализ современного состояния международной валютной системы
2.1 Тенденции развития международной валютной системы
Рисунок 1. Динамика международных резервов РФ
Из рисунка 1 видно, что за последние 6 лет наблюдается более чем шестикратный рост валютных резервов РФ. Правильно действующая валютная система вливает жизненную силу в кругооборот доходов и расходов, который олицетворяет всю экономику. Хорошо работающая валютная система способствует как полному использованию мощности, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая валютная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов. В настоящее время нет единого мнения в отношении вариантов реформирования мировой валютной системы. Но ясно только одно - новая мировая валютная система должна удовлетворять следующим условиям: ее функционирование не должно зависеть от каких-либо финансовых институтов отдельных стран; она должна содействовать эффективному проведению международных торгово-экономических отношений; она должна быть способной автоматически выравнивать дисбалансы, возникающие в мировой экономике.
1.3 Влияние мирового финансового кризиса на международную валютную систему
Международный кризис, начавшийся в 2007 г. в США, заметно отразился на экономической ситуации в России. С развитием валютно-кредитных отношений и мировой экономической системы финансовые кризисы стали их неотъемлемой частью, а также отражением происходящих структурных изменений в мировом хозяйстве [14, с. 172]. Сама возможность сдвигов заложена в функционировании рынка и характере форм движения капитала. Фактически, сделки на рынках — это финансирование будущей стоимости, которую лишь предстоит сформировать, поэтому потоки денег обслуживают «ожидания» предстоящих доходов, в то время как существует разрыв между реально существующей и будущей стоимостями [13, с. 357]. Подобное происходит из-за того, что требования к собственности финансовых активов на рынке закрепляются документально задолго до появления собственности, способной принести доход. В свою очередь между большим числом участников рынка, нередко задействованных одновременно во многих финансовых операциях, оформляются требования. Появляется угроза невозвращения средств кредитору в условиях разрыва между будущим доходом и поиском ликвидности. Мировой кризис является свидетельством глубокого расстройства кредитно-финансовых систем в ряде государств, способствующего прерывности функционирования международных валютно-кредитных систем и появлению резких диспропорций.
Как правило, кризис способен одновременно охватить различные сферы мировой финансовой системы, его центром становится денежный капитал, а сферой проявления — государственные финансы и кредитные учреждения. Но даже будучи локальным он имеет цепную реакцию и, вследствие этого, распространяется на всю существующую систему, поэтому появляющиеся проблемы невозможно решить раздельно друг от друга. Перед мировым кризом 2007 — 2008 гг. под влиянием избыточной ликвидности начали формироваться рыночные пузыри, то есть завышенная оценка разнообразных активов. Как известно, кредитная экспансия — это одно из условий финансового кризиса, ведущее к образованию рисков его развития в результате ослабления денежно-кредитной политики. Вдобавок, наступлению кризиса способствовали такие макроэкономические показатели как создание новых финансовых инструментов в виде структурированных производных облигаций; их использование маскировало риски, так или иначе связанных с довольно низким качеством субстандартных ипотечных кредитов. Более того, произошло их непрозрачное распределение среди широкого круга инвесторов. Среди институциональных причин можно отметить недостаточный уровень оценки рисков регуляторами и рейтинговыми агентствами. Экономика России накануне кризиса демонстрировала хорошие макроэкономические показатели: быстрый рост золотовалютных резервов, средств в бюджетных фондах, а также значительный профицит бюджета и счета текущих операций. Но на данном фоне была ослаблена бюджетная и кредитноденежная политики, увеличились расходы федерального бюджета, их рост в три раза превышал рост ВВП. Таким образом, начали формироваться высокие процентные ставки, отрицательные в реальном выражении, это способствовало росту кредитования.
Следовательно, результатом был «перегрев» экономики, в свою очередь усилилось инфляционное давление и произошло быстрое наращивание внешних заимствований. Увеличился внешний долг негосударственного сектора за три года до кризиса в четыре раза, а поднявшиеся цены на нефть маскировали рост государственных расходов. Доступность денежных ресурсов и снижение ставок на внутреннем рынке заимствований были обеспечены благодаря экспансии российских банков на кредитном рынке и привлечения ими средств на мировом рынке капитала. Второе полугодие 2008 г. характеризовалось ослаблением платёжного баланса из-за снижений цен на нефть, а также ограничений заимствований на внешнем рынке [10, с. 29-32]. Таким образом, произошёл отток частного капитала, превысивший почти в два раза его чистый приток годом ранее. В результате значительно сократились валютные и золотовалютные резервы, они не силах оказались выполнять функцию источника денежного предложения. На тот момент замедление денежного предложения произошло из-за его сокращения. Несмотря на то, что правительство предприняло действия для насыщения рынка краткосрочной ликвидностью, оно было не в силах компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов. Обеспечить стабилизацию денежного рынка и предложение «длинных денег» оказались в состоянии коммерческие банки за счёт кредитной активности, а также институциональные инвесторы. В данных условиях в качестве источника формирования «длинных» активов банки использовали «короткие» обязательства.
Хотя очевидно, что негативно отразиться на ликвидности банковской системы могло дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов на основе краткосрочных пассивов. Замедлились темпы роста кредитного портфеля и возросла задолженность нефинансовых организаций перед кредиторами. Помимо этого, инвестиционные программы на период кризиса сворачивались, сокращались текущие расходы; вдобавок, банки ужесточали требования к гражданам в связи с возрастающими рисками непогашенных кредитов [15, с. 73-82]. В целом, именно тогда осуществился переход к формированию денежного предложения за счёт увеличения кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов. Это позволило эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного регулирования. Более того, повысить гибкость курсовой политики оказалось возможным, поскольку Банк России уменьшил своё присутствие в операциях на внутреннем рынке. В свою очередь коммерческим банкам удалось обеспечить устойчивость пассивной части банковской системы и создать необходимые валютные резервы благодаря постепенному ослаблению курса валюты. Мировой кризис 2008г. стал очередной «проверкой на прочность» для России. Экономисты связывают возникновение кризиса с рядом таких факторов как:
- общая цикличность экономического развития;
- перегрев кредитного рынка и, как следствие, ипотечный кризис;
- высокие цены на сырьевые товары (в том числе, нефть);
- накал фондового рынка.
В качестве причин, породивших финансовый кризис в России, выделим:
- мировой финансовый кризис;
- торможение роста российских фондовых индексов и дальнейшее их обрушение;
- грузино-осетинский конфликт;
- непростые отношения властей и бизнеса (Мечел, ТНК-BP);
- массовое бегство капитала за рубеж;
- резкое падение цен на нефть (ниже 70 долларов).
Все это привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям [7, с. 162-168]. Учитывая прошлый опыт, ЦБ в период кризиса 2008 – 2009 гг. принял срочные и адекватные меры по расширению системы рефинансирования коммерческих банков, среди которых выделим:
- предоставление субординированного кредита Сбербанку (500 млрд. руб.);
- размещение депозита в ВЭБ для выдачи кредитов организациям (50 млрд. долл.);
- компенсация части убытков на рынке МКБ, возникших из-за отзыва лицензии у банка – контрагента;
- расширение инструментов рефинансирования;
- снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5);
- расширение списка принимаемых в залог ценных бумаг положило начало беззалоговому кредитованию;
- повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ;
- участие в торгах на фондовом рынке;
- проведение постепенной девальвации рубля.
Все эти действия способствовали восстановлению как доверия вкладчиков к банкам, так и доверия банков друг к другу.
Не успев до конца оправиться в 2014 г. российская экономика вновь столкнулась с серьезным валютно-финансовым кризисом, грозящим перерасти в глубокий экономический упадок. Снижение мировых цен на нефть и ужесточение антироссийских экономических санкций привели к ослаблению рубля и росту инфляции. С 2014 г. российский рубль отправлен в «свободное плавание», поэтому сдерживание инфляции являлось приоритетной задачей для Банка России. Уровень инфляции в 2014 году составил 11.36%, в 2015 году – 12,91%. В течение всего 2014 г. происходило изменение ключевой ставки по мере усиления внешнеэкономической неопределенности: повышение с 5,5 % годовых до 17 %. Данная мера была направлена на поддержание доверия к национальной валюте и ограничение возможных спекуляций против нее. Последующее за этим повышение ставок по банковским вкладам было направлено на сокращение оттока средств из рублевых депозитов и ограничение ускорения роста цен [10, с. 29-32]. В 2015 году ЦБ постепенно снизил ставку до 11 %. Как второстепенный рычаг управления экономикой ставка рефинансирования была неизменна и составляла 8,25 %, однако с 1 января 2016 года указанием Банка России от 11.12.2015 г. она была приравнена к ключевой и стала равна 11%. Данная мера ЦБ вызвала неоднозначную оценку, так как в сложившихся условиях большинство российских предприятий не могли позволить себе кредит ни для инвестиций, ни для пополнения оборотного капитала. Несмотря на валютные интервенции национальная валюта продолжила падать в цене и к концу 2015 года стоимость бивалютной корзины выросла в 2 раза.
Резкое повышение ключевой ставки до уровня 17%, введение валютного РЕПО и переход к «свободному плаванию» валютного курса рубля создало предпосылки для остановки валютных спекуляций. Приоритетными задачами на данном этапе стали:
- стабилизация отношений с внешними контрагентами для поддержания потенциала российской банковской системы;
- пополнение резервов.
В современных условиях в качестве значимых внешних воздействий на макроэкономическое состояние России выступают [13, с. 168]:
- денежная политика США и других крупных развитых стран;
- состояние экономики Китая;
- конъюнктура рынка углеводородного сырья.
В этой связи падение цен на нефть на международных рынках (конец 2015 – начало 2016 г.), по масштабу было сопоставимо с первым «нефтяным шоком» конца 2014 – начала 2015 года. По этой причине ЦБ в 2016 году разработал несколько сценариев развития экономики на ближайшие годы время в зависимости от предполагаемой цены на нефть. В настоящее время эксперты говорят об очередном банковском кризисе в России. В банковской системе продолжается большая чистка: у более двух десятков банков отозвана лицензия за первые полгода 2017-го. Действительно, нечистоплотные кредитные организации необходимо закрывать, но у процесса есть и обратная сторона: государство тратит большие деньги на зачистку или санацию банков, однако зачастую расходы являются не самыми эффективными. Именно этот «отечественный», локальный кризис несет в себе риски для финансовой системы. Его негативные эффекты (экономическая стагнация, сокращение доступа к деньгам) и дают повод опасаться новой волны массового закрытия банков.
В современных условиях новых санкционных мер против России роль ЦБ как регулятора развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Банк России прогнозирует замедление инфляции до целевого значения в 4% на конец 2017 года (2016 г. – 5,38%). Кроме того, политика ЦБ направлена на стимулирование сбережений домашних хозяйств, их защиту от инфляционного обесценения и создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, что является важной составляющей новой модели роста экономики. Для решения этих задач необходимо сохранить умеренно жесткую денежно - кредитную политику, обеспечивающую положительный уровень реальных процентных ставок, совершенствовать систему банковского надзора и регулирования. Кроме того, долгосрочная программа финансирования импортозамещающих секторов должна рассматриваться как одна из приоритетных задач денежно-кредитной политики.