Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационная культура как фактор развития организации
1.1. Содержание понятия организационной культуры и ее значение в организации
1.2. Элементы, виды и проблемы культуры организации
1.3. Организационная культура предприятия в России и за рубежом
2. Анализ состояния организационной культуры в ООО «Логистик»
2.1. Общая характеристика ООО «Логистик»
2.2. Оценка уровня организационной культуры в ООО «Логистик»
2.3. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры ООО «Логистик»
Организационная культура содержит в себе базовые ценности, традиционные, которые дополняются особенностями деятельности в рамках предприятия. Чем эффективнее культура, тем сложнее принятые ценности.
Ценности подразделяются на личные и общественные. Общественные ценности включаются в организационную культуру и ограничивают ценности личные.
Создание и внедрение организационной культуры имеет свои особенности и цели. Руководитель, внедряющий организационную культуру в повседневную жизнь предприятия, хочет повысить ее уровень. Кроме этого, наличие организационной культуры может повысить уровень предприятия в среде конкурентов и партнеров. Цели могут меняться в процессе жизнедеятельности предприятия. [6]
Нормы поведения в организации, включенные в организационную культуру, обязательны для выполнения. Они регулируют поведение сотрудников и руководителя и ограничивают исключительную эмоциональную составляющую поведения.
Обычаи – это общепринятое поведение определенной группы людей в конкретной ситуации. Со временем они принимают форму закостенелого, стереотипного поведения. Следуя обычаям, человек осознано отказывается от самостоятельного решения.
Ритуалы – это общепринятая или традиционная форма поведения, которая сопровождается негативной или положительной окраской. Большинство крупных предприятий уже имеют устоявшиеся ритуалы, в которые посвящают новичков. Ритуалы очень популярны, потому что приносят коммерческую удачу.
Основой для определения видов организационной культуры представляют четыре группы критериев. Они определяют главные ценности компании:
- Интеграция и фокус на внутреннюю среду организации;
- Дифференциация и фокус на внешнюю среду организации.
Итак, в соответствии с описанными критериями, определяют четыре вида организационной культуры:
- Клановая организационная культура Характерной чертой организации с таким видом культуры является дружественная атмосфера в компании, где персонал обладает схожими интересами. Подразделения можно сравнить с большими семьями.
Лидеры каждого подразделения могут восприниматься как родители или как воспитатели. Преданность и традиции являются ключевыми для существования организации с клановой культурой, и обязательность традиции очень высока.
Моральный климат ценится в подобной компании, акцент делается на совершенствовании сотрудников, и долгосрочном преимуществе такого совершенствования.
Сотрудники обладают высокой степенью сплоченности, успех воспринимается как забота о потребителях.
Согласно клановой организационной культуре, компания мотивирует бригадную работу, участие каждого члена команды в управлении и согласие между её сотрудниками.
- Адхократическая организационная культура Название данного вида произошло от латинского ad hoc – или «по случаю».
Характерными чертами является творческая направленность в работе и её динамичность. Для успеха компании её сотрудники полностью готовы на риск и даже личные жертвы. Лидеры в компании с таким видом организационной культуры – это новаторы, личности, которые готовы на риск ради достижения цели.
Преданность новаторству, экспериментам является основой для существования организации. Как долгосрочный план компания уделяет внимание приобретению новых ресурсов и высокому росту. Успех для компании представляет собой производство уникальной продукции и предоставление совершенно новых видов услуг.
Иными словами, главное – это быть первым на рынке, занимать большую долю рынка и быть его лидером. Поощрения компании достойны сотрудники, которые показывают инициативу, являются творческими и свободными личностями.
- Иерархическая организационная культура. Характеризуется формализованностью, компания с данным видом культуры является очень структурированным местом для работы.
Нередко иерархическую организационную культуру называют как бюрократическая организационная культура. Процедуры определяют каждый шаг сотрудников, такие процедуры являются четко прописанными и формализованными.
Лидеры компании – это в большинстве своем координаторы, которые точно знают, как и что следует правильно организовать.
Официальная политика компании и установленные правила являются высокой ценностью для организации.
Также важно достижение предсказуемости в долгосрочной перспективе и поддержание первостепенного хода деятельности компании. [7]
- Рыночная организационная культура. Для рыночной культуры характерно ориентирование на результат. Так, главной целью компании является выполнение наиболее важных задач.
Сотрудники являются соперниками друг для друга и обладают целеустремлённостью. Лидеры, в свою очередь, - это жесткие руководители, и даже конкуренты. Они всегда требовательны к своим подопечным, и изменить их решение практически невозможно. Акцент делается на четком стремлении победить. Важной чертой организации с рыночным видом культуры является общая нацеленность на успех и на поддержание репутации компании.
Различия в организационных культурах компаний обусловлены проблемами, с которыми они сталкиваются в процессе формирования своей организационной культуры, и различными подходами к их решению.
Все проблемы, связанные с организационной культурой компании и ее формированием, можно условно разделить на две группы – проблемы внешней адаптации и проблемы внутренней интеграции.
Проблемы внешней адаптации компании связаны с поиском компанией своего места на рынке и приспособлением к условиям нестабильной внешней среды.
Внешняя адаптация представляет собой процесс достижения организационных целей путем взаимодействия с факторами и представителями внешней среды. В процессе внешней адаптации организация выбирает методы решения поставленных задач с учетом и помощью факторов внешней среды.
Проблемы внутренней интеграции связаны с взаимоотношениями внутри организации между ее членами.
Внутренняя интеграция представляет собой процесс поиска способов эффективного взаимодействия и совместной работы. В процессе внутренней интеграции в первую очередь необходимо самоопределение как отдельных сотрудников, так и их групп различных размеров вплоть до организации в целом.
- Миссия и стратегия – организации необходимо сформулировать свою миссию, выявить задачи, решение которых необходимо для ее достижения, и выбрать соответствующую стратегию действий;
- Цели – организация устанавливает специфические цели, согласуя их с условиями внешней среды;
- Методы – компания выбирает средства достижения поставленных целей, адаптируя их к условиям внешней среды, принимает решение об организационной структуре, соответствующей целям и задачам, а также вырабатывает системы подчиненности;
- Контроль – компания создает информационную систему и формулирует критерии, по которым производится оценка деятельности организации и условий внешней среды;
- Коррекция – организация вырабатывает типы и формы действий, которые необходимо осуществить для корректировки выбранного курса и достижения целей в случае изменения каких-либо условий.
Проблемы внутренней интеграции:
- Общий язык – компании необходимо определить приемлемые в ее культуре методы коммуникации и язык общения, чтобы обеспечить совпадение концептуальных категорий у членов организации;
- Границы групп – организация устанавливает критерии принадлежности к той или иной группе, а также к организации в целом;
- Власть и статус – в организации формируются определенные правила по приобретению, поддержанию и утрате власти, распределение статусов сотрудников, критерии их присвоения;
- Личностные отношения – в организации устанавливаются правила социальных взаимоотношений, регулирующие их уровень, характер, допустимую степень открытости;
- Поощрения и наказания – организация устанавливает критерии и границы желательного и нежелательного поведения сотрудников и соответствующие ему санкции и вознаграждения;
- Идеология – внутри компании определяется значение вещей, которые не поддаются объяснению и контролю, вера в принципы организации представляет собой способ сплочения коллектива и снятия стресса.[8]
1.3. Организационная культура предприятия в России и за рубежом
В России первая модель организационной культуры формировалась под воздействием таких негативных явлений, как:
- экономический и финансовый кризис;
- малоразвитые финансовые рынки;
- последствия повсеместной приватизации;
- отсутствие должной юридической составляющей в организации бизнеса;
- слабая теоретическая база знаний.
В результате этих явлений российские компании стали применять европейский опыт организационного управления. Европейский опыт был ориентирован на крупный бизнес, в результате чего в России возникали следующие проблемы:
1) возникновение множества уровней власти, в результате чего появлялись лишние звенья, препятствовали эффективному управлению;
2) отсутствие понятия «командный дух», т.е. собственники предприятий ориентировались лишь на получение прибыли, считая организационную культуру затратным и малоэффективным мероприятием;
3) в России понятие коммерческой тайны сильнее, нежели информационная открытость и публичная отчётность;
4) в России зачастую руководители большинства предприятий имели неформальные отношения со своими кредиторами, партнёрами по бизнесу, что исключало деловой этикет, отражалось на уровне организационной культуры. [9]
Также существовали и другие причины, препятствующие формированию организационной культуры в России. Эти причины свойственны лишь российским предприятиям:
-в России внешняя среда – это не только опасность, но и враждебная среда – именно так воспринимается она с точки зрения владельцев бизнесов и руководителей. Каждый руководитель компании считает, что доверять нельзя никому – ни государственным организациям, ни тем более прочим партнёрам.
В результате многие руководители компании стараются либо получить информацию с помощью своих личных связях о состоянии конкуренции на рынке, о каких-то нюансах в сделках, либо связывают свою жизнь с политикой, чтобы быть в курсе обо всех ожидаемых изменениях;
- в России отмечается особенное отношение к морали. Зачастую наличие контракта – это не гарантия честного поведения партнёров;
- высокая ценность семьи, которая выходит за рамки жизни и распространяется на бизнес.
При наличии перечисленных проблем и особенностей российских условие некоторые компании всё же достигли определённых успехов в развитии организационной культуры.
Для западной корпоративной культуры характерна ориентация на достижение цели. Человек в западной компании - один из самых ценных инструментов наряду с техникой, технологией и прочими ресурсами, Его ценность измеряется количественными методами (KPI). В западной компании не станут тратить денег зря – для каждого сотрудника четко рассчитан предел окупаемости и определено количество денег, которое сотрудник должен приносить компании.