Файл: Особенности государственного регулирования индустрии спорта.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Концептуальные основы развития индустрии спорта в РФ, приоритетные направления развития
1.2 Правовые и нормативные положения, сопровождающие реализацию концепции
2. Особенности государственного регулирования индустрии спорта в РФ
2.1. Структура управления в сфере физической культуры и спорта
2.2 Финансирование в сфере физической культуры и спорта
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования индустрии спорта
Таблица 3. Развитие массовых видов спорта (тысяч человек)
Всего |
из них по видам спорта |
|||||||||||
футбол |
волейбол |
баскетбол |
легкая |
плавание |
лыжные |
настольный |
шахматы |
спортивный туризм |
спортивная гимнастика |
хоккей |
||
Численность занимавшихся в спортивных секциях |
||||||||||||
2010 |
17326,7 |
2062,7 |
1632,6 |
1435,3 |
1071,0 |
1137,9 |
771,3 |
623,9 |
497,9 |
333,8 |
121,7 |
364,6 |
2014 |
22673,8 |
2574,6 |
1985,5 |
1574,6 |
1379,7 |
1575,4 |
947,7 |
756,8 |
579,1 |
391,6 |
134,4 |
528,2 |
2015 |
24255,6 |
2731,6 |
2129,9 |
1606,4 |
1503,9 |
1689,7 |
973,0 |
816,3 |
590,0 |
405,9 |
142,7 |
568,0 |
2016 |
25329,3 |
2859,3 |
2206,9 |
1658,5 |
1602,3 |
1798,9 |
979,7 |
825,5 |
622,0 |
399,8 |
149,6 |
595,1 |
в том числе: |
||||||||||||
женщины |
||||||||||||
2010 |
5333,6 |
71,9 |
676,5 |
519,1 |
446,4 |
518,8 |
289,9 |
212,9 |
138,2 |
129,3 |
67,9 |
4,1 |
2014 |
7565,6 |
115,2 |
819,6 |
596,4 |
605,3 |
738,4 |
391,3 |
281,1 |
186,6 |
153,3 |
74,3 |
8,7 |
2015 |
8152,7 |
116,0 |
876,8 |
619,7 |
664,2 |
793,0 |
403,6 |
304,3 |
192,6 |
159,2 |
77,3 |
8,6 |
2016 |
8637,7 |
126,5 |
921,6 |
628,4 |
723,9 |
856,9 |
409,9 |
315,2 |
206,7 |
157,1 |
80,5 |
8,2 |
мужчины |
||||||||||||
2010 |
11993,1 |
1990,8 |
956,1 |
916,2 |
624,6 |
619,1 |
481,4 |
411,0 |
359,7 |
204,5 |
53,8 |
360,5 |
2014 |
15108,2 |
2459,4 |
1165,9 |
978,2 |
774,4 |
837,0 |
556,4 |
475,7 |
392,5 |
238,3 |
60,1 |
519,5 |
2015 |
16102,9 |
2615,6 |
1253,1 |
986,7 |
839,7 |
896,7 |
569,4 |
512,0 |
397,4 |
246,7 |
65,4 |
559,4 |
2016 |
16691,6 |
2732,8 |
1285,3 |
1030,1 |
878,4 |
942,0 |
569,8 |
510,3 |
415,3 |
242,7 |
69,1 |
586,9 |
Численность инвалидов, занимавшихся физической культурой и спортом |
||||||||||||
2010 |
189,3 |
7,7 |
6,8 |
4,3 |
12,6 |
20,5 |
5,0 |
13,5 |
19,1 |
2,2 |
0,3 |
0,4 |
2014 |
154,5 |
5,2 |
6,1 |
4,4 |
14,6 |
15,1 |
5,3 |
12,1 |
13,8 |
0,9 |
… |
0,5 |
2015 |
142,3 |
6,9 |
5,9 |
4,8 |
14,7 |
13,0 |
5,3 |
11,2 |
11,3 |
0,9 |
… |
0,7 |
2016 |
160,6 |
3,9 |
4,5 |
5,0 |
18,7 |
18,6 |
6,5 |
14,1 |
14,0 |
0,6 |
… |
0,5 |
Источник: составлено автором по материалам Федеральной службы государственной статистики «Россия в цифрах»
В условиях недостаточного финансирования и обесценивания требуется искать способы рационального использования бюджетных средств. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе сметы доходов и расходов и плана финансово-хозяйственной деятельности.
Наблюдается ситуация, когда потребности в развитии и финансовых расходах в области физической культуры и спорта все более возрастают, однако объем необходимых ресурсов не только не возрастает соответственно, но и значительно сокращается, что приводит к полной разобщенности и диссонансу.
Таблица 4. Количество спортивных сооружений с 2000 по 2018гг.
2000 |
2010 |
2014 |
2017 |
2018 |
|
Стадионы с трибунами на 1500 мест и более |
2108 |
1903 |
1959 |
1877 |
1771 |
Спортивные залы, тыс. |
54,9 |
72,4 |
71,8 |
72,0 |
72,1 |
Плавательные бассейны |
2512 |
4237 |
4956 |
5196 |
5441 |
Плоскостные спортивные сооружения (площадки и поля), тыс. |
96,8 |
129,6 |
145,6 |
148,2 |
154,6 |
Таким образом, на 2018 год действовало 290,9 тыс. спортивных сооружений. Бюджетные учреждения при недостатке денежных средств, должны обращаться к предпринимательской деятельности, которая должна быть предусмотрена учредительными документами. К внебюджетным источникам относятся доходы от платных услуг физическим лицам, спонсорство, сдача в аренду помещений, торговля, льготы.
Так, например, одним из ключевых источников доходов и в Европе, и в США является продажа прав на трансляцию матчей, что абсолютно нетипично для отечественного спорта. Также следует отметить, что, как правило, лиги заключают договоры с телевидением и распределяют полученные доходы между отдельными командами. Однако у клубов имеется право на заключение контрактов с региональными телекомпаниями. Следует отметить, что в России развитие системы продажи телевизионных прав в качестве источника финансирования идет медленно и с существенными трудностями».
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования индустрии спорта
Государство, в лице своих соответствующих органов разрабатывает определенные меры, направленные на то, чтобы обеспечить развитие сферы физической культуры и спорта, ставит задачи и цели, которые необходимо выполнить и достичь в течение краткосрочного и среднесрочного периодов.
Так, для более наглядного понимания такого рода целей и их количественного измерения, можно привести в настоящем параграфе таблицу со всеми данными, которые характеризуют основные тенденции в исследуемой области, взятую из Приложения № 1 к федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»
Соответственно, основная задача №1 - развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов.
Представим данные характеристики выполнения данных задач в таблице 5.
Таблица 5. Результаты выполнения поставленной задачи
Характерные подзадачи |
Единица измерения |
Года (период) |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта (нарастающим итогом) |
человек |
- |
5400 |
11000 |
16000 |
22160 |
27740 |
Эффективность использования существующих объектов спорта |
% |
60 |
62 |
65 |
69 |
74 |
80 |
Доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта ( не включенных в эти программы, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены тренировочной инфраструктурой на территории Российской Федерации, в общем количестве видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в эти программы) |
% |
76 |
80 |
84 |
89 |
94 |
100 |
Таким образом, в рамках соответствующей целевой программы поставлены задачи по увеличению следующих основных показателей к 2020 году:
- единовременной пропускной способности спортивных объектов;
- эффективности использования спортивных объектов;
- доли видов спорта в составе Олимпийских и Параолимпийских игр;
- условий для подготовки спортсменов и тренеров; создания спортивного резерва;
- количества спортивных региональных центров;
- доли граждан, которые занимаются в спортивных организациях и все это в рамках единой цели – развить физическую инфраструктуру российского государства.
Сложившуюся практику управления в сфере физической культуры и спорта на низовом уровне целесообразно рассмотреть на примере организации работы спортивной ассоциации, клуба. В данной работе нами выбран для рассмотрения профессиональный футбольный клуб.
Наиважнейшей составляющей любого профессионального футбольного клуба является кадровый состав его руководства, а именно президент, генеральный, финансовый, исполнительный, коммерческий директора, директор по связям с общественностью, руководитель селекционного отдела.
Так, например, А.В. Курганский так описывает их основные задачи:
- сбор информации о состоянии производственной деятельности профессионального футбольного клуба – процессе многолетней подготовки футболистов, эффективности соревновательной деятельности футболистов и команд, материально-техническом обеспечении учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, правовом обеспечении и юридическом сопровождении деятельности профессионального футбольного клуба;
- анализ этой информации на основе сопоставления фактических и заданных параметров, разработка путей планирования и коррекции характеристик производственной деятельности профессионального футбольного клуба в направлении, обеспечивающем достижение заданного эффекта – функционирования рациональной системы подготовки и успешной соревновательной деятельности спортсменов профессионального футбольного клуба;
- принятие и реализация решений путем разработки и внедрения целей и задач, планов и программ, средств и методов, обеспечивающих достижение заданного эффекта производственной деятельности профессионального футбольного клуба.
Для улучшения управления перечисленные группы операции следует интегрировать в систему государственного управления и связать с имеющимися методами.
Основополагающими задачами государственной политики являются создание условий для процветания населения Российской Федерации, роста национального самосознания и долгосрочной социальной стабильности.
Сегодня очевидно, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Вовлечение широких масс населения в физическую культуру, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также военной и политической мощи.
В своем обращении к Федеральному Собранию и в ряде других выступлений Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отмечал, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо сделать акцент на возрождении массового спорта и физической культуры.
Достижение этих целей возможно только при наличии четких и прозрачных механизмов государственного регулирования.
Система государственного регулирования в спорте последние 14 лет находится в стадии формирования. Специфика отношений в сфере спорта, а также недостаточное внимание со стороны органов государственной власти на протяжении ряда лет послужили причинами того, что на сегодняшний день система государственного регулирования в спорте так до конца и не оформилась. В Основах законодательства о физической культуре и спорте 1993 г. были предприняты первые попытки законодательно закрепить институты государственного регулирования спортивной отрасли.
Однако эти попытки носили бессистемный характер. В последующие годы работа по упорядочению отношений в сфере спорта была продолжена. Принятый в 1999 г. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" закрепил такой важный и новый для того времени институт государственного регулирования, как аккредитация федераций по видам спорта. Вместе с тем Закон, по сути, не содержит в себе стройной системы государственного регулирования в спорте.
Серьезный шаг в деле формирования системы государственного регулирования был сделан в 2001 г., когда коллегией Госкомспорта России были одобрены Положение о Всероссийском реестре видов спорта и Положение о признании новых видов спорта в Российской Федерации. Термин "Всероссийский реестр видов спорта" был введен впервые. Термин "признание новых видов спорта" заменил сохранившийся еще с советских времен термин "введение в государственные программы физического воспитания различных категорий населения новых видов физических упражнений и видов спорта на основе научных исследований и экспериментов". Надо отдать должное тем людям, которые сумели подготовить и обосновать такие по сути революционные решения. Некоторые из них и сегодня трудятся в стенах Росспорта.