Файл: Особенности государственного регулирования индустрии спорта.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Концептуальные основы развития индустрии спорта в РФ, приоритетные направления развития
1.2 Правовые и нормативные положения, сопровождающие реализацию концепции
2. Особенности государственного регулирования индустрии спорта в РФ
2.1. Структура управления в сфере физической культуры и спорта
2.2 Финансирование в сфере физической культуры и спорта
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования индустрии спорта
В настоящее время схема государственного регулирования в спорте выглядит следующим образом:
-признание видов спорта и спортивных дисциплин;
-Всероссийский реестр видов спорта;
-аккредитация федераций по видам спорта;
-Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий;
-Единая всероссийская спортивная классификация.
Как реализуется на практике данная схема? Первым кирпичиком в основании механизма государственного регулирования в спорте является процедура признания видов спорта и спортивных дисциплин, т.е. государство определяет, что является видом спорта, а что нет. Например, бои без правил или даже игра домино - многие считают это видами спорта, однако по ряду критериев они не могут быть признаны видами спорта. При этом заниматься этими видами деятельности не запрещено.
Далее, признанный вид спорта вправе претендовать на включение во Всероссийский реестр видов спорта при условии, что он развивается на территории более чем половины субъектов Российской Федерации.
После включения вида спорта во Всероссийский реестр видов спорта соответствующая общероссийская общественная организация, которая занимается развитием этого вида спорта, получает право быть аккредитованной Федеральным агентством по физической культуре и спорту, что дает возможность указанной общероссийской общественной организации проводить официальные спортивные мероприятия, представлять нашу страну на международных соревнованиях и получать государственную поддержку.
Спортивные мероприятия этой организации включаются в Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий. А это, в свою очередь, влечет за собой включение требований и условий присвоения спортивных разрядов и званий по этому виду спорта в Единую всероссийскую спортивную классификацию.
А теперь давайте посмотрим на эту же схему государственного регулирования в спорте, только уже через призму нормативного закрепления каждого института государственного регулирования.
Есть те институты государственного регулирования, которые были введены приказами Госкомспорта России и легитимность которых на сегодняшний день с юридической точки зрения под большим вопросом. Это признание видов спорта и спортивных дисциплин, а также Всероссийский реестр видов спорта. Да, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 904 "О Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" эти полномочия названы, однако этого недостаточно.
Их правовая регламентация должна осуществляться федеральным законом. Об этом, в частности, свидетельствует формулировка п. 2 Постановления, где говорится: "Установить, что до принятия соответствующего нормативного правового акта Федеральное агентство по физической культуре и спорту осуществляет..." - и далее идет перечисление 18 полномочий Агентства, в том числе признание видов спорта и ведение Всероссийского реестра видов спорта. Этим вопросом также заинтересовалось Министерство юстиции Российской Федерации, которое проводит ревизию ведомственных нормативных правовых актов на предмет их законности, а также на необходимость регистрации за период начиная с 1994 г.
Но имеются и институты государственного регулирования, которые хоть и закреплены законодательно, но в их правовой регламентации много противоречий и неточностей. Это Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий и Единая всероссийская спортивная классификация.
И наконец, существует только один институт государственного регулирования, чей статус не вызывает сомнений, - это аккредитация общероссийских общественных объединений (федераций, союзов, ассоциаций). Эта процедура урегулирована как законодательно, так и на уровне постановления Правительства Российской Федерации.
Рассмотрим правовое регулирование каждого института государственного регулирования в спорте в отдельности.
Признание видов спорта и спортивных дисциплин на сегодняшний день регулируется Приказом Госкомспорта России от 28 ноября 2001 г. N 700, которым утверждено Положение о признании новых видов спорта и спортивных дисциплин.
Во-первых, как уже было сказано ранее, регулирование этого института должно осуществляться федеральным законом, во-вторых, даже в упоминавшемся Постановлении Правительства Российской Федерации N 904 ничего не говорится о Положении о признании видов спорта и спортивных дисциплин.
Всероссийский реестр видов спорта был также введен тем же Приказом Госкомспорта России от 28 ноября 2001 г. N 700 в целях усовершенствования статистической отчетности в области физической культуры и спорта и систематизации видов спорта и спортивных дисциплин, культивируемых на территории Российской Федерации.
Сегодня, как уже было сказано выше, Всероссийский реестр видов спорта является одним из основополагающих институтов государственного регулирования в спорте, целью которого уже не является просто усовершенствование статистической отчетности в области физической культуры и спорта. Кроме того, этому институту присущи те же недостатки правового регулирования, что и институту признания видов спорта и спортивных дисциплин.
На институте аккредитации федераций по видам спорта я остановлюсь чуть позже.
Следующий институт государственного регулирования - Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий, именно такое название имеет документ, издаваемый Госкомспортом России и Росспортом последние пять лет.
Тем не менее в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" этот термин звучит по-другому: Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В Приказе Госкомспорта России от 30 июля 2003 г. N 587 "О порядке формирования Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий" сказано, что Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий является частью Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Однако последнего документа просто не существует. Все это порождает определенную неразбериху.
С понятием Единый календарный план всероссийских и международных спортивных мероприятий тесно связано понятие "официальные спортивные мероприятия". Собственно, в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" такого понятия нет. Там говорится: "Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие официальные спортивные соревнования... предусмотренные Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий...", тем самым подразумевается, что официальные спортивные мероприятия - те мероприятия, которые включены в Единый календарный план.
Тем не менее термин "официальные спортивные мероприятия", а также термин "официальные физкультурные мероприятия" должны быть законодательно закреплены, чтобы четко провести грань: официальные мероприятия - только те мероприятия, которые включены в календарные планы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Все остальные мероприятия могут проводиться организациями самостоятельно и не являются официальными.
Переходим к Единой всероссийской спортивной классификации. В ст. 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" дается такое понятие: Единая всероссийская спортивная классификация - программно-нормативный документ, устанавливающий нормы, требования, условия и порядок присвоения спортивных разрядов и званий.
А в ст. 6 того же Федерального закона говорится о том, что федеральный орган исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта разрабатывает и утверждает Единую всероссийскую спортивную классификацию и Положение о присвоении спортивных званий. Противоречие заключается в том, что в соответствии с понятийным аппаратом Федерального закона содержание ЕВСК совпадает с содержанием Положения о присвоении спортивных званий. Это противоречие может быть легко устранено путем добавления одного слова - почетных.
Таким образом, получается, что детальный анализ правового регулирования ЕВСК вскрывает более серьезные противоречия. Достаточно взять саму книжку ЕВСК, и становится ясно, что на самом деле это два документа: сама ЕВСК устанавливает разрядные требования и нормы присвоения спортивных разрядов и званий, а есть еще Положение о ЕВСК, которое определяет условия и порядок присвоения спортивных разрядов и званий.
Такое деление было произведено совершенно оправданно. Дело в том, что порядок и условия присвоения спортивных разрядов и званий - документ достаточно статичный, редко подвергающийся изменениям. А вот разрядные требования и нормы присвоения спортивных разрядов и званий меняются чуть ли не ежемесячно.
Другое противоречие состоит в том, что законом установлено: ЕВСК утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта совместно с Олимпийским комитетом России, т.е. общественной организацией.
Учитывая то, что ЕВСК является нормативным правовым актом, затрагивающим права и свободы граждан, подлежащим регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, ее утверждение не может осуществляться общественной организацией. Речь может идти только об учете предложений Олимпийского комитета России при разработке данного документа.
Список противоречий и нестыковок в правовой регламентации деятельности Росспорта можно продолжать, но я остановился только на ключевых полномочиях Росспорта, которые составляют систему горизонтального регулирования в спорте.
Обобщая изложенное, можно констатировать, что осуществление государственного регулирования в спорте на сегодняшний день сопряжено с рядом трудностей, основная из которых - недостаточная правовая регламентация большей части институтов государственного регулирования в спорте.
Осознание этих предпосылок предопределило необходимость разработки нового федерального закона о физической культуре и спорте.
Надо отметить, что разработка нового закона шла тяжело. За время работы было подготовлено шесть вариантов законопроекта.
На сегодняшний день Федеральным агентством по физической культуре и спорту разработан проект новой редакции федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Законопроектом вводится современный понятийный аппарат физической культуры и спорта, закрепляются принципиально новые полномочия Росспорта как органа управления физической культурой и спортом в России, а также органов управления спортивной отраслью регионального и местного уровней, четко сформулированы такие понятия, как Всероссийский реестр видов спорта, признание видов спорта и спортивных дисциплин, официальные спортивные мероприятия, национальный вид спорта, параолимпийское и сурдолимпийское движения, правила соревнований.
Одним из основных вопросов, которые призваны урегулировать закон о спорте, является вопрос взаимодействия органов государственной власти и физкультурно-спортивных объединений и организаций. Роль общественных объединений в сфере физической культуры и спорта чрезвычайно важна. Ни в одной другой отрасли нет такого тесного сплетения государственного и общественного. Эта специфика обусловлена тем, что исторически спорт культивировался добровольцами, которые работали на общественных началах.
Поиск оптимальной модели взаимодействия государственных органов и общественных организаций идет уже не первый год. Этот процесс сложен и требует понимания ситуации и глубокого осмысления. Очень важно при решении этого вопроса опираться на международный опыт.
Как было описано выше, действующим Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" 1999 г. это взаимодействие регулируется процедурой аккредитации. Практика проведения федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта процедуры аккредитации на протяжении пяти лет показала, что ее эффективность во многом обеспечивается психологическим фактором наличия такой процедуры. Кроме того, само понятие аккредитации в юридической доктрине не соответствует тому процессу, который предусмотрен Положением об аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по различным видам спорта. Анализ федерального законодательства, регулирующего вопросы аккредитации в различных сферах, позволяет охарактеризовать ее как "добровольное лицензирование".
Другими словами, "аккредитация" - это своеобразное подтверждение государственным органом квалификации и компетентности лица, занимающегося той или иной деятельностью, посредством выдачи подтверждающего документа, и в большинстве случаев прохождение аккредитации для организаций и иных лиц является необязательным. Кроме того, понятие "аккредитация" не подразумевает, что аккредитована может быть только одна организация
Аккредитация, как уже было сказано, - процедура подтверждения государственным органом квалификации и компетентности лица, занимающегося той или иной деятельностью.
И наконец, самое основное. Существующие требования к аккредитуемым общероссийским общественным объединениям не позволяют Росспорту эффективно влиять на процессы, проходящие внутри федераций.
Учитывая то, что деятельность федераций в первую очередь регулируется Федеральным законом "Об общественных объединениях", к таким организациям не могут быть установлены требования экономического характера (а вопрос источников финансирования развития того или иного вида спорта является ключевым), а также не могут быть установлены требования по структуре внутренней организации и органам управления. Таким образом, даже при всем желании усовершенствовать процедуру аккредитации на практике невозможно.