Файл: Особенности государственного регулирования индустрии спорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Развитие физической культуры и спорта является частью социально-экономической политики государства. Спорт может выступать как возможность оздоровления нации, как отражение социально-экономического развития страны, которое проявляется путем достижения высоких результатов на международной спортивной арене. Спорт может выступать и как инструмент политической борьбы в международных отношениях, и как составляющая воспитания патриотизма, сплочения нации.

Говоря о состоянии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, следует отметить, что, по мнению аналитиков, за последние годы в России обострилась проблема состояния здоровья населения, увеличилось количество наркозависимых людей, злоупотребляющих алкоголем.

К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

Целесообразность изменения подходов к управлению в сфере физической культуры и спорта, актуальность данной проблемы для России предопределили выбор темы курсовой работы.

Объект исследования данной курсовой работы – индустрия спорта, предмет – особенности государственного регулирования объекта исследования.

Целью курсовой работы – исследовать систему государственного регулирования индустрии спорт, а также подготовить предложения по совершенствованию управления в сфере физической культуры и спорта в РФ в целом.

Для достижения поставленной необходимо решить задачи:

  • изучить и проанализировать актуальную информацию об управлении спортом и физической культуры в Российской Федерации,
  • изучить зарубежный опыт в данной сфере,
  • выявить дальнейшие пути развития физической культуры и спорта в России,

Информационной базой исследования являются интернет сайты министерств, учебные пособия, научные монографии, тексты государственных программ, указы Правительства и Президента РФ, а также Федеральные законы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Теоретико-методологические аспекты по теме исследования

1.1 Концептуальные основы развития индустрии спорта в РФ, приоритетные направления развития

Концептуальные основы развития физической культуры и спорта на ближайшие годы сформулированы в федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённой Правительством Российской Федерации 2 января 2014 г. Она является составной частью государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

В сфере физической культуры и спорта стоят глобальные задачи, число которых входит[2]:

  • воспитание физических и психических качеств
  • укрепление здоровья
  • сохранение работоспособности населения
  • обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва,
  • развитие инфраструктуры физической культуры и спорта (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов),
  • создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки[2]

В число основных принципов развития физической культуры и спорта можно отнести возрождение такого комплекса норм, как ГТО («Готов к труду и обороне»), который берет свое начало еще в 1930 году.

В 2015 году Президент России В.В. Путин подписал закон о возвращении всероссийского физкультурно-спортивного комплекса норм[2].

Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по 3 уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам[9,с.21].

Получая знаки отличия за участие, участник не только демонстрирует уровень своей физической подготовки, но и получает ряд привилегий, таких как возможность повысить баллы к ЕГЭ или, являясь работником, получает дополнительные дни к отпуску и прибавку к зарплате, размер которой варьируется в зависимости от решения работодателя[13, c. 43].


Еще один подход можно увидеть в научной работе Т.Н. Тиосовой «Пути развития физической культуры и спорта в современной России». К числу основных принципов она относит развитие высокотехнологических подходов к развитию спорта, доступность всех граждан к развитой инфраструктуре, а также повышение конкурентоспособности российского спорта[7,с.11].

И ставит такие задачи как формирование нового национального комплекса по спортивному развитию населения, популяризация физической культуры и спорта как компонента здорового образа жизни, повышение качества подготовки спортсменов для увеличения конкурентоспособности российского спорта, усовершенствование инфраструктуры и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Для реализации концепции, утверждённой Правительством Российской Федерации, был использован программно-целевой метод. Выбранный метод хорошо зарекомендовал себя ещё при реализации программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации в 2017 году".

Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным и интегрирующим характером, что позволяет, концентрировать ресурсы и комплексно решать вопросы по следующим приоритетным направлениям:

  • развитие массового спорта с учетом необходимости повышения обеспеченности объектами спорта субъектов Российской Федерации;
  • развитие спорта высших достижений с учетом особенностей различных составляющих этого процесса, включающих развитие инфраструктуры спортивно-тренировочных центров в соответствии с поставленными целями и инфраструктуры научных организаций и образовательных организаций спортивной направленности;
  • создание условий для подготовки спортивного резерва в виде спортивно-тренировочных региональных центров, поддержка материально-технического обеспечения детских спортивных школ;
  • совершенствование методического сопровождения организации и реализации мероприятий Программы;
  • обеспечение пропагандистского сопровождения реализации мероприятий Программы» [2].

Среди прочих направлений внимание уделяется и развитию организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности[9,с.31].

Среди этих аспектов развития физической культуры и спорта можно выделить[5,с.19]:

1) совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех уровнях;


2) улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;

3) создание научно-методической базы, повышение эффективности медико-биологического и антидопингового обеспечения в сфере физической культуры и спорта.

В Федеральной Программе указывается, что для этого необходима реализация следующих мер[8,с.21]:

1) совершенствование взаимодействия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта с другими субъектами физической культуры и спорта;

2) внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по развитию физической культуры и спорта, и использования спортивных объектов;

3) совершенствование управления сферой физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях;

4) разработка программы информатизации сферы физической культуры и спорта и организация работы по ее внедрению;

5) разработка рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Реализация данных мер требует системы соответствующих управленческих мероприятий. Возможным решением могла бы выступить организационная модель, работающая в США, где приоритетным направлением развития физической культуры и спорта в стране является подготовка кадрового резерва[7,с.23].

По описанию Н.В. Слободянюка, весь национальный спорт США построен на школьном и студенческом спорте. Спортсмены – учащиеся школ и вузов составляют главный резерв, из которого комплектуются национальные команды по различным видам спорта для участия в международных соревнованиях и профессиональные клубы. Детско-юношеский спорт и подготовка олимпийского резерва оплачиваются из средств родителей спортсменов[4,с.13].

После 18 лет местом тренировок спортсмена может стать колледж или университет. Как только спортсмен начинает показывать достойные результаты, к финансированию для его развития подключается федерация того вида спорта, в котором он прогрессирует, а также Олимпийский комитет США и различные спонсоры[8,с.19].

Основным источником финансирования межшкольных соревнований служат поступления с кассовых сборов от продажи билетов и обслуживания зрителей, дотации и пожертвования частных лиц и средства из общих фондов школ. Спорт в школах и высших учебных заведениях составляет основу любительского спорта[9,с.11].

Таким образом, физическая культура и спорт направлена на разрешение глобальных задач, связанных с воспитанием физических и психологических качеств, укреплением здоровья, сохранением работоспособности и достижением высоких результатов в профессиональном спорте, а также популяризацией массового спорта в стране.


1.2 Правовые и нормативные положения, сопровождающие реализацию концепции

Законодательство, регулирующее физическую культуру и спорт, включает в себя[10]:

  • Конституцию РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации.

Основным нормативным-правовым документом, регулирующем спорт в Российской Федерации, является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ.

В законе указывается: «Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте». Он состоит из 8 глав[11]:

  • Глава 1 - Общие положения,
  • глава 2 - Организация деятельности в области физической культуры и спорта,
  • глава 3 - Физическая культура и спорт в системе образования, в системе Федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан,
  • глава 4 - Спортивная подготовка,
  • глава 5 - Спорт высших достижений,
  • глава 6 - Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта,
  • глава 7 - Международная спортивная деятельность,
  • глава 8 - Заключительные положения[12].

Другой документ – Трудовой кодекс Российской Федерации в главе 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров» регламентирует отношения спортсменов с тренерами, особенности заключения и расторжения договоров между ними, особенности медицинского осмотра, особенности регулирование труда женщин-спортсменов, рассматривает термины «трудовой договор» и «контракт». Президент РФ и правительство РФ осуществляют правовое регулирование физической культуры и спорта в целом. Органом отраслевых полномочий в данной сфере является Министерство спорта Российской Федерации, которое осуществляет связь между стратегическим и оперативным управлением в данной сфере. Непосредственно оперативное управление осуществляют спортивные организации, лиги, ассоциации, разрабатывающие соответствующие нормативные акты[13,с.43].