Файл: Особенности государственного регулирования индустрии спорта.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Концептуальные основы развития индустрии спорта в РФ, приоритетные направления развития
1.2 Правовые и нормативные положения, сопровождающие реализацию концепции
2. Особенности государственного регулирования индустрии спорта в РФ
2.1. Структура управления в сфере физической культуры и спорта
2.2 Финансирование в сфере физической культуры и спорта
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования индустрии спорта
В условиях реформ, проводящихся в нашей стране, направленных на создание механизмов саморегулирования во всех сферах общественной жизни, а также в соответствии с документами Европейского союза представляется целесообразным в сфере физической культуры и спорта развивать аналогичные механизмы. Речь идет о создании пирамидальной структуры национальных федераций по видам спорта.
В 1999 г. Европейская комиссия (Генеральный директорат Х, Отдел спорта) разработала и приняла документ под названием "Европейская модель спорта". Данный документ описывает организацию спорта в Европе, его цели и задачи, основных субъектов физической культуры и спорта, а также проблемы, возникающие в связи с этим.
Основная часть данного документа дает основные представления об организации спорта в Европе, которая представляет собой иерархическую пирамиду субъектов спортивной деятельности. В основе данной пирамиды находятся местные федерации, которые объединяют тысячи и миллионы людей, стремящихся заниматься спортом. Местные федерации, в свою очередь, объединены в региональные федерации, задачей которых является координация и развитие спорта в своем регионе, проведение местных спортивных соревнований, вовлечение как можно большего числа людей в занятие физической культурой и спортом.
Система региональных федераций подразумевает их дальнейшее объединение в национальные федерации по соответствующим видам спорта. Национальные федерации по видам спорта наделены полномочиями по руководству соответствующим видом спорта на национальном уровне, решению всех вопросов, связанных с развитием спорта на национальном уровне и представлением страны на международных соревнованиях.
Национальные федерации организуют и проводят национальные чемпионаты по видам спорта, устанавливают критерии для отбора спортсменов в национальные сборные и формируют состав национальных сборных по виду спорта для участия в международных соревнованиях. Национальные федерации являются членами и входят в соответствующие международные спортивные федерации (на европейском и мировом уровне).
Для внедрения этой модели на территории России необходимо внесение изменений в законодательство Российской Федерации. В частности, такие изменения должны предусматривать выделение федераций по видам спорта в отдельный вид общественных объединений. Это позволит более четко прописать права и обязанности таких объединений.
Аналог предлагаемой конструкции содержится в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", в соответствии с которым местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, вправе образовывать региональную национально-культурную автономию. Федеральная национально-культурная автономия, в свою очередь, может быть учреждена не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. Конституционность данной нормы была подтверждена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 5-П.
Такая структура также полностью соответствует Конституции Российской Федерации, в соответствии со ст. 72 которой общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Конечно, предложенная модель не может сиюминутно быть реализована на практике. Однако это не означает, что она не имеет права на жизнь. Любые реформы в государстве предполагают наличие переходного периода.
Рассмотренные институты государственного регулирования в спорте являются основными, системообразующими в отрасли. Невозможно в рамках доклада рассмотреть все институты государственного регулирования в спорте.
Необходимо перечислить те ключевые вопросы, которые сегодня нуждаются в правовой регламентации: порядок присвоения судейских категорий, порядок утверждения правил соревнований по видам спорта, порядок переходов спортсменов из одной физкультурно-спортивной организации в другую, порядок осуществления материально-технического, медико-биологического, медицинского и антидопингового обеспечения сборных команд, а также многие другие.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости продолжить серьезную работу в деле построения эффективной системы государственного регулирования в спорте. И речь идет в первую очередь о принятии федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в новой редакции.
Учитывая специфику отношений в сфере спорта, необходимость поиска взаимоприемлемых формулировок статей законопроекта на стадии согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также большой объем рассматриваемых вопросов, внесенный в Правительство проект федерального закона должен быть еще раз серьезно изучен и доработан во время процедуры второго чтения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Система государственного регулирования в спорте, описанная выше, представляет собой комплекс институтов государственного регулирования, позволяющий государству проводить свою политику в этой сфере.
В то же время эффективность работы такой системы во многом зависит от правильного распределения функций между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Этот вопрос приобретает особую актуальность в свете проводимой реформы разграничения полномочий.
Сегодня можно констатировать, что в силу ряда причин основополагающие нормативные правовые акты в этой сфере (я имею в виду Федеральные законы N 184-ФЗ и N 131-ФЗ) не учитывают специфики отношений в сфере спорта. Так, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в число вопросов местного значения муниципального района не включено полномочие по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта на территории муниципального района.
В результате продолжительной работы предложения Росспорта о расширении полномочий муниципального района, сформулированные по инициативе регионов и поддержанные профильным комитетом Государственной Думы, были учтены в рамках проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", который в этом месяце внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу. И это, безусловно, важный шаг, однако еще более важно правильно сформулировать полномочия органов власти всех уровней и органов местного самоуправления.
Основное средство развития спорта - проведение спортивных мероприятий, поэтому полномочие по проведению таких мероприятий, совершенно очевидно, должно быть закреплено и за органами государственной власти, и за органами местного самоуправления. Необходимо только разграничить уровень спортивных мероприятий. Соответственно органы местного самоуправления вправе проводить муниципальные спортивные мероприятия, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - региональные спортивные мероприятия, а федеральные органы исполнительной власти (прежде всего Росспорт) - всероссийские спортивные мероприятия. Вместе с тем полномочия органов власти и органов местного самоуправления в сфере спорта не исчерпываются только проведением спортивных мероприятий. Немаловажной задачей, стоящей перед органами власти и органами местного самоуправления, является подготовка своих сборных команд для выступлений на соревнованиях более высокого уровня. Соответственно для органов местного самоуправления это - подготовка муниципальных сборных команд, для регионов - подготовка сборных команд субъектов Российской Федерации, для Росспорта - подготовка сборных команд страны. Так, в действующем Законе о спорте понятие "спортсмен" подразделяется на три вида: спортсмен-любитель, спортсмен высокого класса и спортсмен-профессионал. Опираясь на логику этой классификации, предлагается к вопросам местного значения отнести обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, имея в виду под массовым спортом спорт массовых разрядов.
Исходя из изложенного, алгоритм разграничения полномочий в сфере физической культуры и спорта представляется следующим:
-полномочия Российской Федерации - полное обеспечение основного и резервного составов сборных команд Российской Федерации, проведение официальных всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий;
-полномочия субъектов Российской Федерации - полное обеспечение основного и резервного составов сборных команд субъекта Российской Федерации, проведение официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории субъекта.
-полномочия муниципалитетов - обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, полное обеспечение основного и резервного составов муниципальных сборных команд, а также проведение официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории муниципального образования.
Реализация предложенного алгоритма потребует внесения в Федеральные законы N 184-ФЗ и N 131-ФЗ соответствующих изменений, а также определенную доработку проекта федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в новой редакции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно констатировать, что индустрия спорта направлена на разрешение глобальных задач, связанных с воспитанием физических и психических качеств, укреплением здоровья, сохранением работоспособности и достижением высоких результатов в профессиональном спорте, а также популяризацией массового спорта в стране. Концептуальными основами развития физической культуры и спорта выступает целая совокупность принципов и ключевых положений, определяющих направления развития, а также ряд нормативных правовых актов, в которых они непосредственным образом закреплены или которые определенно затрагивают, регламентируют развитие физической культуры и спорта. Так, они сводятся к тому, чтобы развивать и сохранять здоровье населения, привлекать к спорту, развивать профессиональный спорт и его уровень. Ключевая роль отведена Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ, в котором реализовано закрепление правовых, организационных, экономических и социальных основ деятельности в сфере физической культуры и спорта в РФ, правовых принципов законодательства, регламентирующего физическую культуру и спор. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, является Министерство спорта Российской. Важной целью его деятельности выступает популяризация и повышение статуса физической культуры, спорта, позиционирование их как эффективного средства, позволяющего сохранить и укрепить здоровье, повысить общую культуру и воспитание молодежи. При этом наблюдается ситуация недостаточного финансирования данной области, при которой следует решать проблемы, связанные с несоответствием запросов, потребностей развития физической культуры и спорта с объемом выделяемых средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 г. № 2-р Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на годы»
- Алтухов С. В. Государственное управление и рыночное саморегулирование экономики профессионального спорта в РФ: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2071.
- Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведение физкультурных и спортивных мероприятий: учебник / С.С. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017.-687 с.
- Близневский А.Ю. Программно-целевое управление развитием сферы физической культуры и спорта на региональном уровне (на примере Красноярского края): монография / А.Ю. Близневский, С.С. Филиппов. – Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2017. – 200 с.
- Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2016. - 172 c.
- Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - Москва: Мир, 2017. - 288 c.
- Зуев В.Н. Управление системой спортивных соревнований / В.Н. Зуев. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 264 с.
- Зубарев, В.П. Черкашин; под общ. ред. В.Д. Фискалова. - М.: Советский спорт, 2017. - 464 с.
- Зайцев Ю. В. Правовая природа переходов спортсменов// Спорт: экономика, право, управление. 2016. № 4.
- Захарова С. А. Некоторые аспекты законодательного регулирования спортивных правоотношений // Пятаямеждунар. науч.- практ. конф. «Спортивное право: перспективы развития»: матер. конф. М., 2017.
- Мельник Т. Е. К вопросу об особенностях правового регулирования в деятельности спортивных федераций //Пятая междунар. науч.-практ. конф. «Спортивное право: перспективы развития»: матер. конф. М., 2018.
- ОвчинниковаН. А. Правовое регулирование профессионального спорта вРоссийской Федерации (общеправовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2018.
- Починкин А. В. Противостояние любительского и профессионального спорта в олимпийскомдвижении:историко-теоретический анализ // Теория и практика физической культуры и спорта. 2018. № 11.
- Сараев В. В. Необходимость усиления публично-правового воздействия в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2018. № 2.
- Соловьев А. А. Зарубежные модели и опыт кодификации спортивного законодательства. М., 2017.
- Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением: учебное пособие / А.И. Шамардин, В.Д. Фискалов, Ю.А. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017.- 687 с.
- Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2017. - 424 c.
- Столбов, В. В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов, Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 424 c.
- Щедрин Ю.Н. Основные положения концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики 2018. № 2