Файл: Особенности государственного регулирования индустрии спорта.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Концептуальные основы развития индустрии спорта в РФ, приоритетные направления развития
1.2 Правовые и нормативные положения, сопровождающие реализацию концепции
2. Особенности государственного регулирования индустрии спорта в РФ
2.1. Структура управления в сфере физической культуры и спорта
2.2 Финансирование в сфере физической культуры и спорта
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования индустрии спорта
Таким образом, в ходе написания первой главы курсовой работы нами было определено, что концептуальными основами развития физической культуры и спорта выступает целая совокупность принципов и ключевых положений, определяющих направления развития, а также ряд нормативных правовых актов, в которых они непосредственным образом закреплены или которые определенно затрагивают, регламентируют развитие физической культуры и спорта.
Так, они сводятся к тому, чтобы развивать и сохранять здоровье населения, привлекать к спорту, развивать профессиональный спорт и его уровень. При этом существует целый ряд нормативных правовых актов, которые упорядочивают данные положения и вырабатывают механизмы их регламентации и реализации. В частности – общие, основополагающие – к таковым относится Конституция РФ, которая, несомненно, выступает базисом, причем не только для развития физической культуры и спорта, а для всех существующих сфер и отношений в целом. Специальные – ключевая роль отведена Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ, в котором реализовано закрепление правовых, организационных, экономических и социальных основ деятельности в сфере физической культуры и спорта в РФ, правовых принципов законодательства, регламентирующего физическую культуру и спор.
2. Особенности государственного регулирования индустрии спорта в РФ
2.1. Структура управления в сфере физической культуры и спорта
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, является Министерство спорта Российской.
Важная цель его работы – формирование позитивного отношения общества, государства и всего народа к физической культуре и спорту как эффективному средству сохранения и укрепления здоровья человека, неотъемлемой части общечеловеческой культуры, одному из важнейших факторов не только физического, но и нравственного воспитания, особенно детей и молодежи[9,с.17].
Министерство спорта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим основным вопросам[20]:
а) развитие массовой физической культуры и спорта в Российской Федерации, включая совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения;
б) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва, включая развитие детско-юношеского спорта, студенческого спорта и проведение мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и участию в таких соревнованиях;
в) организация всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, включая проведение на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы и иных международных спортивных соревнований;
г) пропаганда физической культуры и спорта как важнейшей
составляющей здорового образа жизни[15].
В Министерстве спорта Российской Федерации в настоящее время работа ведется по 10-ти департаментам:
- государственной политики в сфере спорта и международного сотрудничества;
- координации подготовки к чемпионату миру;
- спорта высших достижений;
- инвестиционного развития и управления государственным имуществом;
- развития физической культурой и массового спорта;
- организации бюджетного процесса; департамент науки и образования;
- бюджетного учета внутреннего финансового контроля аудита;
- правовой;
- управления делами и контроля[20]
Аналитики подчеркивают, что для управления физической культурой и спортом на государственном уровне создана трехуровневая система органов управления[14].
На федеральном уровне формируется политика государства в отношении физической культуры и спорта, определяются стратегические цели и задачи ее развития.
На региональном уровне цели и задачи развития детализируются, выявляются специфические проблемы развития физической культуры и спорта в регионе, определяются основные направления регионального развития физической культуры и спорта. На муниципальном уровне основные цели и задачи физической культуры и спорта конкретизируются и решаются с учетом местных условий и возможностей[20].
При рассмотрении системы управления физической культурой и спортом целесообразно выделить организации предоставляющие услуги в государственном, общественном и коммерческом сегменте.
Такие организации, как школы, вузы, спортивные школы, училища олимпийского резерва относятся к государственному сегменту и обеспечивают здоровый образ жизни населения, удовлетворяют потребность в физической активности.
Физкультурно-спортивные общества, федерации и союзы по видам спорта и т.п. располагаются в общественном сегменте и отвечают за развитие и пропаганду спорта, увеличение роли конкретных видов спорта в жизни граждан[15].
Спортивные клубы и центры, являющиеся коммерческими организациями, нацелены на извлечение прибыли и повышение конкурентоспособности своих услуг.
Для эффективной подготовки спортсменов создаются Федеральные и региональные центры спортивной подготовки. Это обычно происходит по решению Правительства Российской Федерации, по предложению Министерства спорта Российской Федерации[14].
Особую роль в сфере физической культуры и спорта играет олимпийское движение, основной целью которого является пропаганда здорового образа жизни и укрепление международного сотрудничества. Олимпийское движение России возглавляет Олимпийский комитет (ОКР).
В настоящее время в первой статье Устава ОКР определяется, что Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» является общероссийским общественным объединением общественных объединений физкультурно-спортивной направленности.
Основные цели деятельности ОКР специалисты видят в следующем[11]:
-продвижение и пропаганда на территории Российской Федерации фундаментальных принципов и ценностей олимпизма, в частности в области спорта и образования;
-представление Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК (Международный олимпийский комитет), Юношеских Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных соревнованиях, проводимых или патронируемых МО;
-содействие развитию массового спорта и спорта высших достижений во всех регионах России;
-борьба за обеспечение чистоты спорта, в том числе путем неуклонного соблюдения и выполнения требований Всемирного антидопингового кодекса;
-борьба против любых форм дискриминации и насилия в спорте;
-участие в подготовке и переподготовке спортивных руководителей и иных специалистов в области управления спортом, организации научно-практических конференций, совещаний и семинаров[12].
2.2 Финансирование в сфере физической культуры и спорта
Согласно концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, финансирование сферы производится за счет федерального бюджета, внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ[10].
Система физической культуры и спорта во многом зависит от государственных финансов.
Так, согласно Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» расходы государства направлены на обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации, организацию физкультурных мероприятий, обеспечение проведения комплекса ГТО, допинговый контроль, популяризацию физической культуры, спорта и здорового образа жизни, реализацию государственных программ и обсечение иных мер, программ и мероприятий.
Государственное финансирование может осуществляться в виде: налоговых льгот (когда спортивная организация освобождается от части налогов и может потратить высвободившиеся таким образом средства на свое развитие), субсидий (денежных пособий и стипендий отдельным спортсменам), субвенций (целевой помощи спортивным организациям под конкретные программы) [10].
Согласно паспорту государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы из средств федерального бюджета составляет – 321 733 532,1 тыс. руб.
Существует также самофинансирование, организованное спортивными организациями благодаря спонсорству и предпринимательской деятельности[12].
По источникам получения средств физкультурно-спортивные организации делятся на некоммерческие, коммерческие и смешанные.
Источники финансирования некоммерческих организаций представлены в табл. № 1.
Таблица 1. Источники финансирования некоммерческих организаций.
Государственные |
Собственные |
Привлеченные |
Прямое финансирование |
Членские взносы |
Благотворительные средства |
Программно-целевое финансирование |
Доходы от основной деятельности |
Спонсорские средства |
Адресное финансирование |
Доходы от неосновной деятельности |
Гранты |
Государственное субсидирование |
Заемные средства |
|
Государственные дотации |
Кредиты |
Источник: составлено автором
К смешанным организациям по источникам средств относятся те, которые получают субсидии от государства, ведомств, дотации, зарабатывают собственной хозяйственной деятельностью. К ним относится часть федераций, ОКР, союзы и ассоциации профсоюзов, спортивные и профессиональные клубы.
В связи с производственной необходимостью физкультурно-спортивные организации идут по пути кооперации друг с другом. Коммерческие организации идут на создание ассоциаций, союзов, лиг и т.д. Объединение осуществляется на добровольной основе и договорных основах взаимодействия друг с другом, а также свободе выбора форм объединения, самоуправлении и, конечно, с соблюдением ГК РФ.
В состав ассоциации могут входить государственные, общественные, совместные, акционерные предприятия и организации. Если это объединения коммерческих организаций, то они могут быть как открытого, так и закрытого типа.
В таблице 2 представлены данные о государственном финансировании подразделов отрасли физической культуры и спорта.
Таблица 2. Финансирование подразделов отрасли физической культуры и спорта.
Наименование |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Физическая культура |
1 852 |
3 983 |
3 255 |
2 408 |
421 |
Массовый спорт |
412 |
236 |
306 |
187 |
187 |
Спорт высших достижений |
2 475 |
5 575 |
4 875 |
4 651 |
4 686 |
Другие вопросы в области физической культуры и спорта |
141 |
148 |
140 |
139 |
139 |
Источник: составлено автором
Исследователи указывают, что за последние несколько лет наблюдается сокращение финансирования физической культуры и массового спорта, что приводит к ухудшению развития спорта в этой области. За счет этого финансирование спорта высших достижений остается на одном уровне.
Оборот организаций в сфере деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений на 2016 год составил 184,4 млрд. рублей, а на 2017 год уже 224,8 млрд. рублей, что свидетельствует о расширении деятельности и увеличении расходов.
Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на физическую культуру и спорт в 2017 году составили 327 млрд. рублей.