Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие конфликта в организации
1.2. Причины конфликтов, виды и факторы конфликтов в организации, признаки конфликтной ситуации
1.3. Стратегия разрешения и профилактика конфликтов.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ В «РАПМОДИЯ»
По результатам исследования уровня конфликтности в мужском коллективе уровень конфликтности соответствует уровню 26, что позволяет судить об уровне конфликтности ниже среднего.
Уровень конфликтности в женском и смешанном коллективах соответствует уровню 27, что позволяет судить о среднем уровне конфликтности.
Результаты оценки уровня конфликтности представлены на рисунке №8.
Рисунок 8 - Результаты оценки уровня конфликтности
Анализ достоверности различий по Т-критерию Стьюдента
Для оценки достоверности гендерные различий в производственных конфликтах были взяты 2 разнополярные группы: мужская и женская.
Таблица 8 - Анализ достоверности различий по Т-критерию Стьюдента
Показатель |
Женская группа |
Мужскаягруппа |
t-Стьюдента |
p |
|||
М |
m |
М |
m |
||||
Соперничество |
3 |
0,662868 |
4 |
0,74366 |
0,5019 |
- |
|
Сотрудничество |
6 |
0,416667 |
6 |
0,633154 |
0 |
- |
|
Компромисс |
7 |
0,489795 |
7 |
0,565752 |
0,556807 |
- |
|
Избегание |
7 |
0,591928 |
6 |
0,616994 |
1,169562 |
- |
|
Приспособление |
5 |
0,789371 |
5 |
0,767062 |
0,07571 |
- |
|
Авторитарный |
3 |
0,570198 |
4 |
0,710669 |
0,64022 |
- |
|
Эгоистичный |
3 |
0,67933 |
3 |
0,77321 |
0,48579 |
- |
|
Агрессивный |
3 |
0,494286 |
4 |
0,534185 |
1,48853 |
- |
|
Подозрительный |
3 |
0,668086 |
5 |
2,768706 |
2,34015 |
p<0,05 |
|
Подчиняемый |
2 |
0,596179 |
3 |
0,656648 |
0,75167 |
- |
|
Зависимый |
3 |
0,72125 |
5 |
0,891529 |
1,09004 |
- |
|
Дружелюбный |
3 |
0,899986 |
4 |
1,144541 |
0,68681 |
- |
|
Альтруистический |
3 |
0,542976 |
4 |
0,694495 |
1,41794 |
- |
|
ВРД |
44 |
1,783057 |
47 |
1,066892 |
1,64431 |
- |
|
ВДР |
34 |
2,54058 |
41 |
2,539088 |
1,80964 |
- |
|
ВДР |
25 |
2,714533 |
35 |
2,72324 |
2,66574 |
p<0,05 |
|
Уровень конфликтности |
26 |
1,325736 |
27 |
1,430856 |
0,64082 |
- |
При изучении достоверности различий по критерию Стьюдента были получены данные на уровне статистически достоверных различий (p<0,05) по критериям подозрительный (2,34015), анализ трансактного общения (2,66574).
Таким образом, можно сделать заключение, что в ходе анализа достоверности различий были получены результаты подтверждающие различия в гендерных коллективах по типу отношения к людям и процессу общения в ходе профессиональной деятельности.
Проанализировав результаты эмпирических исследований, можно подвести итоги:
Сотрудники столярного участка (мужской коллектив) в конфликтной ситуации стремятся избежать конфликтов, ищут компромисс и избегание. Компромисс и умеренное адаптивное поведение являются преобладающими. Наиболее характерными являются интеграция всех стилей отношения, исключая подчиняемый тип: покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. Сотрудники выбирают стиль общения, свидетельствующий о развитом чувстве ответственности, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить. Характерным для данного участка является уровень конфликтности чуть ниже среднего. Столярный участок является мужским коллективом.
Сотрудники упаковочного участка (женский коллектив) в конфликтной ситуации стремятся избежать конфликтов, ищут компромисс. Для женских коллективов характерными является подозрительный тип, критичный по отношению ко всем социальным явлениями и окружающим людям, и зависимый тип, конформный, мягкий, ожидающий помощи и советов. Стиль общения сотрудников свидетельствует о развитом чувстве ответственности, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить. Для данного участка характерен средний уровень конфликтности. Упаковочный участок является женским коллективом.
Сотрудники администрации (смешанный коллектив) в конфликтной ситуации стремятся избежать конфликтов, ищут компромисс и сотрудничество. Для смешанных коллективов характерными является подозрительный тип, критичный по отношению ко всем социальным явлениями. Стиль общения сотрудников свидетельствует о развитом чувстве ответственности, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить. Для данного участка характерен средний уровень конфликтности. Администрация является смешанным коллективом.
Результаты интерпретации полученных нами данных позволяют вделать следующие выводы:
1. В мужском коллективе преобладающим способом выхода из конфликтной ситуации является компромисс, избегание.
2. В женском коллективе преобладающим способом выхода из конфликтной ситуации является компромисс, конфликты скрытые, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу;
3. В смешанных коллективах преобладающим способом выхода из конфликтной ситуации является сотрудничество, компромисс и избегание, конфликты открытые, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу;
4. По результатам исследования уровня конфликтности явно прослеживается значимость гендерных различий. В чисто мужском коллективе уровень конфликтности ниже, чем в женском и смешанном коллективе.
5. При изучении достоверности различий по критерию Стьюдента были получены данные на уровне статистически достоверных различий по критериям подозрительный (p<0,05), анализ трансактного общения (p<0,05).
6. Учитывая вышесказанное можно сделать общий вывод, что гипотезу исследования, о том, что в разных коллективах производства: в мужском коллективе – конфликты более открыты и стили разрешения – это соперничество или сотрудничество, в женском коллективе – конфликты имеют скрытую форму протекания, стили разрешения конфликтов в женском коллективе – это избегание или приспособление, в смешанном коллективе – конфликты открыты и имеют стили разрешения – сотрудничества или компромисс следует считать доказанной частично.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная нами работа имеет практическую значимость. Полученные результаты могут быть применены в работе с организациями. Практическая значимость данной работы заключается в понимании особенности внутриколлективных отношений, внутриколлективного психологического климата.
Выводы сделанные нами, по результатам эмпирического исследования могут быть использованы в работе с персоналом руководителями, топ-менеджерами и HR-менеджерами организаций. Учитывание данных выводов будет полезным при планировании производственных коллективов, для того, чтобы увеличить их результативность, работоспособность, путем снижения конфликтности в группах.
В заключение можно привести несколько рекомендаций по профилактике конфликтов:
Для снижения возможности возникновения конфликтов внутри коллектива, руководителям необходимо проводить профотбор сотрудников, формировать коллективы, учитывая личностные особенности людей, их совместимость. Мужские коллективы наиболее эффективным будет оставить чисто мужскими, а женские коллективы лучше разбавить сотрудниками мужского пола, тем самым, снизив конфликтность и агрессивность, присущую чисто женским группам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конфликтология. / Под редакцией А.С. Кармина, СПб.: Издательство «Лань», 1999г.-448с.
- Психолого-социальные основы разрешения конфликтов. /Е.А. Родионова, Учебное пособие.- СПб.: СПбГИПСР, 2005г.
- Психология управления/ Л.Д. Столяренко, Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2005г.
- Психология управления/ А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В.. Землянская, - Харьков: ООО «Фортуна Пресс», 1998г.-464с.
- Психология деловых конфликтов. Хрестоматия/ Райгородский Д. Я.
- Настольная книга менеджера по кадрам/ В.И. Шкатулла- 2-е издание. –М.: Издательство «Норма-Инфра», 2002г.
- Конфликтология /Н.И. Леонов, Хрестоматия.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МЭДОК», 2002г.
- Бендас Т.В. Гендерная психология : Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил.
- Эрика Регнет «Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления»/Пер. с нем.-Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005, -396с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология»: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ, 2000.-551с.
- Личневский Э.Э. «Контакты и конфликты: общение в работе руководителя». – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. – 286с.
- Ильин Е.П. «Дифференциальная психология мужчин и женщин».- СПб.: Питер, 2002.-544с: ил.
Полученные результаты исследования по тесту Томаса
Столярный участок |
№ |
Соперничество |
Сотрудничество дничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Упаковочный участок |
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Администрация |
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
7 |
4 |
3 |
5 |
0 |
1 |
2 |
6 |
7 |
8 |
5 |
1 |
3 |
7 |
7 |
9 |
4 |
|||
2 |
0 |
8 |
7 |
10 |
5 |
2 |
5 |
5 |
8 |
5 |
6 |
2 |
2 |
8 |
8 |
5 |
7 |
|||
3 |
1 |
6 |
8 |
7 |
8 |
3 |
7 |
5 |
9 |
8 |
1 |
3 |
5 |
8 |
9 |
3 |
5 |
|||
4 |
1 |
4 |
6 |
10 |
9 |
4 |
1 |
1 |
3 |
7 |
2 |
4 |
5 |
4 |
4 |
7 |
4 |
|||
5 |
4 |
5 |
8 |
7 |
4 |
5 |
0 |
8 |
7 |
7 |
8 |
5 |
2 |
6 |
7 |
8 |
7 |
|||
6 |
3 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
2 |
8 |
7 |
6 |
7 |
6 |
4 |
7 |
6 |
9 |
4 |
|||
7 |
2 |
7 |
9 |
9 |
3 |
7 |
7 |
9 |
6 |
2 |
5 |
7 |
1 |
6 |
8 |
11 |
4 |
|||
8 |
7 |
5 |
9 |
8 |
1 |
8 |
7 |
4 |
3 |
5 |
0 |
8 |
1 |
6 |
8 |
7 |
8 |
|||
9 |
5 |
8 |
9 |
3 |
5 |
9 |
3 |
7 |
7 |
9 |
4 |
9 |
2 |
6 |
7 |
8 |
5 |
|||
10 |
2 |
6 |
7 |
8 |
5 |
10 |
5 |
8 |
9 |
3 |
5 |
10 |
2 |
8 |
7 |
6 |
7 |
|||
11 |
2 |
8 |
7 |
6 |
7 |
11 |
2 |
6 |
7 |
8 |
7 |
11 |
5 |
8 |
9 |
3 |
5 |
|||
12 |
2 |
6 |
7 |
8 |
7 |
12 |
1 |
6 |
8 |
7 |
8 |
12 |
7 |
5 |
9 |
8 |
1 |
|||
М |
3 |
6 |
7 |
7 |
5 |
М |
3 |
6 |
7 |
6 |
5 |
М |
3 |
7 |
7 |
7 |
5 |
Полученные результаты исследования к методике Т. Лири
Столярный участок |
Упаковочный участок |
Администрация |
||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
№ |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
№ |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
||||||
1 |
4 |
8 |
7 |
7 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
0 |
1 |
7 |
6 |
6 |
7 |
5 |
5 |
5 |
6 |
||||||
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
5 |
3 |
8 |
5 |
12 |
14 |
9 |
2 |
6 |
4 |
2 |
5 |
3 |
5 |
8 |
5 |
||||||
3 |
8 |
7 |
1 |
3 |
3 |
8 |
9 |
6 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
||||||
4 |
3 |
3 |
4 |
9 |
7 |
9 |
8 |
5 |
4 |
10 |
8 |
5 |
8 |
1 |
6 |
4 |
5 |
4 |
10 |
9 |
12 |
11 |
4 |
6 |
8 |
11 |
||||||
5 |
1 |
3 |
3 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
5 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
3 |
7 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
7 |
3 |
5 |
6 |
6 |
||||||
6 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
6 |
2 |
3 |
6 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
6 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
||||||
7 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
7 |
4 |
8 |
7 |
7 |
0 |
2 |
0 |
1 |
7 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
0 |
||||||
8 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
8 |
7 |
6 |
6 |
7 |
5 |
5 |
5 |
6 |
8 |
3 |
3 |
4 |
9 |
7 |
9 |
8 |
5 |
||||||
9 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
0 |
9 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
9 |
4 |
8 |
7 |
7 |
0 |
2 |
0 |
1 |
||||||
10 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
3 |
7 |
5 |
10 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
10 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
||||||
11 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
11 |
3 |
3 |
4 |
9 |
7 |
9 |
8 |
5 |
11 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
3 |
7 |
5 |
||||||
12 |
5 |
4 |
2 |
3 |
0 |
3 |
2 |
1 |
12 |
2 |
1 |
2 |
4 |
0 |
4 |
1 |
4 |
12 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
||||||
М |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
М |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
М |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |