Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) превосходство мужчин наблюдается в деятельности, выполняемой индивидуально (групповой результат равняется сумме индивидуальных вкладов), а также при выполнении заданий, требующих ориентации на задачу (к примеру, составление перечня решений или поиск одного корректного решения проблемы), в то время как женщины лучше решают задачи, требующие интеракционного стиля - ориентированного на взаимоотношения (например, дискуссия по достижению согласия между членами группы);

5) успешность того или иного пола зависит от задачи, релевантной гендерным особенностям, и от способа работы – индивидуального или группового (также, возможно, релевантного гендерным особенностям). В этом контексте успешность женщин и мужчин можно считать равной. [8].

По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризуются большей конфликтностью и соревновательностью (E. Aries, E. Johnson, 1983; R. Aucket et al., 1988; K. Farr, 1988). Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчеркивает независимость, склонность к действиям, характерный для людей, облеченных властью, а женский – взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивают собеседника, тверже смотрят в глаза, реже улыбаются (Bartol, Martin, 1986; Carli, 1991; Johnson, 1993; Major et al., 1990; Cross, Madson, 1997). Многое зависит от группы общения и позиции в ней мужчины. В чисто мужских группах мужчины улыбаются и смеются реже, чем женщины в чисто женских группах. Однако в смешанных группах мужчины-лидеры, общаясь с женщинами-подчиненными, и мужчины-подчиненные, общаясь с женщинами-лидерами, улыбались чаще, чем женщины (C. Johnson, 1993). Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника — они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны. Они чаще задают вопросы, повторяя их, чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить свое мнение и проявить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Л. Карли с соавторами (L. Carli et al., 1995) нашли, что у женщин несколько больше, чем у мужчин, выражены оправдывающаяся интонация, дружелюбность в экспрессии лица, степень наклона и напряженность позы, спокойная жестикуляция. Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком (D. Forsyth, 1990). Вследствие большей социальной ориентированности женщины четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Женский стиль общения связан с такими межличностными отношениями, для которых характерны подчиненные, либо социально желательные стратегии поведения, демонстрируя которые женщина опирается в большей степени на интуицию (G. Jones, C. Jacklin, 1988) [12]


В связи с этим, необходимо выяснить, есть ли разница в проявлении конфликтов в мужской группе, женской группе и в смешанной группе и в чём она проявляется.

Объектом исследования является трудовой коллектив ООО «Рапмодия».

Основное направление предприятия – выпуск межкомнатных декоративных арок, перфорированных панелей, экранов на радиаторы. На предприятии работают подразделения: столярный участок, малярный участок, участок упаковки, служба эксплуатации, склад полуфабрикатов и ИТР (администрация). Столярный участок занимается выпуском неокрашенных изделий из МДФ и древесины, малярный участок окрашивает изделия, участок упаковки проверяет готовые изделия на качество, пакует их и отправляет на склад. Служба эксплуатации занимается внутренним обслуживанием предприятия. ИТР – это начальники участков, менеджер по персоналу, главный инженер, бухгалтерия, кладовщик, офис-менеджер и менеджер по снабжению. Как на любом предприятии в подразделениях между сотрудниками возникают конфликтные ситуации. Но развитие, период протекания и решение конфликтов на каждом участке проходят по-разному.

Описание объекта исследования:

Для проведения исследования были выбраны основные участки производства:

  • столярный (мужской коллектив) – 12 человек,
  • упаковочный (женский коллектив) – 12 человек,
  • администрация (смешанный коллектив)- 12 человек.

Средний возраст работников столярного участка составляет 46 лет, средний стаж работы на производстве 5 лет.

Средний возраст работников упаковочного участка составляет 24 года, средний стаж работы на производстве 4 года.

Средний возраст работников администрации составляет 36 лет, средний стаж работы на производстве 5 лет.

Исследование проводилось внерабочее время. Работникам были выданы методики, была объяснена задача исследования. Время на заполнение было выделено 5 дней.

Предметом исследования являются взаимоотношения в малых группах производства.

Гипотеза исследования:

В разных коллективах производства: в мужском коллективе – конфликты более открыты и стили разрешения – это соперничество или сотрудничество, в женском коллективе – конфликты имеют скрытую форму протекания, стили разрешения конфликтов в женском коллективе – это избегание или приспособление, в смешанном коллективе – конфликты открыты и имеют стили разрешения – сотрудничества или компромисс.


Цель работы: Выявление преобладающих стратегий взаимодействия в конфликтах и особенностей его протекания в мужских и женских коллективах ООО «Рапмодия».

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

  1. Изучить стили взаимодействия и общения в конфликтных ситуациях в малых группах производства.
  2. Исследовать уровень конфликтности в малых группах предприятия.
  3. Проанализировать результаты исследования.

Для эмпирической проверки гипотезы нами были выбраны следующие методы исследования:

  1. Тест «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К.Томаса по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях описывает каждый из пяти возможных вариантов поведения индивида в конфликтной ситуации. К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:
  • соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

  1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методика позволяет проанализировать особенности человека, проявляющиеся в межличностном взаимодействии. Выявление этих характеристик очень важно, поскольку они влияют на психологический климат в коллективе, а, следовательно, на активность как отдельно взятого работника, так и организации в целом.

Тест «Трансактный анализ общения». Стиль поведения в конфликтной ситуации. Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Выделяют следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.


В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

4) Тест уровня конфликтности личности.

Инструкция. Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень вашей собственной конфликтности.

Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для оценки уровня конфликтности личности.

Этапы исследования:

  1. Определена база и объект исследования;
  2. Поставлены цели и задачи исследования, а также сформулирована гипотеза исследования;
  3. Выбраны методики, соответствующие решению задач исследования;
  4. Подготовлены рабочие материалы (инструкции, бланки для ответов) для проведения тестирования;
  5. Проведено тестирование в трудовом коллективе, сбор первичных материалов;
  6. Проведены анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования.

Математический анализ и интерпретация данных

Для математического анализа и интерпретации данных использовалась описательная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартная ошибка стандартное отклонение, медиана, мода, дисперсия выборки, асимметрия, эксцесс. Результаты обрабатывались в программе Excel, с помощью программы анализ данных.

Метод оценки достоверности различий средних арифметических оценивался по достаточно эффективному параметрическому критерию Стьюдента, который предназначен для решения одной из наиболее часто встречающихся задач при обработке данных – выявления достоверности различий между двумя или более рядами значений.

Данная оценка часто необходима при сравнительном анализе полярных групп. Эти группы можно выделить, учитывая различную выраженность определенного целевого признака (характеристики) изучаемого явления. Обычно анализ начинают с подсчета первичных статистик выделенных групп, затем оценивают достоверность отличий. Он вычисляется по формуле:


Метод Стьюдента различен для независимых и зависимых выборок. Независимые выборки получаются при исследовании двух различных групп испытуемых (в нашем исследовании три группы). В случае независимых выборок для анализа разницы средних применяют формулу

где М1 — средняя первой выборки; М2 — средняя второй выборки; s1 — стандартное отклонение для первой выборки; s2 — стандартное отклонение для второй выборки; nl и n2 — число элементов в первой и второй выборках.

2.2. Анализ результатов исследования

Тест Томаса. Тест «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Психологический тест для определения характерного для тестируемого способа выхода из конфликтной ситуации. Полученные результаты исследования смотри в Приложении 1.

По полученным данным построим графики для каждого участка

Таблица 4 - Статистический анализ результатов исследования по методике «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации»

Мужской коллектив

Женский коллектив

Смешанный

коллектив

Среднее значение

Средняя ошибка

Среднее значение

Средняя ошибка

Среднее значение

Средняя ошибка

Соперничество

3

0,662868

4

0,74366

3

0,552199

Сотрудничество

6

0,416667

6

0,633154

7

0,378561

Компромисс

7

0,489795

7

0,565752

7

0,416667

Избегание

7

0,591928

6

0,616994

7

0,696311

Приспособление

5

0,789371

5

0,767062

5

0,556754

Из данных, представленных в таблице №1 следует, что наибольшим показателем в мужском коллективе является – компромисс (7), избегание (7). Высокий балл по шкале «Компромисс» может свидетельствовать о выраженности у человека стремления уступать в одном в обмен на другое.