Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высокий балл по шкале избегание означает как отсутствие у обследуемого стремления к совместному решению проблемы, так и отсутствие стремления к достижению собственных целей. Данная стратегия характеризуется тем, что люди, находясь в состоянии конфликта друг с другом, не очень хорошо осознают, почему данный конфликт возник, в чем заключаются противоречия между ними. Люди, кроме того, колеблются, сомневаются в своей правоте и в любой момент времени готовы пойти на компромисс, изменить свое мнение по вопросу, который стал предметом конфликта между ними. Определенным можно назвать конфликт, в котором позиции его сторон четко определены, и они готовы их отстаивать, однако делают это корректно, цивилизованно, избегая прямых столкновений друг с другом. Конфликтующие стороны в этом случае убеждены в правильности своего мнения, но готовы к тому, чтобы выслушать противоположную сторону, понять ее, а также терпеливо и настойчиво объяснить свое мнение. Непримиримым называется конфликт, в котором стороны не готовы и не желают друг другу уступать. Более того, у них даже нет желания выслушать и понять друг друга. Каждая из сторон в этом случае абсолютно убеждена в том, что она права, а противоположная сторона не права, а также в том, что противоположная сторона сознательно и целенаправленно препятствует ей в достижении поставленных целей, категорически не желает изменять свою позицию.

Наибольшим показателем в женском коллективе является – компромисс (7). Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Наибольшим показателем в смешанном коллективе является – сотрудничество (7), компромисс (7) и избегание (7).

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников.


Во всех современных концепциях конфликта содержится утверждение, что любые действия людей, включая и конфликтность, социальны, так или иначе связаны с социальной средой. Конфликт, его причины, формы проявления и способы урегулирования доступны пониманию только на основе глубокого уяснения природы общества и особенно человека, закономерностей социальных отношений и взаимодействия людей.

Результаты исследования представлены в виде гистограммы на рисунке №1.

Рисунок 5 – Результаты исследования

По результатам исследования можно сделать заключение, что компромисс является типом реагирования характерным для всех коллективов.

Наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте сотрудничество характерно только для смешанного коллектива.

Стратегия поведения в конфликте – избегание характерна для мужского и смешанного коллектива.

Гендерные различия в структуре поведения в конфликтной ситуации можно объяснить различным подходом к профессиональной деятельности.

У мужчин ведущими мотивами деятельности, как правило, являются состязательный мотив, мотив достижения успеха (самодвижения через успех), внутренние мотивы. У сотрудников-мужчин ориентации на успех в профессиональной деятельности в большей степени, чем женщин.

У женщин ведущим мотивом является мотив означения результатов, остальные мотивы гармонично сочетаются в равных пределах. Женщины сотрудники ориентированы на достижения результатов в своей деятельности, по мотиву сложности заданий, то есть на более четкое и профессиональное исполнение требований к деятельности, чем мужчины, независимо от успеха этой деятельности.

Анализ результатов диагностики межличностных отношений Т. Лири

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие–агрессивность, эмоциональность–аналитичность.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование–подчинение) и горизонтальная (дружелюбие–враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.


С помощью данной методики выявим преобладающий тип отношений к людям в малой группе

Полученные результаты представлены в приложение 2

Таблица 5 – Результаты исследования

Мужской коллектив

Женский коллектив

Смешанный

коллектив

Среднее значение

Средняя ошибка

Среднее значение

Средняя ошибка

Среднее значение

Средняя ошибка

Авторитарный

3

0,570198

4

0,710669

4

0,715979

Эгоистичный

3

0,67933

3

0,77321

4

0,782946

Агрессивный

3

0,494286

4

0,534185

4

0,891529

Подозрительный

3

0,668086

5

0,768706

5

0,877612

Подчиняемый

2

0,596179

3

0,656648

3

0,591928

Зависимый

3

0,72125

5

0,891529

4

0,603023

Дружелюбный

3

0,899986

4

1,144541

4

0,888692

Альтруис

тический

3

0,542976

4

0,694495

4

0,847977

Результаты исследования диагностики межличностных отношений Т. Лири показали, что для мужского коллектива характерными являются по шкале «Авторитарный» (3) - уверенность в себе, но не обязательно лидерство, упорство и настойчивость; по шкале «Эгоистичный» (3) - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству; по шкале «Агрессивный» (3) - упрямство, упорство, настойчивость и энергичность; по шкале «Подозрительный» (3) - критичность по отношению ко всем социальным явлениями и окружающим людям; по шкале «Подчиняемый» (2) - эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности; по шкале «Зависимый» (3) - конформность, склонность к восхищению окружающими, вежливость; по шкале «Дружелюбный» (3) - гибкость и компромиссность при решении проблем и в конфликтных ситуациях, сознательная конформность.


Для женского коллектива характерными являются средние результаты по шкале «Авторитарный» (4), «Эгоистичный» (3), «Агрессивный» (4), «Подозрительный» (5), «Подчиняемый» (3), «Зависимый» (5), «Дружелюбный» (4), Альтруистический (4).

Для смешанного коллектива характерными являются средние результаты по шкале «Авторитарный» (4), «Эгоистичный» (4), «Агрессивный» (4), «Подозрительный» (5), «Подчиняемый» (3), «Зависимый» (4), «Дружелюбный» (4), Альтруистический (4).

Результаты исследования представлены в виде гистограммы на рисунке №2.

Рисунок 6 – результаты исследования

Анализ, полученных результатов, показал, что для мужских коллективов наиболее характерными являются интеграция всех стилей отношения, исключая подчиняемый тип: покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

Для женских коллективов характерными является подозрительный тип, критичный по отношению ко всем социальным явлениями и окружающим людям, и зависимый тип, конформный, мягкий, ожидающий помощи и советов.

Для смешанных коллективов характерными является подозрительный тип, критичный по отношению ко всем социальным явлениями.

Анализ результатов диагностики «Трансактный анализ общения»

Стиль поведения в конфликтной ситуации. Результаты исследования смотри в Приложении 3.

Таблица 6 - Анализ результатов диагностики «Трансактный анализ общения»

Мужской коллектив

Женский коллектив

Смешанный

коллектив

Среднее значение

Средняя ошибка

Среднее значение

Средняя ошибка

Среднее значение

Средняя ошибка

ВРД

44

1,783057

47

1,066892

42

2,924125

ВДР

34

2,54058

41

2,539088

37

2,466313

ВДР

25

2,714533

35

2,72324

28

2,60378

Сравнительный анализ по методике «Трансактный анализ общения», показало, что в мужском коллективе, при сравнении его с женским, показатели оказались отрицательными по всем параметрам, что говорит о том, что в женском коллективе позиции ребенка, взрослого и родителя проявляются ярче, чем у мужчин. При сравнении мужского коллектива со смешанным, выявили, что позиция ребенка более выражена в мужском коллективе, а позиции взрослого и родителя – в смешанном. При сравнении женского коллектива со смешанным, обнаружилось, что и в данном соотношении проявления позиций ребенка, взрослого и родителя в поведении, ярче выражаются в женском коллективе, чем в смешанном, наиболее ярко проявляется позиция родителя.


Результаты исследования представлены в виде диаграммы на рисунке №7

Рисунок 7 – Стиль поведения в конфликтах

По результатам исследования стиля поведения в конфликте, мы видим, что работники столярного, упаковочного участков и администрации выбирают стиль общения, свидетельствующий о развитом чувстве ответственности, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить.

При рассмотрении структуры общения обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа: первый уровень – макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень – мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – по поводу «чего» и «с какой целью», вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

Третий уровень – микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения – это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера.

Анализ результатов диагностики уровня конфликтности личности

Результаты исследования смотри в приложении 4.

Таблица 7 - Анализ результатов диагностики уровня конфликтности личности

Мужской коллектив

Женский коллектив

Смешанный

коллектив

Среднее значение

Средняя ошибка

Среднее значение

Средняя ошибка

Среднее значение

Средняя ошибка

Уровень конфликтности

26

1,325736

27

1,430856

27

1,015038