Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подавляющую часть расчетов коммерческие банки реализовывают не между собой, а через Банк РФ. Когда реализуется большая часть расчетов, связанных и с налоговыми платежами и погашением кредитов, как самими банками, так и их клиентами, возрастает потребность в качественных рублевых инструментах рынка. Дефицит заставляет банки продавать валюту, а Банк России – предоставляет финансовую помощь для банков в виде краткосрочных кредитов для полного обеспечения беспрерывности платежей. В начале месяца образуется избыток рублевых средств, на что банки приобретают валюту. Эта операция дает большую выгоду банкам, так как валюта реализуется по более высокому курсу. На Банк России увеличилась нагрузка из-за сглаживания колебаний курса на валютном рынке и это не единственная причина, по которой Банк России оказался быть вынужденным либо проводить интервенции на торговой сессии, либо смириться с очередными колебаниями.

Но основная проблема кроется в утечке капитала из страны. Определенная часть населения, в чьих руках «фабрики и заводы», богатеет и деньги свои уводит за границу, а это миллионы и миллиарды. Причем экспорт капитала происходит без нарушений законодательства. Запретить в дальнейшем и сделать все возможное для возврата вывезенного – вот первоочередная задача государства[41]. Именно утечка капитала влечет за собой следующие отрицательные последствия экономики страны:

  • сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса. Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций открывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов. Сокращается объем предложения валюты, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым;
  • сокращаются валютные резервы, что бьет по курсу рубля. Если бы хоть часть «сбежавшего» капитала осталась в стране, валютные резервы были бы намного выше;
  • сокращаются инвестиционные ресурсы, создается искусственный спрос на зарубежные кредиты;
  • уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, а потом уплачиваются налоги;
  • в страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала;
  • снижается устойчивость финансового рынка.

Возврат из-за рубежа незаконно вывезенных из РФ валютных ресурсов в сложившихся нынешних экономических и политических условиях представляет собой первостепенную задачу государства. Особая значимость решения данной проблемы состоит в том, что объемы оттока капитала, растущие с каждым годом, послужили причиной дестабилизации экономики страны. Вывоз и не возврат валютных ресурсов приняли угрожающие масштабы, как при заключении внешнеэкономических контрактов (экспортно-импортных сделок), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с процессом обмена рубля, обналичиванием и вывозом валюты гражданами, отмыванием денег, полученных в результате нелегальной деятельности[42].


Оценки экспертов объема незаконно вывезенных и не возвращенных в РФ средств весьма противоречивы: по данным Министерства экономического развития РФ, за весь период государственных реформ из России вывезено 210-230 млрд. долларов США, 40-50 из которых получены, в большинстве своем, в результате незаконных валютных сделок, а также легализации доходов от незаконных видов деятельности. По данным МВФ и Парижского клуба, сумма незаконного вывоза финансово-валютных ресурсов из РФ составляет примерно 50-60 млрд. долларов. Некоторые специалисты предполагают, что бегство капитала составило 770 млрд. долларов[43]. В 2018 году чистый отток капитала из России составил 63,3 млрд. долл. США, что в два с половиной раза больше, чем в 2017 году[44].

По оценкам же различных контролирующих органов России, за последние годы наша страна потеряла около 60 млрд. долл. США[45]. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты полагают, что если России удастся вернуть свои валютные ресурсы в страну, она сможет не только решить проблему погашения внешнего долга, но и отказаться от финансовой помощи других стран и международных организаций.

Для решения проблемы формирования и развития национальной валютной системы необходимо:

  • создать систему контроля для приостановки вывоза капитала за рубеж;
  • управление валютным курсом государство должно взять на себя, ведь существуют целые институты, которые просто обязаны заниматься укреплением своей национальной валюты, и они сделают это, если получат на это право;
  • вернуть доверие народа государству путем национализации природных ресурсов, справедливого распределения дохода всем российским гражданам (например, Постоянный фонд штата Аляска (Alaska Permanent Fund) пускает до 25% от прибылей от продажи нефти на социальные выплаты населению), а не определенной «верхушке», которая, как известно, свои доходы успешно перекачивает за границу;
  • важно также ускорить создание и развитие в России более эффективной структуры управления экономикой в целях устранения олигархического и коррумпированного аппарата и «теневого» перераспределения денежных средств и доходов в пользу предпринимателей, которые переводят их за рубеж.

Также отметим, что состояние валютного рынка зависит напрямую от эффективности валютной политики. Среди проблем последней, в первую очередь следует выделить несовершенство бюджетной политики, которое снижает эффект от мер, применяемых Банком России, и препятствует реализации направлений. Среди таких проблем можно выделить следующие:


1) сохранение существенного ненефтегазового дефицита, что порождает высокую зависимость бюджетной системы страны от ситуации на мировых рынках сырья и выражается в ограничении бюджетных возможностей в части роста расходования средств по направлениям, которое обусловливают экономическое развитие России, причем сокращение их невозможно, поскольку они являются социально ориентированными;

2) неоптимальная структура расходов бюджета, выражающаяся в недостатке средств для того, чтобы стимулировать экономическое развитие страны посредством финансирования инфраструктурных проектов, а также проектов, касающихся науки и образования;

3) низкий уровень экономической эффективности расходов бюджета;

4) сильная зависимость региональных и местных бюджетов от вышестоящих, что негативно отражается на формировании условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности;

5) изменения налогового законодательства, препятствующие реализации проектов на долгосрочную перспективу.

Для укрепления курса национальной валюты государство должно взять на себя задачу по созданию механизмов, способствующих расширению спроса на продукцию секторов обрабатывающей и авиационной промышленностей, автомобилестроения и энергетического машиностроения, в том числе путем создания и развития на условиях государственно-частного партнерства системы гарантийных фондов, лизинга, кредитования и страхования вывоза машинно-технической продукции. Не стоит забывать и про возможности государственного заказа, налогового стимулирования и регулирования. Многие из предложенных механизмов не требуют увеличения бюджетных расходов. Те же денежные средства, которые государству предстоит потратить на достижение данной цели, являются инвестиционными и не приведут к усилению воздействия инфляционных процессов на экономику.

Таким образом, основная причина всех финансовых бедствий в основном заключается в «негосударственном» регулировании капитала в России, в утечке финансов из страны, а решение проблемы – в оздоровлении всей системы, в государственном подходе к экономике и к гражданам своей страны. Для этого необходимо: создать систему контроля для приостановки вывоза капитала за рубеж, эффективное государственное управление валютным курсом, возвращение доверия народа государству, создание и развитие в России более эффективной структуры управления экономикой. Государственная поддержка стратегических отраслей экономики страны, в том числе национальной банковской системы, имеет большое значение и для рубля. Спрос на российский рубль будет расти только по мере повышения конкурентоспособности отечественной экономики, увеличение товарного наполнения российской валюты и масштабов вывоза из России машинно-технической и другой продукции, которая будет пользоваться устойчивым спросом за рубежом. В этом случае повышение доверия к рублю не будет носить исключительно конъюнктурный характер, а спрос на российскую валюту будет стабилен не только внутри нашей страны, так и за ее пределами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валютная система – это правовая форма организации валютных отношений, установленная государством и регулируемая национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Исторически первоначально возникли национальные валютные системы, при этом развитие международных экономических отношений, тесное переплетение и взаимозависимость национальных экономик привели к возникновению мировой (международной) валютной системы, которая представляет собой это форму организации валютных отношений между странами, возникшая в ходе развития мирового хозяйства и юридически закреплена международными соглашениями. В историческом аспекте различают четыре мировые валютные системы: Парижская (1867 г.), Генуэзская (1922 г.), Бреттон-Вудская (1944 г.), Ямайская (1976 г.).

Основу современной валютной системы России составляют структурные принципы Ямайской валютной системы. Первым шагом в ее формировании явилось вступление в 1992 г. Российской Федерации в МВФ. Далее, в 1993 г. во внутреннее обращение был введен российский рубль, который заменил советский рубль, находившийся в обращении с 1922 г. Российский рубль стал основой национальной денежной и валютной системы РФ. Была установлена конвертируемость российского рубля по текущим операциям с сохранением валютного контроля и валютного регулирования по ряду операций, в основном связанных с движением капитала. Был отменен официальный курс рубля. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сказано: «Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается».

В результате проведенного анализа развития и формирования валютной системы страны на практике в период за 2008-2018 гг., автор пришел к выводу, что валютная система России в условиях санкций использовала те же направления деятельности, что и применялись ранее, например, при действии такого фундаментального фактора, как падение мировых цен на нефть или мировой финансовый кризис 2008 года. Однако изменения коснулись характера и объемов реализации форм валютной политики. Например, дисконтная политика на протяжении санкционного периода была более активной, чем в 2008-2009 гг. Также в 2014 гг. изменился режим валютного курса: произошел переход от управляемого к плавающему курсу, что подразумевало меньшее влияние Центрального банка РФ на курс рубля через валютные интервенции. Данный шаг, предпринятый властями, подразумевал, что курс рубля должен суметь стабилизироваться в процессе действий рыночных факторов и установиться на эффективном уровне. Центральный банк РФ в качестве метода для стабилизации курса рубля выбрал метод инфляционного таргетирования.


Основная причина всех финансовых бедствий в основном заключается в «негосударственном» регулировании капитала в России, в утечке финансов из страны, а решение проблемы – в оздоровлении всей системы, в государственном подходе к экономике и к гражданам своей страны. Для этого необходимо: создать систему контроля для приостановки вывоза капитала за рубеж, эффективное государственное управление валютным курсом, возвращение доверия народа государству, создание и развитие в России более эффективной структуры управления экономикой. Государственная поддержка стратегических отраслей экономики страны, в том числе национальной банковской системы, имеет большое значение и для рубля. Спрос на российский рубль будет расти только по мере повышения конкурентоспособности отечественной экономики, увеличение товарного наполнения российской валюты и масштабов вывоза из России машинно-технической и другой продукции, которая будет пользоваться устойчивым спросом за рубежом. В этом случае повышение доверия к рублю не будет носить исключительно конъюнктурный характер, а спрос на российскую валюту будет стабилен не только внутри нашей страны, так и за ее пределами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аганбегян, А. Финансы, бюджет и банки в новой России / А. Аганбегян. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 401 с.
  2. Алиев, А.Т. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие / А.Т. Алиев, Е.Г. Ефимова. – 2-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2017. – 293 с.
  3. Гамзатова, А.Р. Проблемы и перспективы развития валютной системы России / А.Р. Гамзатова // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2016. – № 1. – С. 65-68.
  4. Гасанова, Н.Н. Валютный курс: особенности курсообразования и проблемы его формирования в современных условиях / Н.Н. Гасанова, О.Н. Янина // Финансовые рынки и финансовые институты: системные аспекты развития. – 2019. – С. 58-62.
  5. Гурнович, Т.Г. Международные валютно-кредитные отношения / Т.Г. Гурнович, Е.А. Остапенко. – Ставрополь: Секвойя, 2017. – 290 с.
  6. Дворецкая, А.Е. Деньги, кредит, банки: учебник / А.Е. Дворецкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 472 с.
  7. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки: учебник и практикум / под общ. ред. М.А. Абрамовой, Л.С. Александровой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 436 с.
  8. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум / под ред. В.Ю. Катасонова, В.П. Биткова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 499 с.
  9. Динамика официального курса заданной валюты [Электронный ресурс] / Центральный Банк Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/currency_base/. – Дата доступа: 28.11.2019.
  10. Запас прочности: зачем Россия скупает все больше золота [Электронный ресурс] / РИА Новости. – Режим доступа: https://ria.ru/20180227/1515321475.html. – Дата доступа: 28.11.2019.
  11. Звонова, Е.А. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум / под общ. ред. Е.А. Звоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 455 с.
  12. Кабурова, А.И. Проблемы формирования и развития валютной системы РФ / А.И. Кабурова // В сборнике: От синергии знаний к синергии бизнеса Сборник статей и тезисов докладов V Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. – 2018. – С. 242-245.
  13. Калинин, Н.В. Деньги. Кредит. Банки / Н.В. Калинин, Л.В. Матраева, В.Н. Денисов. – Москва: Дашков и К, 2018. – 304 с.
  14. Катасонов, В.Ю. Битва за рубль: национальная валюта и суверенитет России / В.Ю. Катасонов. – Москва: Книжный мир, 2015. – 288 с.
  15. Ключевая ставка Банка России [Электронный ресурс] / Центральный банк Российской Федерации. – Режим доступа: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.FromDate=01.03.2018&UniDbQuery.ToDate=26.11.2019. – Дата доступа: 26.11.2019.
  16. Ключевая ставка и ставка рефинансирования [Электронный ресурс] / Гарант. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10180094/. – Дата доступа: 27.11.2019.
  17. Коломиец, Т.С. Новые явления и модификация закономерностей валютно-кредитных отношений в условиях глобализации / Т.С. Коломиец // В сборнике: Университет знаний: современные тренды. Сборник научных трудов. Ред. колл: Г.А. Домащенко, О.О. Князева, И.В. Шипицына; Омский филиал НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Университет». Омск, 2018. – С.67-83.
  18. Кропин, Ю.А. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум / Ю.А. Кропин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 397 с.
  19. Международные резервы Российской Федерации [Электронный ресурс] / Центральный банк Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/. – Дата доступа: 28.11.2019.
  20. Минфин начинает беспрецедентные покупки доллара [Электронный ресурс] / Эксперт Online. – Режим доступа: https://expert.ru/2018/02/6/minfin-nachinaet-bespretsedentnyie-valyutnyie-interventsii/. – Дата доступа: 28.11.2019.
  21. Мудрак, А.В. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги / А.В. Мудрак. – 2-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2017. – 231 с.
  22. Ножницы для рубля. Чем грозит сближение ставок ФРС и Банка России [Электронный ресурс] / РБК. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/money/24/11/2017/5a16abd89a79479b2e478bea. – Дата доступа: 28.11.2019.
  23. Отток капитала из России превысил с начала года $25 млрд [Электронный ресурс] / РБК. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/09/04/2019/5cacade39a79476218bc7f54. – Дата доступа: 28.11.2019.
  24. Отток капитала из России: Статистика по годам 1994-2018? [Электронный ресурс] / Финансовый портал Fincan.ru. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/28_ottok-kapitala-iz-rossii-ctatistika-po-godam/. – Дата доступа: 28.11.2019.
  25. Российский ФНБ за месяц вырос в два раза до $124 млрд [Электронный ресурс] / РБК. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/02/08/2019/5d443fcb9a79470efb84671e. – Дата доступа: 28.11.2019.
  26. Савин, Е.Д. Формирование курсов валют в современных условиях / Е.Д. Савин, А.В. Бердышев // E-Scio. – 2019. – № 1 (28). – С. 84-87.
  27. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (редакция от 02.08.2019 N 271-ФЗ) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/. – Дата доступа: 26.11.2019.
  28. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник /под ред. Л.А. Чалдаевой. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 381 с.
  29. Хуже тренда: почему рубль ослабел в 2018 году после двух лет роста [Электронный ресурс] / РБК. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/13/12/2018/5c111d5d9a7947135a73eb7a. – Дата доступа: 28.11.2019.
  30. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/. – Дата доступа: 27.11.2019.
  31. Чибисова, Е.И. Исследование механизмов формирования валютных курсов, валютная политика и генезис валютного курса рубля: монография / Е.И. Чибисова, О.В. Чибисов, И.Б. Хмелев. ‒ Москва: ООО «АР-Консалт», 2017. – 132 с.