Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Управление документооборотом» (ООО «Экспедишн»).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
Характеристика предприятия и его деятельности
1.2 Организационная структура управления предприятием
Глава 2. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
Глава 3. Информационное обеспечение задачи
3.1 Информационная модель и её описание
3.2 Используемые классификаторы и системы кодирования
3.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
3.4 Характеристика результатной информации
Глава 4. Программное обеспечение задачи
4.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
4.2 Характеристика базы данных
4.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
4.4 Описание программных модулей
Глава 5. Контрольный пример реализации проекта и его описание
Цель кодирования - представление информации в более компактном и удобной форме при записи ее на машинный носитель; приспособление к передаче по каналам связи; упрощение логической обработки. Система кодирования применяется для замены названия объекта на какой-либо код.
Код строится на основе использования букв и цифр. Код характеризуется длиной (числом позиций), структурой (порядком расположения символов). Методы в системе кодирования: классификационный и регистрационный (идентификационный).
Для идентификации объектов используется регистрационный метод кодирования: последовательная нумерация либо прямое присвоение номеров. Код так же может состоять из двух частей: классификационной части, раскрывающую признак объекта, и идентификационной части, обеспечивающей однозначную идентификацию.
Различают три системы кодирования: порядковая (П), разрядная (Р) и комбинированная (К).
Регистрационная система кодирования не требует предварительной классификации объектов. Существует 2 вида - порядковый и серийный
Порядковая система кодирования - последовательная нумерация объектов числами натурального ряда. Используется когда количество объектов невелико (1,2,3...). Достоинством этот системы является простота и малозначность, а недостатком то, что с появлением новых объектов логическая стройность нарушается.
Серийная система кодирования предполагает деление объектов на классы и серии. Внутри серии - порядковая система. Такая система используется, когда количество групп невелико (1.1, 1.2 ...2.2, 2.2...). Достоинством является то, что всегда возможно предусмотреть резерв серии и можно подвести итог по серии, недостатком - необходимо заранее предусмотреть правильный резерв.
Разрядная (позиционная) система используется для кодирования сложных номенклатур, объекты которых могут формироваться по различным признакам. Основное достоинство - четкое выделение классификационных признаков и логичность построения.
Комбинированная система используется для кодирования больших и сложных номенклатур, которые необходимо группировать по нескольким соподчиненным или независимым признакам.
Кодификаторы и идентификаторы являются наиболее представительной частью нормативно-справочной информации системы.
При проектировании данной ИС используется ряд кодификаторов, список которых представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Перечень используемых классификаторов
Наименование кодируемого множества объектов |
Рабочее наименование |
Значность кода |
Система кодирования |
Система классификации |
Вид классификатора |
ИД товара |
ИДт |
6 |
Порядковая |
Отсутствует |
Локальный |
ИД сотрудника |
ИДс |
6 |
Порядковая |
Отсутствует |
Локальный |
ИД клиента |
ИДкл |
6 |
Порядковая |
Отсутствует |
Локальный |
ИД заказа |
ИДз |
6 |
Порядковая |
Отсутствует |
Локальный |
3.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
К данному типу информации относиться информация, что поступает в систему постоянно на протяжении всей жизни программного продукта. Входная информация поступает от технолога - техпроцесс.
На основании данных документов и вводиться информация в систему. Вся входная информация должна быть достоверной, поэтому перед вводом информации в систему пользователь должен убедиться в правильности заполнения документа и его достоверности. Это необходимо, поскольку вся дальнейшая работа системы строиться именно на входной информации.
Входной информацией для БД являются следующие данные:
данные о товаре;
сведения о клиентах;
сведения о сотрудниках.
После занесения данной информации необходимо присоединить документ в электронной форме.
Нормативно-справочная информация - условно-постоянный компонент корпоративной информации, являющийся основой для унификации и нормализации данных, сопровождающих протекающие бизнес-процессы, а также регламентацию деятельности организации. Другими словами, нормативно-справочная информация - это информационный ресурс компании, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне. Она содержит стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность компании.
В данной предметной области нормативно-справочной информацией является информация о товарах, об их свойствах, количестве и т.д.
Информация, хранящаяся в справочниках, обычно заполняется при внедрении программного продукта на предприятии и в дальнейшем не изменяется на протяжении всего жизненного цикла программного продукта. Это обусловлено тем, что информация, содержащаяся в справочниках, практически не изменяется.
Вся хранящаяся информация в справочниках практически не изменяется и почти не удаляется, возможно, только случаи добавления записей.
3.4 Характеристика результатной информации
Результатная информация будет отображаться на мониторе компьютера, а так же при желании выводиться на печать. Результатная информация должна помочь оптической группе в выполнении прямых обязанностей.
Вся результатная информация должна быть в понятном для пользователя виде и проста для понимания. При дальнейшей модернизации возможно изменение уже существующей или добавление новой результатной информации.
Также результатной информацией может являться любая информация, содержащаяся в базе данных и которую возможно просмотреть. Данная информация может помочь при ведении бизнес-процессов организации или анализа достигнутых результатов.
Результатная информация выводиться в стандартном виде (документы стандартной формы).
Результатная информация для данной системы - отчеты для руководства, приходные кассовые ордера, счета для клиентов.
Глава 4. Программное обеспечение задачи
4.1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Для работы разработанного программного обеспечения необходимо, чтобы на вычислительной машине было установлено следующее ПО:
базовые операционные системы - лицензионная версия WINDOWS XP/Seven;
MS Office 2007/2010.
Дерево функций программного обеспечения можно представить в виде следующей схемы (рис. 5).
Дерево функций представляет собой иерархическую структуру действий, реализованных в ИС. Все действия (функции) программного продукта можно разделить на два основных подмножества:
1) служебные функции - идентичны для всех автоматизированных систем управления предприятием на современном уровне развития аппаратных и программных средств. Функции этого вида призваны обеспечить безопасность ввода, обработки и хранения информации, облегчить работу с системой, сделать ее наиболее удобной и незатруднительной для конечного пользователя.
2) основные функции управления и обработки данных - свойственны как информационным системам любой специализации, так и именно данной ИС. Они отражают особенности процесса обработки информации, получения результатов, ведения информационной базы проекта. Эти функции организованы в том порядке и в том составе, которые продиктованы условиями обработки и управления данными в конкретной предметной области.
Состав и классификация функций разрабатываемого программного продукта представлены в виде дерева функций.
На данном этапе разработки проекта ИС необходимо также выбрать язык общения системы с конечным пользователем.
Диалог - это процесс обмена сообщениями между пользователем и ИС, при котором осуществляется постоянная смена ролей информатора и реципиента (пользователя, принимающего информацию), причем смена ролей достаточно оперативна.
В процессе диалога возможно:
двустороннее управление на базе языка типа «запрос-ответ»,
одностороннее управление со стороны ИС с языком общения типа «меню», «заполнения шаблона», ответа по «подсказке»,
одностороннее управление со стороны пользователя с использованием языка директив (команд).
При использовании для общения языка «меню» в диалоговой системе должна присутствовать система планирования и управления диалогом, в функции которой входит:
управление процессом диалога,
обеспечение интерфейса пользователя,
обеспечение выполнения сервисных или справочных функций,
анализ и обработка ошибочных ситуаций,
вызов обрабатывающих программ.
При разработке данного проекта система общения с пользователем организована таким образом, что основная часть диалога ведется на языке типа «меню», а заполнение форм входных документов - по «шаблону». Таким образом, происходит одностороннее управление процессом обработки данных со стороны ИС.
Структура сценария диалога в совокупности с деревом функций, которое отражает состав и иерархию функций системы, дает возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
Сценарий диалога предусматривает возможность обеспечения следующих функций управления ходом решения поставленных задач:
возможность работы с экранными формами входных документов,
формирование выходных документов,
корректировка вводимых данных,
просмотр введенной информации,
работа с таблицами нормативно-справочной информации,
протоколирование действий пользователя,
помощь на всех этапах работы.
Сценарий диалога представлен на рисунке 6.
Рис. 6. Сценарий диалога с ИС
Сценарий диалога состоит из двух логически связанных частей:
1) Основные меню, относящиеся к головному, то есть те экраны меню, которые видит пользователь, прежде чем приступить к выполнению основных функций, согласно дереву функций. Основные меню предполагают обязательные действия пользователя при работе с ИС.
2) Сервисные меню, которые становятся доступны конечному пользователю после того, как выдана на экран соответствующая форма документа. Сервисные меню предполагают возможные действия, одно из которых может являться необязательным к выполнению.
4.2 Характеристика базы данных
База данных состоит из четырех таблиц:
товары;
клиенты;
сотрудники;
заказы.
Описание таблиц приведено ниже.
Таблица 4.1.
Сведения о сотрудниках
Имя поля |
Тип данных |
Идентификатор |
Длина поля |
Длина одной записи |
Число записей |
Возможность индексирования |
Код сотрудника |
счетчик |
Kod_sotr |
20 |
3 |
10 |
Да Ключевое поле |
ФИО сотрудника |
текстовый |
Fio_sotr |
30 |
30 |
10 |
Нет. Повторения невозможны |
Пасп. данные |
числовой |
pasport |
20 |
8 |
10 |
Нет |
Таблица 4.2.
Сведения о клиентах
Имя поля |
Тип данных |
Идентификатор |
Длина поля |
Длина одной записи |
Число записей |
Возможность индексирования |
Код клиента |
счетчик |
Kod_klienta |
10 |
10 |
200 |
Да. Ключ. Поле |
ФИО клиента |
Текст. |
Fio_klienta |
30 |
30 |
200 |
Нет |
Таблица 4.3.
Таблица «Заказы»
Имя поля |
Тип данных |
Идентификатор |
Длина поля |
Длина одной записи |
Число записей |
Возможность индексирования |
Код заказа |
Счетчик |
Kod_zakaza |
10 |
10 |
50 |
Да. Ключ. поле |
Код товара |
Числ. |
Kod_tov |
10 |
10 |
50 |
Да |
Код сотрудника |
Числ. |
Kod_sotr |
10 |
10 |
50 |
Да |
Код клиента |
Числ. |
Kod_klienta |
10 |
10 |
50 |
Да |
№ счета |
Числ. |
number |
11 |
11 |
50 |
Да |
Количество |
Числ. |
Kol_tov |
5 |
5 |
50 |
Нет |
Сумма заказа |
Денеж. |
Sum |
10 |
10 |
50 |
Нет |