Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организационного проектирования
1.1 Сущность организационного проектирования
1.2 Этапы и факторы организационного планирования
Глава 2. Элементы организационного планирования
2.1. Проектирование структуры аппарата управления
2.2. Проектирование управленческих процедур
Введение
Организационное проектирование — важнейший начальный этап создания любой организации или подразделения. Это определение будущей структуры организации, её систем управления, процедур выполнения действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами. Эффективность функционирования управляющей системы организации зависит от грамотно спроектированной организационной системы управления.
Организационное проектирование необходимо, поскольку мало свести работников в одно помещение - набор людей и работ еще не представляет из себя организации. Для того чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Это соединение должно обеспечить взаимодействие между работами и между людьми, выполняющими эти работы. Данное взаимодействие имеет как статическое проявление, находящее выражение в структуре организации, так и динамическое, выражающееся в процессах, происходящих в организации и делающих ее "живым организмом", способным реагировать на изменения внешней среды.
В процессе организационного проектирования создается структура организации (выделяются подразделения, определяются связи между ними); формируется модель управления (каналы коммуникаций, линии руководства и подчинения, координации, объемы полномочий); разрабатываются различного рода правила, процедуры, регламенты выполнения тех или иных действий и прочая документация, регулирующая управленческий процесс.
Результатом является организационный проект, то есть комплекс документации по организации труда в организации или подразделении (поскольку речь идет о труде людей, организационное проектирование и рассматривается в рамках менеджмента персонала). Обычно оргпроекты снабжаются методическими рекомендациями по их внедрению и необходимыми примерами.
Таким образом, организационное проектирование является актуальной проблемой, требующей высокого профессионализма от менеджера, целенаправленных усилий от всего управляющего звена организации.
В данной курсовой работе мы, рассмотрев сущность организационного проектирования, укажем формы и элементы организационного проектирования.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор нами темы исследования: «Организационное проектирование на предприятии».
Объект исследования – процессы проектирования и планирования на предприятии.
Предмет исследования – организационное проектирование на предприятии.
Цель исследования состоит в характеристике организационного проектирования на предприятии. В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:
1) рассмотреть сущность организационного проектирования;
2) выявить современные тенденции в проектировании организационных структур;
3) выделить этапы и факторы организационного планирования;
4) проектирование структуры аппарата управления;
5) охарактеризовать проектирование управленческих процедур;
6) охарактеризовать проектирование рабочих мест в организации.
Структура исследования. Данное курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Глава 1. Теоретические основы организационного проектирования
1.1 Сущность организационного проектирования
Важной особенностью современной науки является стремление представить проблему формирования и совершенствования производственных систем как научную задачу организационного проектирования.
Организационное проектирование как процесс – это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.
Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства – на предприятии, в учреждении – является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.
Цели и задачи организационного проектирования. Комплексное и локальное организационное проектирование. Основные направления комплексного орг. проектирования. Основные требования к методам проектирования систем управления. Характеристика основных методов проектирования.
Организационное проектирование – это моделирование системы управления организацией, осуществляемое перед ее формированием или накануне значительных преобразований. Организационное проектирование связано с нахождением соответствия между ключевыми элементами организации (структура, люди, задачи, системы решений и поощрений, а также неформальная организация и культура) и ее стратегией, которые приводят к успеху.[1]
Последовательность задач организационного проектирования, вытекающих из общей теории систем можно представить следующим образом:
1. Определение качественного и количественного состава элементов системы управления.
2. Выбор конфигурации элементов системы в пространстве.
3. Проектирование общей структуры системы управления.
4. Разработка процессов, регламентирующих деятельность системы управления.
5. Определение информационных взаимосвязей между элементами системы.
6. Проектирование технологии управленческих процессов.
Наиболее универсальным и современным для проектирования организационной структуры является метод организационного моделирования.
Последовательность этапов проектирования системы управления методом организационного моделирования выглядит следующим образом:
1. Выбор типовой схемы управления.
2. Распределение решений по уровням.
3. Расчет загрузки уровня управления.
4. Выбор варианта структуры.
5. Формирования схемы управления и состава подразделений в пределах выбранной структуры.
6. Корректировка и утверждение схемы управления.
7. Проектирование процедур принятия решений.
8. Разработка документации, регламентирующей деятельность подразделений.
9. Разработка Положения об организации.
Выделяют два вида организационного проектирования: комплексное и локальное.
Комплексное орг. проектирование предусматривает разработку системы мероприятий по созданию новой или совершенствованию деятельности организации. Комплексное орг. проектирование проводится одновременно по нескольким основным направлениям. Например:
1. Разработка проекта новой организации.
2. Рационализация организационной, функциональной и других видов структур.
3. Рационализация технологии выполнения основных видов работ, совершенствование условий труда, использования рабочего времени и т. п.
4. Совершенствование информационного, кадрового, финансового, материально-технического и других видов обеспечения и т. п.
5. Совершенствование документационного обеспечения процессов управления, рационализация документооборота и т. п.
6. Комплексное оснащение рабочих мест сотрудников организации средствами механизации, автоматизации, вычислительной и организационной техники.
7. Совершенствование технологии управления и другим направлениям. Кроме того, к основным направлениям организационного проектирования можно отнести:
· определение числа основных подразделений организации и их функций;
· разработка организационных структур отдельных подразделений;
· разработка рациональных процедур выполнения подразделениями, аппаратами управления своих основных функций;
· определение состава, численности работников аппаратов управления и подразделений и направлений организации их труда;
· проектирование рационального пространственного размещения структурных подразделений организации и т. п.[2]
Локальное организационное проектирование осуществляется по одному из выбранных направлений или участков работы организации.
В основу организационного проектирования должна быть положена концепция, специально разработанная для создания новой или реформирования (перестройки ) конкретной организации. В основе концепции должно быть положение о принципиальной возможности улучшить деятельность организации.
Концепция создания новой или перестройки существующей организации должна строиться с учетом следующих факторов:
· социальных, экономических, политических и других условий в стране и регионах;
· миссии и целей новой (или обновленной) организации, ее целевой ориентации;
· требований к новой организации;
· возможностей новой организации;
· научных достижений в области теории управления, теории организации и других;
· отечественного прогрессивного опыта создания и перестройки организаций в новых условиях;
· зарубежного опыта, который может быть использован в условиях нашей страны.
К главным элементам проектирования организации относят: -вертикальное и горизонтальное разделение труда и кооперацию;
· централизация и децентрализация;
· охват контролем;
· иерархия в организации;
· распределение прав, обязанностей и ответственности и другие.
Перечисленные элементы должны обязательно использоваться в процессе любого процесса организационного проектирования.
Концепция должна предусматривать изменения всех структурных подразделений и их элементов (информационного, технического, кадрового, финансового и других видов обеспечения). В процессе разработки концепции орг. проектирования следует уделить особое внимание выработке нового управленческого мышления на всех уровнях управления, созданию новой системы методов организации и управления. Объектом орг. проектирования является организация как вид социальной системы. Процесс орг. проектирования охватывает практически все аспекты функционирования организации, непосредственно связанного с деятельностью ее работников. Такой подход позволяет рассматривать организацию как систему и использовать в процессе орг. проектирования системный подход, системный анализ и их основной инструментарий, а также многие элементы ситуационного подхода.
Организация (предприятие, фирма и т. п.) представляет собой большую и сложную динамическую систему, для которой характерно:
· наличие социальной экономической, информационной, технической и других подсистем и элементов;
· наличие большого числа самых разнообразных связей между подсистемами и между элементами;
· наличие связей между организацией и внешней средой (государство, поставщики, потребители, конкуренты и т. п.);
· движение внутри организации больших информационных и материальных потоков.
При проектировании организационной структуры на основе системного подхода целесообразно исследовать его составные части исторический, коммуникативный, функциональный, элементный, организационный аспекты.
Ретроспективный (исторический) аспект позволяет изучать историю возникновения и развития организации и учитывать это при разработке стратегии и тактики ее деятельности.
Коммуникативный аспект позволяет изучать внешние связи организации и факторы внешней среды, влияющие на организацию.
При исследовании функционального аспекта определяют круг функций, которые должны реализовываться в данной организации и ее структурных подразделениях. Для реализации этого подхода обычно строят дерево целей, вершиной которого является главная, глобальная цель организации, а ветвями - цели, подцели, задачи, задания, а также средства достижения целей и реализации задач.
Для достижения каждой цели, подцели, решения задачи необходимо выполнить определенную работу, реализовать определенную функцию, т. е. каждая цель соответствует определенной цели или задаче и поэтому можно считать, что дерево целей представляет собой дерево функций (целей, задач).
Элементный подход предусматривает выделение в организации отдельных ее подразделений с четким указанием их функций . При этом сначала определяют функции специалистов и исполнителей, затем эти функции, а соответственно и специалисты и исполнители объединяются в группы - структурные подразделения и назначаются их руководители.
Организационный подход позволяет формировать состав и содержание связей между подразделениями, т. е. окончательно оформить структуру организации. Связи объединяют подразделения организации в единое целое и позволяют им взаимодействовать для достижения главной цели.[3]
Большой эффект при организационном проектировании может быть получен при использовании системного подхода и Алгоритма системного анализа организации.