Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (на примере Компании «М.Видео»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• изучить возможности объединения, слияния с другими организациями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;

• приступить к осуществлению изменений в организации, наладить связи с новыми рынками и поставщиками.

3. Жизненный цикл и управление предприятием на примере Компании «М.видео»

3.1. Зарождение и развитие Компании «М.видео»

«М.Видео» - лидер среди российских розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Кроме того, «М.Видео» - публичная российская непродуктовая сеть. С ноября 2007 года торговля акциями ОАО «Компания «М.Видео» идет на крупнейших российских биржевых площадках[58].

Сеть «М.Видео» осуществляет свою деятельность с 1993 года. В 1993 году был открыт первый магазин «М.Видео» в Москве и зарегистрирован товарный знак. В течение 90-х сеть работала только в Москве.

Периодом становления руководство считает первые два года жизни компании. В этот момент определялась бизнес-модель, стратегия общения с клиентами, ассортимент товаров.

В рамках развития ООО «М.ВИДЕО» можно выделить три этапа развития:

Первый этап представлен периодом 1993 – 2000 г. (становление организации, упрочнение ее положения на рынке).

Второй этап начат с 2000 года, когда началлся период реструктуризации и подготовки к экспансии. Открылся первый магазин М.Видео с торговой площадью около 2000 кв.м. Совместно с западными консультантами разработан и внедрен единый формат гипермаркета электроники М.Видео, был открыт первый круглосуточный гипермаркет электроники. – в этом компания так же оказалась первой в стране. Компания начала работу по изменению мотивации менеджеров и запустила программу обучения аспирантов, позволяющую выявлять и подготавливать новых директоров магазинов среди имеющихся сотрудников компании. Кроме того, на работу в М.Видео были приглашены опытные иностранные менеджеры.

Третий этап – современное состояние торговой компании ООО «М,ВИДЕО».


Сегодня торговая сеть «М.видео» включает в себя сеть собственных и арендованных магазинов (324 магазина на 31 декабря 2017 года)[59], а также интернет-магазин, услугами которого можно воспользоваться на всей территории Российской Федерации. С 2017 года Группа «М.видео» имеет также универсальную торговую интернет-площадку (маркетплейс).

Торговая сеть «М.видео» предлагает своим покупателям порядка 20 000 наименований аудио/видео и цифровой техники, мелкой и крупной бытовой техники, медиа-товаров и товаров для развлечения, а также аксессуаров.

Магазины сети «М.видео» имеют единый Годовой отчёт ПАО «М.видео» 2017[60] и специальную концепцию дизайна.

Покупателям предоставляется удобная для навигации торговая площадь размером в среднем около 1 700 кв. м, на которой также расположена информация о продаваемых товарах и новых тенденциях.

Помимо эффективного формата и ориентированной в первую очередь на интересы покупателя концепции магазинов в сочетании с узнаваемостью бренда «М.видео» выделяется тем, что предлагает своим покупателям широкий ассортимент качественных товаров, новинок и прекрасное обслуживание благодаря знанию товаров продавцами, а также дополнительное обслуживание и услуги круглосуточного Центра обслуживания покупателей.

По состоянию на 31.12.2017 года в группу ПАО «М.видео» входило три юридических лица:

-ПАО «М.видео» выполняет функции холдинговой компании обществ, обеспечивающих деятельность торговой розничной сети «М.видео». ПАО «М.видео» является правообладателем товарных знаков «М.видео».

- ООО «М.видео Менеджмент» - основной оператор торговой деятельности, является владельцем товаров сети и розничным продавцом, осуществляющим розничную реализацию товаров в магазинах «М.видео», ООО «М.видео Менеджмент» также является собственником 26 объектов недвижимости, в которых расположены магазины сети, в том числе 2 магазинов, которые были приобретены в отчётном году.

-ООО «Маркетплейс» осуществляет деятельность товарного агрегатора (агрегатор информации о товарах). Общество является владельцем комплекса программных решений и владельцем сайта в сети «Интернет», предоставляющего потребителям в отношении товаров одновременно возможность ознакомиться с предложениями продавцов о заключении договора купли-продажи товара в объеме, предусмотренном в соответствующем предложении продавца, заключить с продавцом договор купли-продажи.


Миссия: Быть лучшим местом для встречи людей и электроники[61].

Стратегия компании[62]:

повысить акционерную стоимость Компании путём увеличения выручки и рентабельности, а также увеличить рыночную долю Компании в России, завоевать ведущее положение в розничной торговле в городах, где Компания осуществляет свою деятельность, за счёт использования основных конкурентных преимуществ бренда «М.видео».

Для реализации стратегии, Компания ставит перед собой две основные цели:

-Увеличение доли рынка путём: роста продаж и повышения качества сервиса для покупателей;

- Достижение целевых экономических показателей эффективности.

Приоритетными направлениями деятельности Компании являются следующие направления, связанные с основными видами её деятельности и деятельности её дочерней операционной компании[63]:

- владение и эффективное управление контролирующей долей в Обществе с ограниченной ответственностью «М.видео Менеджмент», входящего в группу компаний «М.видео»;

- владение и эффективное управление контролирующей долей в Обществе с ограниченной ответственностью «Маркетплейс», входящего в группу компаний «М.видео»;

- владение правами на товарные знаки «М.видео» и предоставление прав на их использование дочерним компаниям;

- повышение капитализации группы «М.видео»;

- развитие розничной торговли бытовой техникой и электроникой на территории Российской Федерации: увеличение доли рынка М.видео офф-лайн, увеличение доли рынка on-line, открытие новых магазинов, внедрение новых сервисов, продуктов и программ для покупателей.

3.2. Текущее состояние Компании «М.Видео»

Совет директоров Компании оценивает итоги развития торговой сети «М.видео» по приоритетным направлениям его деятельности в 2017 году как успешные.

Так, в 2017 году Компания обеспечила успешное функционирование Группы «М.видео» с консолидированной прибылью 7,0 млрд. рублей по итогам 2017 года против 5,5 млрд. рублей годом ранее (по данным финансовой отчётности по МСФО), а также 2 top-2 – по сумме положительных оценок[64].

«М.видео» продемонстрировало высокоэффективное управление операционной компанией с прибылью более 6,8 млрд. рублей против 5,5 млрд. рублей годом ранее (по данным отчётности по РСБУ)[65].


При этом необходимо отметить, что данные РСБУ за 2016 год существенно изменились (в прошлом годовом отчёте чистая прибыль за 2016 год составила 4,3 млрд. руб.) в связи с внесением изменений в Учётную политику ООО «М.видео Менеджмент» и ретроспективного отражения эффекта от данного изменения.

В сентябре 2016 года Совет директоров Компании одобрил стратегию, в рамках которой «М.видео» среди прочих инициатив планирует развитие новой для российского рынка универсальной торговой интернет-площадки (маркетплейс, marketplace).

В феврале 2017 года компания «М.видео» объявила о том, что торговая площадка будет работать под брендом Goods. Первый российский полноформатный маркетплейс, который развивает «Мвидео», работает с сентября 2017 года в режиме бета и предлагает клиентам более 250 тысяч товаров от 200 партнёров – бытовую технику и электронику, детские товары, игрушки, зоотовары, товары для дома, красоты и ухода за собой, авто-товары, а также для ремонта, дома и сада.

Ассортимент, доступный на Goods, составляет 60% годовой потребительской корзины целевой аудитории. Торговая платформа Goods.ru, которую развивает «М.видео», впервые в России объединяет все преимущества различных форматов онлайн-торговли. В отличие от уже существующих на рынке площадок маркетплейс берет на себя не только представление товаров, ценовое сравнение и возможность заказа у разных продавцов через одну корзину, но и ключевые сервисные вопросы – оплату, общую доставку или возможность самовывоза товаров от разных продавцов, единые удобные условия по возврату и обмену товара. Маркетплейс не планирует самостоятельно закупать товары и формировать товарный запас. Универсальная онлайн-площадка начала работу в 2017 году в Москве и Московской области и в перспективе может выйти в города-миллионники до конца 2020 года.

В среднесрочной перспективе «М.видео» рассчитывает привлечь в рамках проекта более 5 000 партнёров и занять лидирующие позиции на российском рынке онлайн торговли с долей не менее 15%. Маркетплейс будет вести расчёты с партнёрами по модели cost per sale (комиссии за выполненный заказ) и оказывать ряд дополнительных услуг по логистике, маркетингу, аналитике, а также осуществлять иные сервисы.

Стратегия «М.видео» нацелена на укрепление лидерских позиций на рынке бытовой техники и электроники за счет дальнейшего развития омниканальной модели обслуживания клиентов, эффективной работы с операционными расходами и гибкой ценовой политикой. В течение 2018 года Goods рассчитывает запустить мобильное приложение, сервис «гарантия наличия», цель которого обеспечить 100% исполнение заказа даже при отказе одного из продавцов, при этом сохранить стоимость и период доставки, так чтобы покупатель гарантированно получил свою покупку. В первом полугодии 2018 года «М.видео» планирует организовать пункты выдачи и возврата заказов в магазинах «М.видео» и в пунктах выдачи заказов.


В отчетном году Компания продолжила активное развитие сети в регионах, и прошлый год стал знаковым по многим причинам – сеть «М.видео» представлена практически во всех регионах России. В 2017 году Группа открыла 27 новых магазинов, в том числе на Дальнем Востоке и закрыла 1 магазин в связи с переездом.

В 2017 году рынок бытовой техники и электроники вырос на 6% в денежном и штучном выражении. «М.видео» удалось не только сохранить, но и прирастить рыночную долю до уровня 17,1%, увеличив чистый оборот на 7,7%.

Качественный рост продаж был обусловлен переходом на философию развития Экосистем (комплексные продажи сопутствующих аксессуаров и сервисов, нацеленные на повышение уровня удовлетворённости покупателей), внедрением стратегических проектов – м_мобайл и М.Кредит, а также успешным запуском платформы RTD.

Благодаря экосистемному подходу удалось увеличить оборот по высокомаржинальным услугам и аксессуарам на 22%. Показатель связанных продаж attachment rate по аксессуарам вырос на 18%, по сервисам — на 11%.

Таким образом, приведем основные итоги компании за 2017 год[66]:

В 2017 году Компания открыла 27 новых магазинов, в течение года был закрыт 1 магазин. На конец 2017 года общее число магазинов «М.видео» составило 424 магазинов в 169 городах России. Торговая площадь магазинов «М.видео» выросла до 693 000 кв. м, общая – до 939 000 кв. м., из них 380 магазинов «М.видео» расположены в торговых центрах, в то время как 44 магазина находится в отдельно стоящих зданиях.

В 2017 году «М.видео» удалось увеличить долю рынка на 0,1 п.п. с 17,0% в 2016 году до 17,1% в 2017 году (источник GFK), при росте рынка БТиЭ на 5,8%.

Продажи «М.видео» в 2017 году составили 233,9 млрд. рублей (с НДС), увеличившись на 8,2% по сравнению с 2016 годом.

Продажи сопоставимых магазинов сети «М.видео» в 2017 г. выросли на 4,1%.

Валовая прибыль «М.видео» в 2017 году составила 46,5 млрд. рублей (42,9 млрд. руб. в 2016 году), валовая рентабельность в 2017 г. составила 23,5% (23,4% в 2016 году).

Чистая прибыль «М.видео» по стандартам МСФО в 2017 г. составила 6,9 млрд. рублей в сравнении с 5,5 млрд. рублей в 2016 году.

Интернет-продажи «М.видео» (онлайн-заказы: доставка на дом + самовывоз из магазинов) в 2017 году выросли на 41,3% до 36,7 млрд. рублей (с НДС) против 25,9 млрд. рублей в 2016 году.

Коммерческие, хозяйственные и административные расходы «М.видео» в 2017 году выросли на 9% до 40,8 млрд. рублей против 37,4 млрд. рублей годом ранее.

Показатель EBITDA «М.видео» в отчётном периоде составил 11,8 млрд. рублей в сравнении с 10,3 млрд. рублей в 2016 году.