Файл: Медицинское обеспечение спорта. Спортивная медицина. Антидопинговое обеспечение.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТА
1.1. Медицинское обеспечение спорта высших достижений
1.2. Медицинское обеспечение массового спорта
1.3. Медицинское обеспечение спортсменов-инвалидов
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Зарубежный опыт медицинского обеспечения спорта
2.2. Правовые основы медицинского обеспечения спорта в Италии
2.3. Проблемы внедрения зарубежного опыта медицинского обеспечения в реалии российского спорта
«Начиная с 60-х годов прошлого столетия в ГДР, начались работы по созданию системы изучения фармакологических препаратов для их применения у спортсменов национальных сборных команд, что позволяло довольно эффективно решать соревновательные задачи». [22] Отбор в команды начинался еще со школьной скамьи. Такой кандидат подвергался всестороннему обследованию медиков, психологов и физиологов. В это время спортивно-медицинская служба насчитывала более 1500 сотрудников и 400 врачей. Но была и оборотная сторона всех золотых медалей: в ГДР была программа принудительного применения допинга, которой подверглись более 15000 спортсменов в подростковом возрасте.
Таблица 5. Организации спортивной медицины в Германии
Организация |
Цели и задачи организации |
Департамент спорта МВД |
Вопросы общей организации медико-биологического обеспечения, финансирование, аудит |
Федеральный институт спортивной науки |
Проведение научных исследований, научно-методическое обеспечение |
Немецкий олимпийский спортивный союз (спортивные федерации) |
заключает договора с клиниками спортивной медицины и сертифицированными врачами |
Клиники спортивной медицины, врач спортивной медицины |
оценка состояния, наблюдение, лечение и реабилитация спортсменов, медицинское сопровождение тренировочного процесса и спортивных мероприятий |
В этой системе были задействованы многие ведомства, в том числе Министерство обороны и безопасности и Академия наук. Как мы видим на следующей таблице, на сегодняшний день в Германии в вопросах спортивной медицины также взаимодействуют различные структуры.
Первым местом в общекомандном зачете на домашней Олимпиаде в Пекине, безусловно, сборная Китая обязана достижениям китайской спортивной медицины. В Китае спортом руководит Главное государственное управление по делам физкультуры и спорта. Активно привлекаются для работы по развитию китайского спорта Министерство здравоохранения, Государственное управлению по контролю качества продуктов питания и медикаментов, Государственное управление традиционной китайской медицины и медикаментов.
С конца 90-х годов спортивная медицина начала бурно развиваться, создан Национальный Центр по исследованию физического развития, сформирована сеть исследовательских центров. Открыты около двухсот интернатов и специализированных школ, где в строгорежимных условиях тренируются спортсмены и в системе информационной закрытости осуществляется их медицинское обеспечение. При подготовке спортсменов широко используется нетрадиционная китайская медицина (иглоукалывание, специальный массаж, траволечение, экстрасенсорика и народное целительство).
Перед крупными международными соревнованиями спортсмены китайской сборной проходят обязательный медицинский контроль для оценки состояния спортсмена, выявления скрытых проблем. Подытожим, почему же система подготовки спортсменов КНР отличает высочайший уровень медицинского обеспечения процесса подготовки, не имеющей аналогов в мире. Ее эффективность обусловлена несколькими составляющими:
- «наличием отраслевой системы спортивной медицины, включающей передовые технологии, используемые в странах с наиболее высоким уровнем знаний, и ее аппаратурное и медикаментозное обеспечение (Австралия, Великобритания, США и другие);
- внедрением широчайших возможностей китайской медицины с ее огромным арсеналом нетрадиционных средств и методов;
- разработкой эффективных программ лекарственной поддержки спортсменов;
- обеспечением первоочередной экстренной помощи спортсменам и членам национальных команд ведущими специалистами и медицинскими учреждениями страны»[23].
2.2. Правовые основы медицинского обеспечения спорта в Италии
Итальянская модель правового регулирования спорта – одна из самых сильных в мире. По данным Национального олимпийского комитета Италии (CONI) около 30 миллионов граждан этой страны в той или иной форме участвуют в физкультурной и спортивной деятельности. При этом треть из них регулярно занимается спортом.
В настоящее время в Италии отсутствует Министерство спорта, а функции в области спорта выполняет CONI, находящийся под контролем Министерства культуры и культурного наследия Италии. «В числе основных функций CONI в области охраны здоровья граждан перечислены:
- установление основополагающих принципов спортивной дисциплины и защиты здоровья спортсменов;
- разработка предписаний, направленных на предупреждение и пресечение использования запрещенных в спорте веществ, средств или методов;
- предупреждение и пресечение использования веществ, средств или методов, запрещенных в спорте, и сотрудничество с органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере борьбы с употреблением допинга и охраны здоровья спортсменов».[24]
В Италии нормативно-правовое регулирование в области спорта осуществляется на общегосударственном, региональном, провинциальном и местном уровне.
Дополнительные гарантии в области охраны здоровья профессиональных спортсменов, требования к периодичности и объему их медицинских осмотров, порядок ведения медицинской карты профессионального спортсмена определены Законом Италии от 23 марта 1981 г. № 91. Декрет Президента Итальянской Республики от 24 июля 1977 г. № 616, закрепил модель детального разграничения полномочий центральных властей, регионов, местных органов власти в области гигиены и охраны здоровья спортивных мероприятий, защиты здоровья во время мероприятий, проводимых итальянскими спортивными федерациями, центров спортивной медицины Национального олимпийского комитета Италии.
Следующие законодательные акты регулируют вопросы, связанные с борьбой с допингом:
- «Закон Италии от 29 ноября 1995 г. № 522 «Ратификация и применение Конвенции Совета Европы о борьбе с допингом, подписанной в Страсбурге 16 ноября 1989 г.»
- Закон Италии от 14 декабря 2000 г. № 376 «Положения об охране здоровья в спорте и о борьбе с допингом»
- Закон Италии от 26 ноября 2007 г. № 230 «О ратификации и применении Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте (с приложениями), принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на XXXIII сессии».[25]
Как видно, из следующей таблицы вопросы в области спортивной медицины регулируются и на региональном уровне, что говорит о социальной значимости и большому вниманию охране здоровья спортсменов со стороны государства в целом.
Таблица 6. Региональные законодательные акты в Италии
Регион |
Законы |
Кампания |
закон от 29 марта 1984 г. № 21 «Спортивная медицина и охрана здоровья в спорте»; закон от 2 июля 1996 г. № 14 «Правила спортивной медицины и охраны здоровья в спорте» |
Лацио |
закон от 4 июня 1997 г. «О спортивной медицине и охране здоровья в спортивной деятельности» |
Молизе |
закон от 3 марта 1988 г. № 5 «Правила развития медико-санитарного и спортивного просвещения, а также обеспечения медицинского сопровождения спортивных мероприятий» |
Пьемонт |
закон от 25 марта 1985 г. № 22 «Об охране здоровья в области спорта» |
Фриули – Венеция Джулия |
закон от 24 ноября 1980 г. № 62 «Охрана здоровья в области спорта» |
2.3. Проблемы внедрения зарубежного опыта медицинского обеспечения в реалии российского спорта
Итальянская модель правового регулирования вопросов в области охраны здоровья граждан на уровне регионов имеет место и, например, в ряде российских субъектов:
- Закон города Москвы от 17 марта 2010 года N 7 «Об охране здоровья в городе Москве»
- Закон Санкт-Петербурга от 20 июня 2012 года N367-63 «Об основах организации охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге»
- Закон Республики Татарстан от 18.06.1998 N 1659 (ред. от 03.11.2011) "Об охране здоровья граждан".
Указанные законы определяют основные принципы охраны здоровья в регионах, полномочия органов государственной власти, объемы государственных гарантий реализации прав несовершеннолетних граждан, права граждан на информацию о состоянии здоровья и др. Закон города Москвы устанавливает обязанность организаторов физкультурных и (или) спортивных мероприятий обязаны обеспечивать их участникам медицинскую помощь. А законом города Санкт-Петербурга определено право несовершеннолетних граждан на прохождение медосмотров при занятиях физической культурой и спортом. Закон Республики Татарстан гарантирует право получения пациентами медицинских и иных услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования. Подробнее остановимся на вопросе страхования спортсменов.
На сегодняшний день остается открытым вопрос об отнесении страхования жизни и здоровья профессиональных спортсменов к обязательному виду страхования. В Италии система обязательного страхования профессиональных спортсменов введена еще в 1981 году.
«Страхование и лечение, восстановление и реабилитация спортсменов в случае получения травмы, а также возникновения других патологических состояний, вызванных занятиями спортом, в зарубежных странах обычно являются заботой клубов. Лечение, восстановление и реабилитация оплачиваются на основании заключенного руководством команды, спортсменом и страховым агентством договора. За счет страховки оплачивается также возмещение ущерба в случае получения серьезных травм, увечий и потери трудоспособности». [26]
На сегодняшний день согласно международным требованиям спортсмены, принимающие участие в соревнованиях за рубежом, должны иметь страховой полис, поскольку его отсутствие дает право организаторам отказать в допуске к соревнованию. Обычно, страховую премию за наших спортсменов оплачивают отечественные федерации по соответствующему виду спорта. Однако, законодательно не определены нормы страховой защиты с учетом рисков различных видов спорта, а также механизмы, обеспечивающие обязательность страхования спортсменов.
При этом не определены лимиты страховых выплат, а по тем страховкам, которые сейчас имеют спортсмены, фактические лимиты ответственности и страховые выплаты, как правило, не соответствуют рискам, связанным с профессиональным спортом. Система обязательного страхования спортсменов должна предусматривать различные лимиты выплат для разных видов спорта, в зависимости от присущих им рисков и уровня утраты заработка спортсменов при наступлении страхового случая. Так, Правовым регламентом КХЛ определена обязанность клуба обеспечивать страхование жизни и здоровья Хоккеиста, а также медицинское страхование в целях получения им дополнительных медицинских услуг сверх программы ОМС без указания конкретных размеров минимальной страховой суммы – т.е. поездки на матчи за рубеж, заграничные сборы клубы вправе не страховать.
В странах же, где преобладает государственное финансирование спорта, существует обязательное страхование спортсменов. Так, например, 900 ведущих китайских спортсменов застрахованы по рискам «от травм» на $25 тыс. каждый. Аналогичные страховки есть у спортсменов Испании (167 тыс. евро по риску смерти, 333 тыс. по риску инвалидности), Исландии, Франции.
Во многих видах спорта страхованием спортсменов занимаются международные спортивные союзы. Как, например, это происходит в фигурном катании. Фигуристов помимо национальных комитетов страхует Международный комитет конькобежцев.
В Германии, например, клубы в обязательном порядке страхуют не только игроков, но членов их семей. В Европе подобная практика имеет прямую выгоду и для работодателя: если игрок получает травму, то зарплату ему клуб платит только первые пару месяцев простоя. Дальше эти расходы берет на себя страховая компания.
Страхование медицинских расходов - это добровольный вид страхования для всех выезжающих за рубеж, который предусматривает компенсацию расходов на оплату медицинских услуг за рубежом.
Для покрытия расходов, связанных со спортивной травмой, при оформлении страхового полиса включают риск «спорт» с применением повышающих коэффициентов к полису.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принято следующее: «установление страховой суммы в размере, определенном исходя из требований к размеру страховой суммы, предъявляемых иностранным государством, которое намеревается посетить застрахованное лицо, но не менее суммы, эквивалентной двум миллионам рублей по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату заключения договора добровольного страхования».[27]