Файл: Корпоративная культура в организации: на примере компании BMW Group.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день корпоративная культура в организации рассматривается как важнейший стратегический инструмент в управлении персоналом, который помогает направить все подразделения и отдельных лиц на общие цели. Для эффективного управления корпоративной культурой необходимо изучить ее структуру. Анализ культуры организации предполагает ее идентификацию и определение ее влияния на организационные составляющие. Актуальность данной темы состоит в том, что каждая организация, имея свою организационную структуру, историю, традиции и виды коммуникаций образует свою уникальную корпоративную культуру. Грамотно созданная и гармонично функционирующая культура организации является одним из главных конкурентных преимуществ компании.

Данная тема была подробно изучена нашим отечественным автором Персиковой Т.Н. в книге «Корпоративная культура. Учебник» 2015 г., в которой рассмотрены сущность, история возникновения, методы развития и поддержания, а также формы проявления корпоративной культуры. В 2015 году вышла книга «Корпоративная культура – зеркало руководителя?» Журавлевой В.В. Также в 2018 году было выпущено учебное издание «Современная фирма: поведение, стратегии и культура» авторами которой являются А. В. Заздравных, В. Л. Улупова, Т. В. Гудкова - преподаватели экономического факультета МГУ имени Ломоносова. Книга «Актуальный HR-брендинг. Секреты лучших работодателей» Н.А. Осовицкой и многие другие работы последних трех лет наших авторов.

Из зарубежных авторов следует отметить Адама Гранта с книгой «Оригиналы» 2015 г., «Лидер и племя: Пять уровней корпоративной культуры» книга Джона Кинга и Дэйва Логана 2016 г., «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу 2015 г., «Работа в радость: Бизнес-модель будущего» Денниса Бакке 2017 г., и многие другие работы зарубежных авторов.

Объектом данного исследования является корпоративная культура организации.

Предметом исследования является процесс формирования корпоративной культуры.

Цель данной работы – рассмотрение теоретических аспектов и анализ корпоративной культуры в компании «BMW Group».

Для достижения цели исследования были поставлены следующие цели:

  1. Рассмотреть понятие и сущность корпоративной культуры
  2. Изучить факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры.
  3. Рассмотреть структуру и способы изменения корпоративной культуры.
  4. Изучить историю и характеристику компании «BMW Group»
  5. Изучить и проанализировать корпоративную культуру компании «BMW Group».

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические основы корпоративной культуры

1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры

Каждая организация формирует свою собственную корпоративную культуру. Для одних организаций она способствует благополучному развитию событий, для других организаций наоборот создает невыигрышный климат среди персонала и не позволяет компании успешно вести бизнес.

Когда человек приходит на новое место работы в какую-либо организацию, он рано или поздно начинает контактировать с коллективом. В данной ситуации именно от обстановки, которую формирует корпоративная культура, будет зависеть процесс и скорость адаптации сотрудника в коллективе. Соответственно, под понятием корпоративной культуры необходимо понимать совокупность норм и ценностей организационного поведения, принятого на том или ином предприятии. Формирование корпоративной культуры происходит не только за счет имиджа организации, но и также с помощью внедрения инноваций, повышающих конкурентоспособность компании, которые направлены на достижение бизнес-целей.

Несмотря на значимость корпоративной культуры, лишь 25% компаний имеют специальные департаменты, которые отвечают за ее формирование и внедрение в организации.

В традиционном понимании корпоративную культуру можно рассмотреть, как инструмент долгосрочного развития компании через внедрение инноваций и управление изменениями. Корпоративная культура есть во всех организациях - с момента основания и до самого конца - вне зависимости от того, существует специальная служба для работы с ней или нет. Однако грамотное управление корпоративной культурой влияет самым положительным образом на ведение бизнеса. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для будущих сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.

Более глубокое осознание корпоративной культуры позволяет объяснить все подобные явления, а также найти путь их разрешения. Если будет понятна динамика культуры, мы сможем определять причины сопротивления сотрудников тем или иным преобразованиям.


Понятие корпоративной культуры было рассмотрено множеством авторов и относится к числу фундаментальных, по мнению Майкла Армстронга корпоративная культура — это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы.[1]

Корпоративная культура – это «идеи, интересы, и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные сотрудниками. Корпоративная культура – это то, как люди относятся к работе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает…. Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части, и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения…».[2]

Корпоративная культура – это «комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции».[3]

Обобщая все вышеперечисленные определения, можно сделать вывод о том, что культура в организациях является проявлением материальной и духовной жизни сотрудников компании: везде присутствует определённый кодекс поведения, укоренившиеся традиции и ритуалы, которые были сформированы с начала основания компании и поддерживаются большинством сотрудников.

Получая опыт и совершенствуя навыки, работники вырабатывают и формируют свои взгляды и мысли, в которых отражено отношение к различным процессам в организации – к миссии компании, к грамотному планированию, производительности и качеству труда и т.д.

В первую очередь корпоративная культура формирует внутреннюю среду в организации, а прежде всего влияет на поведенческий аспект сотрудников.

Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.


Корпоративную культуру предприятия определяет формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение. Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура на предприятии формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации.[4]

Носителями корпоративной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Культура, образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании.[5]

Таким образом, корпоративная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

1.2. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры

В начале становления компании, формирование корпоративной культуры — это всегда долгий и сложный путь, который включает в себя несколько этапов. Первый этап — это определение основных норм и ценностей, а также миссии организации, второй этап — это формулировка стандартов поведения сотрудников, третий – формирование ритуалов и традиций, и последний этап — это создание и разработка символики компании.

Рассмотрим подробнее этапы работы менеджера, который занимается формированием и развитием корпоративной культуры:

1. Осуществляется анализ уже сформировавшейся культуры в организации, по таким направлениям как базовые ценности, традиции, символика; анализ стандартов поведения и выявление лидеров.

2. Разрабатывается корпоративный кодекс, который включает в себя определение миссии, перспектив и основных приоритетных направлений развития организации, также определяется общий принцип корпоративного поведения, символики и традиций.


3. Разработка основных форм и методов работы с персоналом. Главный результат успешной работы по формированию и развитию корпоративной культуры компании — это приверженность сотрудников, которая заключается в отождествлении человека со своей организацией, выражающемся в стремлении работать в ней и способствовать ее успеху. Ключевые составляющие приверженности: интеграция (присвоение работниками организационных целей, объединение работников вокруг целей организации), вовлеченность (желание работника вносить свой вклад в достижение целей организации) и лояльность (эмоциональная привязанность к своей организации, желание оставаться ее членом). [6] Для успешной адаптации и понимания сотрудниками целей и ценностей компании используются различные методы: корпоративные собрания и праздники, обучение и развитие персонала, конференции и семинары, конкурсы и поощрения инициатив, льготы и привилегии и т.д.

Для формирования более эффективной корпоративной культуры широко используются и применяются следующие технологии:

- семинары и мастер-классы, целью которых является создание настроя и инициатив у персонала;

- бизнес-тренинги для команды управления компанией, которые направлены на формирование специальных навыков, которые в дальнейшем помогают топ-менеджерам лучше решать поставленные задачи и определять роли для каждого из сотрудников;

- разработка различных инструментов воздействия на персонал, это могут быть процедуры стимулирования креативности, инициативности, а также активности персонала и т.д.;

- проведение различных корпоративных мероприятий, которые направлены на рост и ускорение эффективности внедрения корпоративной культуры;

4. Реализация различных инновационных проектов.

5. Проводится анализ динамики становления корпоративной культуры организации, который осуществляется по нескольким критериям общности интересов персонала, адекватности корпоративной культуры относительно стратегии компании, а также адаптивности культуры, т.е. способности ее к изменениям.

Полная идентификация сотрудника с организацией говорит о том, что корпоративная культура успешно сформирована и означает, что он четко соблюдает все правила и нормы поведения и осознает идеалы компании. В данной ситуации культурные ценности компании являются индивидуальными ценностями сотрудника, которые влияют на мотивационную структуру его поведения.

Активно развивающаяся корпоративная культура эффективно сказывается на росте инновационной восприимчивости и активности сотрудников, которая позволяет сбалансировать и соответствовать стратегическим задачам компании, а также тенденциям инновационного развития в отрасли и в обществе в целом. Также повышается творческая активность персонала, которая стимулирует рост предложений по совершенствованию процессов и изменений внутри компании, что позволяет создавать эффективные команды, реализующие свои проекты.