Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

В связи с открытием новых форм собственности предприятий, проектирование и совершенствование организационной структуры получило новое развитие в современных условиях.

Необходимо выбрать оптимальную организационную структуру управления, которая должна соответствовать целям и задачам предприятий, своевременно и адекватно реагировать на действия факторов внутренней и внешней среды, целенаправленно распределять и координировать усилия сотрудников для повышения собственной конкурентоспособности.

Сам процесс совершенствования организационной структуры происходит путем разделения на отдельные составные части управленческих функций, сочетанием различных форм управления, установление ответственности в рамках аппарата управления. Только при выполнении всех координированных действий, организационная структура становится целостной и гибкой.

Для достижения наиболее оптимальной организационной структуры, необходимо провести поиск и анализ рациональных форм с возможностью четкого разделения управленческих функций, установления правовых взаимоотношений и ответственности в рамках аппарата управления.

Необходимо отметить возросшее влияние внешних факторов на организационную структуру, в результате чего возникла необходимость разработки методики пересмотра действующих структур управления, которая обусловлена новой социально-экономической средой. Если в прежних условиях хозяйствования использовались типовые структуры, то с переходом на рыночные отношения возникает вопрос, может ли в данных условиях существовать какая-то схема формирования организационных структур, в полной мере приемлемая для хозяйствующих субъектов различных масштабов, профиля, деятельности и организационно-правовых форм.

Актуальность темы исследования определяется тем, что структурное взаимодействие в организациях является объектом пристального внимания многих исследователей бизнес-процессов и руководителей компаний. Для наиболее эффективного решения поставленных задач, руководству организации необходимо чёткое понимание структуры производственного процесса, задействованных подразделений и их функциональных элементов. Структурный подход к управлению организацией позволяет обеспечить координацию элементов деятельности и взаимодействие между ними. Он предполагает применение децентрализации, разделения труда, охвата контролем и других средств повышения эффективности производственного процесса.


Структурный анализ предприятия значительно расширяет возможности его изучения. Во-первых, этот анализ позволяет гораздо глубже познать экономические механизмы производства материальных благ, выявить зависимости параметров выхода от внутренних состояний объекта.

Изменения в организации тесно связаны с вопросами организационной структуры, поскольку достижение стратегических целей не может быть реализовано без проведения мероприятий по совершенствованию работы внутренней организационной среды (людей, структуры управления, материальных ресурсов и технологий), направленных на достижение корпоративных целей.

Объект курсовой работы – ООО «Арст».

Предмет курсовой работы – организационные структуры управления.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение построения организационных структур.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы построения организационных структур управления;

- провести анализ организационной структуры управления на примере ООО «Арст»;

- разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления.

Поставленные задачи определяют структуру курсовой работы.

Методы исследования: логический, статистический, сравнения, социологический, детализации и синтеза.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема в достаточной степени освещена в литературе, поэтому в ходе написания работы был использован широкий спектр литературных источников.

1. Теоретические основы построения организационных структур управления

1.1 Понятие организационной структуры управления и принципы ее формирования

Любая структура представляет собой взаимодействие элементов, которые постоянно между собой взаимодействуют, для дальнейшего развития как единого целого.

Под организационной структурой управления предприятием понимается «состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии» [16, c. 83].


Сами структуры организации могут существенно отличатся между собой, по различным видам деятельности и функциям, могут использовать заранее установленные правила и процедуры, соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Для успешной деятельности любого предприятия необходимо грамотное построение его организационной структуры управления. Термин «организационная структура управления» часто можно встретить как в российской, так и в зарубежной литературе.

Основными характеристиками любой организационной структуры управления является:

- совокупность всех подразделений, служб и отдельных сотрудников;

- взаимодействие, как на вертикальном, так и на горизонтальном уровне;

- взаимодействие по уровням иерархии.

В таблице 1 приведен анализ определений и сущности организационных структур предприятий по обзору исследований в области организационных структур предприятий.

Таблица 1 - Анализ определений организационной структуры предприятия

Авторы исследований

Определение и сущность

Рудник Б.Л.

Лейбкинд А.Р.

Многозначность понятия организационной структуры препятствует эффективному проведению реструктуризаций промышленных предприятий.

Мильнер Б.З.

Евенко Л.И.

Рапопорт В.С.

Организационная структура - взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технологических связей.

Афанасьев В.Г.

Наряду с формальной всякая структура имеет и неформальную структуру - систему межличностных и межгрупповых связей и взаимодействий, контактов, незакрепленных документами.

Самофалов В.И.

Организационная структура - это структура подцелей или это форма разделения труда, закрепляющая деление управления на функции. Организационная структура определяется составом взаимосвязанных задач, составом элементов (подразделениями).

Акофф Р.Л.

Эмери Ф.И.

Под организационной структурой понимают некоторое профессионально-социальное образование (группу людей), объединенное по принципу функционального разделения труда. Основное назначение этой группы - обеспечение реализации общих целей всей производственной системы.

Сыроежкин И.М.

Организационная структура - устойчивое пространственно-временное распределение хозяйственных решений и обеспечивающих их реализацию ресурсов.

Валуев С.А.

Екатеринославский Ю.Ю. Овсиевич Б.Л.

Организационная структура - модель структуры управления, приложение технологии процесса принятия решений на предприятии.

Смирнов С.В.

Степанов В.В.

Организационной структурой предприятия называется состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц и звеньев, выполняющих различные функции по управлению хозяйственной деятельностью предприятия.

Зеленевский Я.

Организационная структура есть не что иное, как подробно описанная организация; структура управления предприятием определяется как единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности.

Лехциер Л.И.

Структура управления - совокупность форм и взаимосвязей организационного построения системы.

Соломатин В.В.

Структура предприятия есть состав подразделений, форм их специализации и взаимосвязи.

Аганбегян А.Г.

Багриновский К.А. Гранберг А.Г.

Структура управления предприятием есть состав внутренних подразделений аппарата управления, форм их специализации и взаимосвязи, либо состав и взаимосвязь подразделений аппарата управления (линейных и функциональных), а также характер возложенных на них функций.

Козлова О.В.

Кузнецов И.Н.

Организационной структурой предприятия называется состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц и звеньев, выполняющих различные функции по управлению данным предприятием.

Лагоша Б.А.

Шаркович В.Г.

Дегтярева Т.Д.

Под организационной структурой понимается совокупность организационных элементов и взаимосвязей между ними, упорядоченных в соответствии с их ролью в процессе реализации целей системы, составляющих единое целое для выполнения функций управления и ориентированных на осуществление эффективного функционирования системы.

Каменицер С.Е.

Под общей структурой предприятия понимается состав производственных звеньев, а также организаций по управлению предприятием и по обслуживанию работников, их количество, величина и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности.

Пирязев М.М.

Под организационной структурой управления понимается совокупность организационных элементов (подразделений и должностей) и их взаимосвязей, состав и форма закрепления за элементами задач управления, а также неформальное распределение связей и отношений сотрудников.

Ожегов С.И.

Структура - строение, внутренне устройство (организационная структура).

Система - 1) Определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях; 2) Форма организации чего-нибудь;

3) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей; ....

5) Совокупность организаций, однородных по своим задачам или учреждений, организационно объединенных в одно целое.

Организация - организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина.


Взаимодействия различных звеньев управления осуществляется с помощью связей коммуникации, которые можно разделить на две группы.

Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их основное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений организации, при решении возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи (субординационные, иерархические связи) - это связи руководства и подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления (при наличии нескольких уровней управления). Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Любая структура управления имеет функциональный и линейный характер. Под линейными связями, имеется виду руководство высшего звена своими подчиненными. Функции, носящие рекомендательный характер при взаимодействии в пределах определенной функции управления имеют функциональные связи. Уровни иерархии в управлении отражает взаимодействие и соподчиненность различных элементов организации. Само количество уровней может быть достаточно велико, поэтому идет разделение на несколько звеньев.

При формировании структуры управления, надо учитывать факторы, которые могут на неё повлиять: динамизм внешней среды, отношение сотрудников к самой организации, технологии, географическое местоположение [7, c. 9].

При выборе организационной структуры следует учитывать цели предприятия, в каких условиях она функционирует, провести анализ факторов, которые оказывает на него. Обязательно провести оценку преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.

Таким образом, можно дать следующее определение организационной структуры. Организационная структура предприятия – совокупность элементов (подразделений) и их взаимосвязей, объединенных для осуществления хозяйственной деятельности (функционирования) предприятия единой целевой функцией.

1.2 Типы организационных структур управления

Построение организационных структур управления зависти от вида деятельности компании, выпуска готовой продукции, величине размера и географического местоположения.

В книги Герасимова Б. «Моделирование структуры промышленного предприятия» различные виды организационных структур были разделены на формальные и неформальные. Причем формальные были разделены на несколько различных групп (рисунок 1).


Рисунок 1 – Виды организационных структур предприятия

Разделение традиционных и иерархических структур на разные группы сформулировал Макс Вебер. Данные структуры делятся на линейные и функциональные.

Линейные структуры управления разделены на определенные части, различных уровнях управления, с учетом ассортимента номенклатуры, технологического развития, и степени расположения производственных единиц.

Рисунок 2 – Линейная организационная структура

Применение линейной структуры хорошо с выполнением часто повторяющихся операций, которые не очень хорошо реагируют на выполнение новых задач. Большинство небольших фирм используют линейную структуру, которое позволяет осуществлять управление, при отсутствии сложных кооперационных связей.

Преимущества использования линейных структур:

- Четкая система взаимодействия связей;

- Ясно выраженная ответственность;

- Быстрота принятие решений на приказы.

Недостатки использования линейных структур:

- Проблема при подготовке планирования и готовых решений.

- Загруженность руководителей управления;

- Очень много времени уходит на решение вопросов между несколькими подразделениями [4, c. 69].

Рисунок 3 – Функциональная организационная структура

Область применения функциональной структуры – это однопродуктовые предприятия; предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации; крупные специализированные предприятия.

Специфические задачи менеджмента при использовании функциональной структуры:

- более глубокий анализ при подготовке и подборе руководителей подразделений;

- большинство подразделений имеют одинаковую нагрузку;

- осуществления контроля над деятельностью функциональных подразделений;

- проведение работы по развитию мотивации;

- наделение более широкими полномочиями функциональных подразделений;

- специалисты имеют преимущество при принятии решений над линейными руководителями.

Достоинства использования функциональной организационной структуры:

- уменьшения влияние линейных менеджеров на решения специальных вопросов:

- привлечение опытных специалистов по вопросам планировании производства;