Файл: Анализ структуры торгового ассортимента. (на примере торгового предприятия).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 3
- имущественная ответственность участвующих сторон.
Формирование ассортимента канцелярских товаров в «Офисмаг» осуществляется с учетом воздействия следующих факторов:
- покупательский спрос;
- цена;
- наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности.
Документом, служащим целям формирования ассортимента канцелярских товаров в «Офисмаг» является ассортиментный перечень.
Важнейшим принципом формирования ассортимента канцелярских товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса потребителей магазина. Товаровед ООО «Офисмаг», занимающийся закупкой парфюмерных вод, заботится о достаточной глубине ассортимента.
Демографический состав обслуживаемого населения, уровень культурного развития, социальное обеспечение и уровень доходов влияют на формирование ассортимента канцелярских товаров в «Офисмаг». В «Офисмаг» ассортимент канцелярских товаров ориентирован на клиентов со средним и низким уровнем дохода.
При формировании ассортимента канцелярских товаров учитывается наличие магазинов-конкурентов, ассортимент аналогичных товаров, представленных в них, уровень цен на товары, способы продаж, предлагаемые услуги и т.д.
Формирование ассортимента канцелярских товаров в «Офисмаг» в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения. Ассортимент канцелярских товаров на рынке постоянно обновляется. Поэтому в «Офисмаг» постоянно проводится работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент.
При формировании разнообразных канцелярских товаров на «Офисмаг» учитываются следующие основные требования:
- приемлемые источники и формы поставки определяются с учетом разновидности, определяемой трейдером;
- доставка канцтоваров осуществляется в соответствии с потребительским спросом и установленным перечнем ассортиментов;
- стоимость партии канцелярских товаров, доставленных один раз, рассчитывается продавцом с учетом имеющихся запасов, среднего объема ежедневных продаж и установленной частоты доставки.
2.2 Оценка степени обновления ассортимента и потребительская оценка структуры ассортимента канцелярских товаров, реализуемых в «Офисмаг»
В основу построения ассортимента торговой организации «Офисмаг» положено рациональное соотношение отдельных групп товаров, учитывающее следующие принципы:
- обеспечение в торговой организации достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и трудно-заменяемых в потреблении и спросе;
- обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе товаров;
- установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров;
- установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров.
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности «Офисмаг», наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен, как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными группами товаров. Потребителями новых товаров являются «новаторы».
Новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности определенной группы людей.
Новизна ассортимента характеризуется коэффициентом новизны, который определяется как отношение количества новых товаров в общем перечне представленных (Н) к действительной полноте ассортимента (Пд).
Таким образом, коэффициент новизны рассчитывается по следующей формуле 1:
Кн = (Н : Пд) (1)
где: Кн - коэффициент новизны;
Н - количество новых моделей товара, поступивших в продажу за определенный период времени;
Пд - действительная полнота ассортимента.
Этот показатель должен рассчитываться за определенный период времени и указывает количество новых продуктов, доступных для продажи за выбранный период времени.
Степень обновления ассортимента характеризуется долей новинок в общем обороте. В то же время рекомендуется проводить принципиальное различие между новыми и ранее изготовленными продуктами, но с заметно улучшенными потребительскими свойствами. Степень обновления ассортимента должна быть связана с периодом морального старения товара: чем он меньше, тем больше степень обновления ассортимента.
Предпочтительнее не только расширять, сколько своевременно обновлять ассортимент. Управление развитием ассортимента предусматривает: снятие с производства устаревших изделий, модернизацию товаров, постановку на производство новых и принципиально новых товаров. В таблице 6 проведём расчёт коэффициентов обновления ассортимента офисной техники в «Офисмаг» за 2016-2018 год.
Таблица 6
Коэффициенты обновления ассортимента офисной техники
«Офисмаг» за 2016 - 2018 гг.
Группа канцелярских товаров |
Количество новых разновидностей |
Всего разновидностей |
Коэффициент обновления |
||||||
2016г |
2017г |
2018г |
2016г |
2017г |
2018г |
2016г |
2017г |
2018г |
|
Для офиса |
9 |
12 |
12 |
48 |
54 |
68 |
0,19 |
0,22 |
0,18 |
Для школы |
15 |
14 |
16 |
74 |
82 |
96 |
0,20 |
0,17 |
0,17 |
Итого |
24 |
26 |
28 |
122 |
136 |
164 |
0,20 |
0,19 |
0,17 |
В «Офисмаг» уделяется недостаточное внимание обновлению ассортимента канцелярских товаров для офиса. Коэффициент обновления в 2018 году снизился по сравнению с 2017 годом на 0,1, а с 2016 годом на 0,4.
Далее изучим динамику структуры ассортимента канцелярских товаров по назначению (таблица 7).
Таблица 7
Динамика структуры ассортимента реализуемых в
«Офисмаг» канцелярских товаров по назначению
за 2016-2018 гг. (в денежном выражении)
Группа по назначению |
Объем реализации |
Отклонение, (+/-) |
||||||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017/2016 гг. |
2018/2017 гг. |
||||||
сумм, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумм, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумм, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумм, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумм, млн. руб. |
уд. вес, % |
|
Для офиса |
380,7 |
62,8 |
780,4 |
68,3 |
1054,3 |
- |
205 |
1,54 |
135,1 |
0,26 |
Для школы |
225,4 |
37,2 |
362,4 |
31,7 |
603 |
36,4 |
160,8 |
-1,27 |
166,4 |
-1,27 |
Итого |
606,1 |
100 |
1142,8 |
100 |
1657,3 |
100 |
188,5 |
- |
145 |
- |
Проведенный на основании таблицы 7 анализ структуры ассортимента реализуемых канцелярских товаров показывает, что наибольший удельный вес с точки зрения выручки в общем объеме реализации составляют канцелярских товаров для офиса (в 2016 г. – 62,8 %, в 2017 г. – 68,3 %, в 2018 г. – 63,6 %).
Структура ассортимента канцелярских товаров, реализованной в «Офисмаг» по назначению в натуральном выражении представлена в таблице 8.
Таблица 8
Динамика структуры ассортимента реализуемых в «Офисмаг» канцелярских товаров по назначению
за 2016-2018 гг. (в натуральном выражении)
Группа по назначению |
Объем реализации |
Отклонение, (+/-) |
||||||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017/2016 г |
2018/2017 г |
||||||
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
кол-во, тыс. шт. |
уд. вес, % |
|
Для офиса |
26,1 |
52,7 |
28,6 |
51,1 |
32,5 |
63,9 |
109,6 |
1 |
113,6 |
1,3 |
Для школы |
23,4 |
47,3 |
27,4 |
48,9 |
18,4 |
36,1 |
117,1 |
1 |
67,2 |
0,7 |
Итого |
49,5 |
100 |
56 |
100 |
50,9 |
100 |
113,1 |
- |
90,9 |
1 |
Для изучения динамики ассортимента канцелярских товаров, реализуемых в «Офисмаг», по определенному материалу изготовления составим таблицу 9.
Таблица 9
Динамика структуры ассортимента канцелярских товаров, реализуемых в «Офисмаг» по материалу изготовления
за 2016-2018 гг. (в денежном выражении)
Группа по материалу изготовления |
Объем реализации |
Отклонение, (+/-) |
||||||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017/2016 гг. |
2018/2017 гг. |
||||||
сумм, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумм, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумм, млн. руб. |
уд. вес, % |
сумм, млн. Руб. |
уд. вес, % |
сумм, млн. руб. |
уд. вес, % |
|
Школьно-письменные и канцелярские товары |
227,2 |
37,49 |
427,5 |
37,41 |
601,9 |
36, 32 |
200,3 |
-0,08 |
174,4 |
-1,09 |
Бумажно-беловые товары |
149,3 |
24,63 |
292,3 |
25,58 |
371,4 |
22,41 |
143 |
0,95 |
79,1 |
-3,17 |
Товары для рисования |
31,6 |
5,21 |
50,7 |
4,44 |
94,8 |
5,72 |
19,1 |
-0,77 |
44,1 |
1,28 |
Мелкоофисное оборудование |
108,7 |
17,94 |
204,9 |
17,93 |
327,5 |
19,76 |
96,2 |
-0,01 |
122,6 |
1,83 |
вычислительная техника |
89,3 |
14,73 |
167,4 |
14,65 |
261,7 |
15,79 |
78,1 |
-0,08 |
94,3 |
1,14 |
Итого |
606,1 |
100 |
1142,8 |
100 |
1657 |
100 |
536,7 |
_ |
514,5 |
_ |
Анализ структуры ассортимента реализуемых в «Офисмаг» канцелярских товаров по материалу изготовления показал, что наиболее реализуемые канцелярские товары школьно-письменные и бумажно-беловые товары (36,32 % и 22,41 % соответственно в 2018 году). Структура ассортимента канцелярских товаров, реализованной в «Офисмаг» по материалу изготовления в натуральном выражении представлена в таблице 10.