Файл: Определение рынка сбыта, как один из этапов организации коммерческой деятельности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СБЫТА ПРОДУКЦИИ
1.1 Исследование и организация сбыта продукции
1.2 Технико-экономическая характеристика СПК “Болховский”
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СБЫТА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Определение рынка сбыта и организация реализации продукции на предприятии
2.2 Пути повышения эффективности сбыта продукции на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Процесс реализации (сбыта) завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет выполнить обязательства перед бюджетом – по уплате налогов и сборов; персоналом - по оплате труда; банками – за взятый кредит; поставщиками – за приобретенные материально-производственные ресурсы и т.д.
При невыполнении запланированного плана реализации продукции происходит замедление оборачиваемости оборотных средств, меньше продукции будет поставлено покупателям по договорам, а это влечет за собой штрафные санкции за невыполнение условий договора поставки. Все это ухудшает финансовое состояние предприятия.
В процессе сбыта хозяйству возмещаются в денежной форме средства, затраченные на производство продукции, в результате этого процесса предприятие получает прибыль, а главной целью работы предприятия в современных рыночных условиях является получение максимальной прибыли.
Поэтому для предприятия важно правильно организовать учет реализации. Так как от этого зависит правдивость и реальность отражения фактов реализации, что позволяет получить достоверные данные о финансовом состоянии предприятия.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что правильная организация и управление сбытом продукции в системе организации производства на предприятии занимает особое место. В виду этого основными задачами организации реализации являются следующие:
- контроль за выполнением плана реализации продукции по её видам и направлениям;
- правильное и своевременное составление всех первичных документов, отражающих процесс сбыта;
- контроль за соответствующим применением реализационных цен;
- правильное определение выручки от реализации продукции;
- контроль за состоянием расчетов с заготовительными организациями и прочими покупателями, а также за своевременным поступлением причитающихся хозяйству выручки;
- правильное выявление финансовых результатов от реализации продукции.
Объектом исследования выступил СПК “Болховский”.
Предметом исследования - процесс организации и управления сбытом продукции.
Целью курсовой работы является рассмотрение организации и управления сбытом продукции растениеводства и проведение его анализа с целью изыскания путей увеличения объемов реализации продукции, определения наиболее выгодных каналов, а в конечном итоге – увеличения выручки от реализации продукции и прибыли. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретический и методологический анализ организации и управления реализацией продукции растениеводства;
- рассмотреть законодательную базу, регулирующую учет реализации; исследовать состояние организации продукции растениеводства на конкретном предприятии;
- провести анализ сбыта продукции растениеводства;
- сделать выводы и внести предложения, направленные на совершенствование организации сбыта на исследуемом предприятии.
При написании работы были использованы методы: сравнения, аналитический, табличный, графический, факторного детерминированного анализа, бухгалтерского учета.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СБЫТА ПРОДУКЦИИ
1.1 Исследование и организация сбыта продукции
Учет реализации является одним из наиболее трудоёмких и ответственных участков работы. Это объясняется: большим количеством реализуемых видов продукции, особенно в летне-осенний период; жесткими временными рамками реализации, связанными с массовым созреванием и уборкой большинства видов продукции растениеводства в интервале 1,5 – 2 месяца; рассредоточенностью пунктов оприходования и временного хранения продукции до её реализации; большими различиями в параметрах, по которым приходится учитывать продукцию, а, следовательно, большим разнообразием применяемых для этого документов. [14, с.77]
На данном участке учетных работ в виду массовости и повторяемости операций весьма эффективна компьютерная обработка информации.
При рассмотрении учета реализации важно уделить внимание понятию объема реализации продукции, его влиянию на конечный положительный либо отрицательный финансовый результат. По мнению Л.В. Сотниковой: “Объем реализованной продукции – это один из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия. Этот показатель крайне важен и для исчисления целого ряда налогов – налога на прибыль, НДС, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и других. Он важен для установления размеров нормируемых статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов для целей исчисления налога на прибыль. [5, с.112]
По своему экономическому содержанию объем реализации продукции характеризует конечный результат работы предприятия, выполнение своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Таким образом, от правильности определения объема реализованной продукции зависит многое.
По мнению Ковалева Н.Я.: Результаты конечной финансовой и экономической деятельности предприятий во многом определяются объемами и качеством реализованной продукции.
Сбыт продукции представляет собой экономическую активность в процессе реализации на пути продвижения её от производителя до потребителя. Реализация продукции зависит от следующих условий: физического свойства сырья и готовых продуктов питания; предпочтений и целесообразных затрат потребителя; целесообразных затрат производителя; территориального деления производителей и потребителей продукции; технологии производства и затрат в секторе торговли и переработки. [10, с.54]
Физические свойства продукции играют важную роль в процессе её реализации. Продукция, которая не требует дополнительной переработки, может реализовываться напрямую от производителя к потребителю (так продается картофель, овощи, фрукты). Другие виды продукции, требующие соответствующей переработки, поставляются заготовительным организациям или предприятиям перерабатывающей промышленности для последующей переработки. По данной схеме реализуются зерновые культуры, сахарная свекла, подсолнечник и др. при этом заготовительные организации выступают в качестве посредников между производством и конечным потребителем. Они выполняют функции по хранению и доведению продукции до требуемых параметров качества. [11, с.203]
Важным условием эффективного функционирования предприятий является сокращение затрат труда на единицу продукции под воздействием внедрения достижений НТП. Размещение производства продукции вблизи городов и промышленных центров позволяет организовать прямую реализацию продукции и тем самым сократить затраты по её реализации. Прямой сбыт продукции представляет собой альтернативу для получения дополнительного дохода товаропроизводителей.
При переходе к рыночным отношениям сложился ряд каналов реализации продукции и создаются необходимые условия для их функционирования. Реализация продукции по различным каналам для конкретного предприятия является сложной проблемой как в организационном, так и в экономических аспектах. Конечные результаты деятельности предприятия в определенной мере зависят от соответствующего развития служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспортировке продукции. [12, с.11]
Выбор пути реализации продукции связан с определенными затратами, которые получили название трансакционных затрат в сфере сбыта. Они представляют собой расходы по поиску информации о ценах, подборку партнеров, заключение контрактов, а также защите прав собственности.
Уровень трансакционных затрат не всегда может быть определен заранее. Он зависит от особенностей продукта, технологии его производства, рыночной конъюнктуры, поведения партнеров и др. На снижение трансакционных затрат существенное влияние оказывают:
- наличие системы информационных рынков (быстрое получение информации о рынках сбыта является основанием для успешной адаптации производства данного вида продукции в рыночную систему);
- обеспеченность товаропроизводителей законодательными актами и др. юридической и нормативной документацией (при любом развитии правовой системы повышается риск активности обмена, а, следовательно, возрастают затраты, связанные с реализацией продукции);
- возможность перемещения продукции в экономическом пространстве; выбор путей сбыта продукции. [7, с.61]
По мнению многих специалистов, процесс реализации представляет совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Предприятия реализуют основную массу произведенной продукции, выполненные на сторону услуги и работы своих вспомогательных и обслуживающих производств. Кроме того, в последнее время в организационную структуру предприятия стали входить различные виды промышленных производств – пекарни, мельницы, крупорушки и т.п.
Продукция данных производств полностью реализуется. Реализация является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. В процессе реализации хозяйству возмещаются в денежной форме средства, затраченные на производство и сбыт продукции, в результате этого процесса предприятие получает прибыль. [21, с.94]
Основными каналами реализации продукции в рыночных условиях являются: продажа государству через заготовительные организации, через собственную торговую сеть, разным организациям (больницам, школам, столовым и т.п.), своим работникам за наличный расчет или в счет расчетов по оплате труда, а также другим физическим лицам, бартерные сделки с другими организациями.
Реализация продукции государству осуществляется посредством заключения договора-поставки. В настоящее время каждый товаропроизводитель имеет юридическое право выбора покупателя для сбыта продукции, с которым предприятие заключает договор контрактации. В соответствии с Гражданским Кодексом по данному договору предприятие обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю, то есть лицу, осуществляющему закупки продукции для переработки или продажи.
По результатам реализации продукции предприятие получает выручку. Показатель выручки от реализации является производным от оценки в договоре объектов сделки. В конечном итоге выручка от реализации определяется суммой денежных средств или их эквивалента, поступающих согласно условиям договора на расчетный счет, в кассу или склад предприятия. [16, с.38]
Выручка от реализации продукции, работ, услуг – это один из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия. Этот показатель очень важен для исчисления целого ряда налогов: НДС, налог на прибыль, налог на пользователя автодорог, налог с продаж, налог на ЖКХ. Данный показатель также важен для установления размеров нормируемых статей затрат (расходы на рекламу, представительские расходы). Выручка от реализации является одним из главных показателей, участвующих в определении финансового результата от реализации продукции, работ, услуг и всей деятельности.
Предприятия получают прибыль главным образом от реализации продукции. Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акциза и других отчислений из выручки) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. [11, с.197]
Основными задачами анализа реализации продукции являются:
- Систематический контроль за выполнением планов реализации;
- Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции;
- Выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
- Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
- Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В отличие от промышленных, сельскохозяйственные предприятия реализуют не всю полученную продукцию. Часть её (семена, фураж, сырьё для переработки) используется на производственные цели. От рационального использования продукции собственного производства зависит, с одной стороны, расширение отрасли растениеводства, а с другой – рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. [8, с.74]