Файл: Определение рынка сбыта, как один из этапов организации коммерческой деятельности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СБЫТА ПРОДУКЦИИ
1.1 Исследование и организация сбыта продукции
1.2 Технико-экономическая характеристика СПК “Болховский”
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СБЫТА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Определение рынка сбыта и организация реализации продукции на предприятии
2.2 Пути повышения эффективности сбыта продукции на предприятии
Следующим этапом анализа организации и управления сбытом продукции на предприятии является изучение динамики выполнения плана реализации продукции растениеводства, данные отразим в таблице 4.
Таблица 4
Динамика выполнения плана реализации продукции растениеводства
Вид продукции |
Реализовано, ц |
||||||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||||||
план |
факт |
+,- |
план |
факт |
+,- |
план |
факт |
+,- |
|
Зерновые культуры, всего |
8300 |
7390 |
-910 |
12050 |
15728 |
+3678 |
17330 |
18682 |
+1352 |
в т.ч. пшеница |
4680 |
3735 |
-945 |
6300 |
6900 |
+600 |
7520 |
7809 |
+289 |
рожь |
2800 |
2998 |
+198 |
3800 |
4720 |
+920 |
6300 |
8195 |
+1895 |
гречиха |
600 |
506 |
-94 |
630 |
1932 |
+1302 |
1100 |
156 |
-944 |
ячмень |
200 |
135 |
-65 |
1270 |
2112 |
+842 |
2340 |
2499 |
+159 |
овес |
20 |
16 |
-4 |
50 |
64 |
+14 |
70 |
23 |
-47 |
Картофель |
4600 |
4711 |
+111 |
5000 |
6058 |
+1058 |
6000 |
4627 |
-1378 |
Реализация зерновых культур увеличилась в 2,5 раза, в основном за счет увеличения реализации пшеницы и ржи и особенно за счет ячменя. Реализация картофеля сократилась на 2 %, на что повлияло снижение производства.
Отразим в таблице 5 каналы реализации (рынки сбыта) продукции растениеводства.
Таблица 5
Каналы реализации зерна и картофеля
Вид продукции |
Канал реализации |
Объем реализа ции, ц |
Полная себестои- мость 1ц, руб |
Цена реализации 1ц, руб |
Уровень окупае- мости затрат, % |
пшеница |
Всего |
7809 |
125,49 |
192,55 |
153 |
Предприятиям и организациям, осуществляющим |
|||||
закупки для гос.нужд |
3544 |
125,50 |
221,80 |
176 |
|
Населению |
2548 |
125,20 |
154,63 |
123 |
|
На рынке |
1717 |
125,2 |
177,36 |
141 |
|
рожь |
Всего |
8195 |
125,4 |
211,05 |
168 |
Предприятиям и организациям, осуществляющим, закупки для гос.нужд |
6871 |
125,4 |
212,90 |
169 |
|
На рынке |
926 |
125,26 |
209,71 |
167 |
|
Населению |
398 |
125,20 |
181,81 |
144 |
|
гречиха |
Всего |
156 |
250 |
237,19 |
94 |
Предприятиям и организациям, осуществляющим, закупки для гос.нужд |
141 |
248 |
183,8 |
73 |
|
На рынке |
15 |
266 |
733 |
в 2 раза |
|
ячмень |
Всего |
2499 |
248 |
159,76 |
64 |
Предприятиям и организациям, осуществляющим, закупки для гос.нужд |
844 |
248 |
160,90 |
64 |
|
На рынке |
762 |
248 |
135,30 |
54 |
|
населению |
893 |
248 |
179,53 |
72 |
|
овес |
Всего |
23 |
260 |
130,40 |
50 |
На рынке |
3 |
330 |
137 |
41 |
|
населению |
20 |
260 |
146,75 |
56 |
|
картофель |
Всего |
4627 |
229,09 |
194,16 |
84 |
На рынке |
4417 |
229,09 |
194,16 |
84 |
|
Населению |
210 |
229,09 |
194,16 |
84 |
Сбыт продукции, произведенной СПК, осуществляется по различным каналам реализации: населению, в региональные фонды, через посредников.
Большая часть продукции растениеводства реализуется через посредников (которые помогают в продвижении продукции), в основном это торговые предприятия и перерабатывающие предприятия. Их отношения строятся на договорной основе. Так же, как и с поставщиками заключаются на краткосрочный период. Это говорит о ненадежности посредников, а в сою очередь, и невыгодности для СПК. [22, с.68]
Хозяйству каждый раз приходится осуществлять поиск посредников, на что тратятся время и средства, либо в противном случае заключать договор на каждую поставку продукции. С точки зрения выгодности этот факт нельзя оценить однозначно, т.к. заключая договор на краткосрочный период, предприятие в дальнейшем не будет иметь никаких обязанностей перед другой стороной, выступающей в договоре, и, в свою очередь, СПК в перспективе может заключить договор с другим покупателем на более выгодных условиях.
Однако, с другой стороны заключая договор на долгосрочную перспективу, СПК может иметь гарантии того, что его продукция будет реализована и ему не понадобится средств и времени на поиск новых посредников. СПК реализует свою продукцию и конечным потребителям. Здесь сбыт продукции в основном осуществляется за наличный расчет
Условия осуществления расчетов при реализации продукции растениеводства, как правило, по одним и тем же каналам одинаковы. В большей степени реализация осуществляется за наличный расчет и перечислением на расчетный счет. Деньги в кассу предприятия поступают по мере отгрузки продукции, либо через определенный промежуток времени после отгрузки. [6, с.22]
Как видно из таблицы наиболее выгодным каналом реализации является продажа предприятиям и организациям, осуществляющим закупки для государственных нужд, здесь наиболее высокая цена реализации. В целом затраты на производство зерновых культур окупаются. Но цену реализации можно увеличить, улучшая качество продукции.
Динамика уровня товарности по каждому виду растениеводческой продукции отражает отношение объема реализованной продукции к объему её производства в натуральном выражении. Чем выше уровень товарной продукции, тем выше объем сбыта, а соответственно и выручка от реализации продукции. [18, с.183]
На предприятии по всем видам растениеводческой продукции увеличился уровень товарности. Однако картофеля было реализовано на 11% меньше, а пшеницы на 4%. Наибольшее увеличение уровня товарности наблюдается по ячменю – на 22% и ржи – на 10%. Незначительное увеличение уровня товарности произошло по гречихе – 2%. Данные анализа отразим в таблице 6.
Таблица 6
Динамика уровня товарности продукции растениеводства
Вид продукции |
Уровень товарности, % |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Пшеница |
52 |
55 |
50 |
-2 |
96 |
Рожь |
70 |
65 |
77 |
+7 |
110 |
Гречиха |
80 |
88 |
82 |
+2 |
102 |
Ячмень |
35 |
38 |
43 |
+8 |
122 |
Овес |
18 |
20 |
19 |
+1 |
105 |
Картофель |
58 |
54 |
52 |
-6 |
89 |
Изменение объема реализации продукции растениеводства складывается под воздействием многочисленных факторов, важнейшими из которых являются изменение объема производства и уровня товарности. Расчет влияния данных факторов проведем методом абсолютных разниц. [4, с.11]
Изменение объема реализации продукции растениеводства можно выразить формулой: VР=VП * УТ, где VР – объем реализации; VП – объем производства; УТ – уровень товарности. Данные факторного анализа показывают, что на увеличение объема реализации повлияло увеличение, как объема производства, так и увеличение уровня товарности. Данные анализа отразим в таблице 7.
Таблица 7
Факторный анализ объёма реализации продукции растениеводства
Вид продукции |
Объём реализации, ц |
Уровень товарности,% |
Объем производства, ц |
Изменение объёма реализации |
|||||
Общ. |
В т.ч. за счет |
||||||||
2016 год |
2017 год |
2016 год |
2017 год |
2016 год |
2017 год |
VПР |
УТ |
||
Пшеница |
6900 |
7809 |
52 |
51 |
13349 |
15102 |
+909 |
+911 |
-133 |
Рожь |
4720 |
8195 |
57 |
77 |
8270 |
10531 |
3475 |
+1288 |
+1654 |
Гречиха |
1932 |
156 |
88 |
82 |
2180 |
190 |
-1776 |
-1751 |
-130 |
Ячмень |
2112 |
2499 |
85 |
86 |
2470 |
2890 |
+387 |
+357 |
+24 |
Овес |
64 |
23 |
75 |
51 |
85 |
45 |
-41 |
-30 |
-10 |
Картофель |
6058 |
4627 |
54 |
52 |
11140 |
8850 |
-1431 |
1236 |
-223 |
Большое влияние на объем реализации продукции оказывает её качество. На качество получаемой продукции оказывает влияние большое количество факторов: своевременность обработки семян от вредителей и болезней; своевременный посев, большое влияние оказывает уход за посевами и количество внесенных минеральных и органических удобрений. [23, с.105]
Немаловажное значение в повышении качества продукции растениеводства играет вовремя собранный урожай, при этом важно, чтобы машины не повредили зерно, незасоренность зерна, чтобы картофель не был порезан.
Таким образом, если были выполнены все требования агротехнического процесса выращивания и уборки культур можно добиться высокого качества получаемой продукции. Кроме того, для получения качественной продукции необходимо использовать и качественный семенной материал, что достигается соответствующими условиями хранения (влажность, проветриваемость, температура). [15, с.33]
Чем выше качество продукции растениеводства реализованной государству, тем выше зачетная масса и цена, и наоборот, если хозяйство реализует продукцию низкого качества, нестандартную, то много теряет в зачетной массе. Чтобы рассчитать влияние данного фактора на объем реализации продукции государству, необходимо её фактическую физическую массу сопоставить с зачетной и определить потери или выигрыш хозяйства. Отразим это в таблице 8 - “Анализ качества реализованной продукции”.
Таблица 8
Анализ качества реализованной продукции растениеводства
Вид продукции |
Реализовано, всего ц |
Потери(-), выигрыш(+) |
|
Физическая масса |
Зачетная масса |
||
Пшеница |
7809 |
7718 |
- 91 |
Рожь |
8195 |
7910 |
- 285 |
Гречиха |
156 |
139 |
- 17 |
Ячмень |
2499 |
2460 |
- 39 |
Овес |
23 |
23 |
--- |
Картофель |
--- |
4627 |
--- |
Проведенный анализ качества реализуемой продукции растениеводства СПК “Болховским” показал, что по всем видам продукции хозяйство имеет проигрыш в зачетной массе по сравнению с физической массой. Потери в зачетной массе говорят о том, что хозяйство выращивает продукцию низкого качества, возможно ухудшение качества связано с недостатком минеральных удобрений и способом уборки. [19, с.139]