Файл: Определение рынка сбыта, как один из этапов организации коммерческой деятельности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СБЫТА ПРОДУКЦИИ
1.1 Исследование и организация сбыта продукции
1.2 Технико-экономическая характеристика СПК “Болховский”
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СБЫТА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Определение рынка сбыта и организация реализации продукции на предприятии
2.2 Пути повышения эффективности сбыта продукции на предприятии
Экономически неоправданно и создание лишних запасов, так как это приводит к уменьшению объема реализации продукции, создаются условия нерационального их использования. Поэтому, анализируя выполнение плана по использованию продукции растениеводства, необходимо в первую очередь проверить, сочетаются ли в анализируемом хозяйстве рост уровня товарности и обеспечение внутренних потребностей предприятия, определить возможности повышения уровня товарности за счет более рационального использования продукции на производственные нужды, то есть экономного расходования семян, фуража, сокращения потерь при хранении продукции и т.д. [15, с.32]
Анализ проводится путем сравнения фактических данных с плановыми по каждой статье прихода продукции (валовой сбор, от обмена продукции, прочие поступления) и расхода (реализация государству, на рынке, другим организациям по договорным ценам, бартерный обмен, работникам хозяйства, расход на семена, фураж, естественная убыль при хранении, гибель, порча).
Основную долю в общих расходах продукции на внутрихозяйственные нужды занимают расходы на семена и фураж. Перерасход посевного материала может быть вызван расширением посевной площади и изменением нормы высева на 1 гектар.
Особое внимание при анализе использования продукции необходимо уделять обеспечению её сохранности, недопущению потерь на всем пути от производителя до потребителя. Задача анализа – осуществлять систематический контроль за сохранностью сельскохозяйственной продукции, выявлять все факты бесхозяйственности, порчи, недостачи кормов, овощей, картофеля и другой продукции. Это позволит выявить резервы увеличения объема реализации продукции и роста уровня товарности производства, что имеет важное значение в деле укрепления экономики предприятия. [20, с.168]
В процессе последующего анализа изучается динамика и выполнение плана реализации продукции по каждому виду и в целом по хозяйству с учетом каналов реализации (государству, на рынке, другим организациям, работникам хозяйства и т.д.). С этой целью фактические данные об объеме продаж каждого вида продукции сравнивают с плановыми и данными прошлых лет и определяют абсолютное и относительное отклонения.
Следует так же изучить выполнение плана и динамику уровня товарности по каждому виду продукции и в целом по хозяйству. Уровень товарности – это отношение объема реализованной продукции к объему её производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах. Изменение объема реализации продукции складывается под воздействием многочисленных факторов (рисунок 1). Важнейшими из них является изменение объема производства продукции и уровня товарности. [19, с.149]
Большое влияние на объем реализации продукции растениеводства оказывает качество. Чем выше качество продукции, тем выше зачетная масса и цены, и наоборот, хозяйства, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе. Чтобы рассчитать влияние данного фактора на объем реализации продукции растениеводства, необходимо её фактическую физическую массу сопоставить с зачетной и определить потери или выигрыш хозяйства.
Объем сбыта продукции
Объем производства
продукции
Уровень товарности
продукции
Использование продукции на производственные
нужды
Потери продукции при хранении
Качество
продукции
По объективным причинам
По субъективным причинам
Расширение производства
Удельный расход продукции
Рисунок 1. Блок-схема анализа объема сбыта продукции
В заключение анализа нужно определить резервы увеличения объема реализации продукции растениеводства за счет: увеличения объема производства продукции растениеводства; повышения качества товарной продукции; экономного использования продукции на производственные нужды; недопущения потерь и порчи продукции растениеводства. [6, с.19]
Предложения по использованию выявленных резервов должны разрабатываться в комплексе мероприятий по освоению резервов увеличения производства продукции растениеводства. На рисунке 1 представлена блок- схема маркетингового анализа объема сбыта продукции.
В настоящее время нормативное регулирование сбыта продукции РФ включает следующую систему: первый уровень составляют кодексы, законы, принимаемые Федеральным собранием РФ; второй уровень включает в себя нормативные акты Правительства РФ и иных правительственных органов, указы Президента РФ; третий уровень представлен положениями.
Предприятия реализуют продукцию покупателям на основании заключенных с ними договоров.
Доходами от сбыта признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества и имущественных прав. [18, с.116]
Для постоянного контроля за расчетами с покупателями необходимо проводить инвентаризацию расчетов. Инвентаризация расчетов с покупателями заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должен быть подвергнут счет 90 «Продажи» и счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Проверка осуществляется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. В учете реализации продукции растениеводства предприятия используют Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
При реализации продукции в организации, осуществляющие закупки для государственных нужд применяется Федеральный закон РФ «О поставках продукции для федеральных нужд» № 60-ФЗ от 13.12.94г. [3, с.160]
1.2 Технико-экономическая характеристика СПК “Болховский”
СПК “Болховский” является самостоятельным хозрасчетным предприятием, основанным на совместно-долевой собственности на землю и имущество учредителей, специализируется на выращивании картофеля, зерновых культур, конопли, в животноводстве направление молочно-мясное.
Полученная в результате деятельности прибыль подлежит распределению. Размер прибыли, подлежащей распределению, определяется Общим собранием в течение трех месяцев по окончании финансового года.
Общее собрание утверждает процент прибыли, подлежащей отчислению в Резервный фонд и иные неделимые фонды Кооператива, а также сумму прибыли в счет обязательных платежей в бюджет. До 30% прибыли, оставшейся после отчислений в резервный фонд и в счет обязательных платежей в бюджет, направляется на выплату причитающихся по взносам дивидендов. Члены кооператива имеют преимущественное право на получение работы в кооперативе в соответствии со специальностью и квалификацией.
Для нормальной деятельности предприятие должно иметь в наличии достаточное количество ресурсов (материальных, трудовых, земельных, денежных и др.). Эффективное использование этих ресурсов позволяет повысить качество и количество производства. [17, с.83]
На основе анализа основных показателей размера производства СПК “Болховский” видно, что за анализируемый период наблюдается снижение товарной продукции животноводства на 8%, на 53% сократился валовой доход, среднегодовая численность работников сократилась на 24 %. Таким образом можно сделать вывод о том, что размеры производства СПК “Болховский” сократились.
В целях повышения эффективности производства в настоящее время каждое предприятие стремится производить больше продукции, пользующейся наибольшим спросом и дающей наибольший доход предприятию.
Структура товарной продукции оказывает непосредственное влияние на величину сбыта, а, соответственно и выручку от реализации продукции. На основе анализа структуры товарной продукции можно сделать вывод о том, что основную прибыль хозяйству приносит реализация продукции растениеводства, хотя так же реализуется в незначительных размерах и продукция животноводства. [8, с.109]
Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает продукция растениеводства - 82%, увеличилось количество реализуемого зерна на 38%, а количество картофеля сократилось на 15%. В структуре товарной продукции животноводства наибольший удельный вес занимает молоко, в настоящее время реализация молока сократилась на 8%, а сбыт прочей продукции увеличился на 2%. За анализируемый период сократилась реализация продукции животноводства в целом на 6%, а продукции растениеводства увеличилась на 20%.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает процесс интенсификации производства. Процесс интенсификации производства характеризуется тремя группами показателей, отражающих уровень интенсификации, эффект и эффективность интенсификации. [12, с.13]
Уровень интенсификации оценивается по размеру вложений (основных производственных фондов, оборотных средств, затрат труда и т.д.) на единицу земельной площади. Эффект характеризуется полученными результатами (валовая прибыль, прибыль) на единицу земельной площади. Эффективность отражает соотношение результатов и вложений, то есть какой результат хозяйство получит от вложений материальных, трудовых, денежных ресурсов в производство. В хозяйстве наблюдается снижение уровня интенсификации.
Обязательное условие производства – это наличие производственных ресурсов. В целом от их количества зависит результат производства. Кроме того, большое влияние на конечные результаты деятельности оказывает рациональное и эффективное использование производственных ресурсов.
Обеспеченность ОПФ уменьшилась на 37%, на что повлияло сокращение количества основных средств и площади сельскохозяйственных угодий. В связи с выходом из хозяйства рабочих обеспеченность трудовыми ресурсами уменьшилась на 25%.
Сокращение поголовья животных привело к уменьшению обеспеченности скотом на 45 %. Рост производства продукции сельского хозяйства может быть достигнут за счет увеличения количества применяемых ресурсов, либо за счет повышения эффективности их использования. Важная роль в этой связи отводится рациональному использованию трудовых ресурсов. [4, с.10]
Численность работников, занятых в с/х производстве уменьшилась на 24 %, в том числе операторов машинного доения на 36 %, скотников на 8%, трактористов-машинистов на 18 %. Количество руководящих работников сократилось на 38%, но в то же время численность специалистов возросла на 35 %. Численность работников, занятых в торговле, общественном питании и строительстве сократилась на 33%.
Сокращение численности работников по категориям привело к сокращению численности в целом по хозяйству на 24%. На сокращение численности работников оказывает большое влияние финансовое положение - низкая заработная плата, которая к тому же не выплачивается. Не всех устраивает то, что зарплату выдают “натурой”.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в СПК “Болховский” наблюдается сокращение обеспеченности ресурсами как материальными, так и трудовыми. Получаемая прибыль не покрывает затраты, что приводит к образованию убытка. [21, с.124]
Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая финансовые отношения субъекта хозяйствования и его способность финансировать свою деятельность по состоянию на определенную дату. Финансовое состояние зависит от результатов производственной, коммерческой, финансовой и, в конечном итоге, сбытовой деятельности предприятия. [12, с.12]
В связи с ростом цен и увеличением объема реализации хозяйство получило выручки на 34% больше чем в предшествующем году, в том числе на 77% увеличилась выручка от реализации продукции растениеводства, а по продукции животноводства наблюдается снижение выручки на 3%.
С ростом производственных затрат и цен увеличилась и полная себестоимость реализованной продукции на 53 %, в том числе по продукции растениеводства на 78%, по продукции животноводства на 81%.
По отрасли растениеводства за три анализируемых года наблюдается одновременное увеличение выручки от реализации и полной себестоимости продукции растениеводства.
По отрасли животноводства за тот же период наблюдается снижение выручки от реализации с ростом полной себестоимости продукции животноводства, что связано с уменьшением объемов реализации, невысокими реализационными ценами и большими затратами на содержание отрасли животноводства. [9, с.183]
Общий финансовый результат от деятельности СПК “Болховский” за анализируемый период представим в виде таблицы 1.
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности
СПК “Болховский”, тыс. руб.