Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
1.2. Технологии менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «ГРИНСТРОЙ»
2.1 Общая характеристика организации, построение аппарата управления, его функции и задач
2.2 Анализ технологий менеджмента человеческих ресурсов на предприятии
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
- разработки системы дополнительного стимулирования персонала в части заработной платы и условий труда.
Положение о порядке подбора, приема и увольнения работников устанавливает, что основными стадиями процесса подбора персонала в АО «Гринстрой» являются:
- определение потребности и требований к кандидатам;
- поиск и оценка кандидатов на вакансию;
- отбор кандидатов;
- прием на работу и адаптация персонала.
Работники, требующиеся Обществу, должны соответствовать трем базовым критериям:
- иметь потенциал – «способность выполнять должностные обязанности» – наличие опыта, навыков, знаний и образования, необходимых для занятия вакантной должности;
- иметь мотивацию – «желание выполнять эти обязанности» – быть готовыми к выполнению должностных обязанностей и обладать желанием работать;
- быть управляемыми – «управляемость» – готовность к соблюдению трудовой дисциплины, корпоративной культуры, традиций и норм, установленных в Обществе.
По заданным критериям оцениваются все работники, принимаемые на работу в Общество.
Общество организует поиск кандидатов как среди лиц, не являющихся работниками Общества (внешний поиск), так и среди работников Общества (внутренний поиск). Директор по персоналу использует методы внешнего и внутреннего поиска, постоянно совершенствуя систему поиска и адаптируя её к меняющимся внешним условиям развития и деятельности Общества. При поиске кандидатов на вакантные должности Директор по персоналу использует методы, позволяющие в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами найти кандидатуру на вакантную должность, отвечающую установленным Обществом требованиям.
Директор по персоналу распространяет информацию о вакансиях (в закрытом или открытом виде в зависимости от складывающейся ситуации).
Подбор кандидатов проводится на конкурсной основе и предполагает проведение Инспектором отдела кадров или менеджером по персоналу:
- первичного собеседования (для кандидатов на должности работников удаленных подразделений Общества первичное собеседование может проводиться по телефону или скайпу);
- сверки предоставленных документов.
В целом, в АО «Гринстрой» принята система привлечения персонала, ориентированная, в основном, на внешние источники. Основным ее недостатком является отсутствие положения об оценке персонала с указанием подробных методик и отсутствие положения о развитии персонала с управлением карьерой и кадровым резервом как внутренними источниками персонала.
Система мотивации персонала предприятия включает два основных компонента:
- материальные формы мотивации персонала;
- социально-психологические формы мотивации персонала.
Рассмотрим данные компоненты более подробно.
Основной акцент в системе стимулирования персонала в АО «Гринстрой» сделан на материальные методы стимулирования.
Доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера могут назначаться за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, разряд, ученую степень, отклонение от нормальных условий труда.
АО «Гринстрой» ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда: обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, о введении новых и изменении установленных условий оплаты труда работники извещаются не позднее, чем за 2 месяца. Предприятие использует оплату труда как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы.
Для поощрения результатов труда в ходе выполнения трудовых обязанностей работника выплачивается:
- премия по итогам работы за месяц;
- премия по итогам за квартал/год (по решению директора Общества);
- единовременное (разовое) премирование.
Система социально-психологического мотивирования сотрудников предприятия регулируется в соответствии с принципами политики управления человеческими ресурсами, заложенными в рамках организационной политики предприятия. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка, за образцовое выполнение работником должностных обязанностей по итогам работы за месяц, квартал или год, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде, за совмещение профессий и особые заслуги.
Поощрения объявляются приказом Директора Компании с указанием вида поощрения. Информация доводится до сведения Работника, коллектива и заносится в его трудовую книжку.
В целом, уровень мотивации сотрудников предприятия достаточно высокий, но есть потребности в дополнительном стимулировании, например, на уровне социального пакета.
Как было указано нами ранее, на предприятии не разработана система развития и удержания персонала, имеются лишь ее отдельные разделы, распределенные по прочим видам управленческой деятельности в данном направлении:
- система мотивации сотрудников на основе материального стимулирования и поощрений (Положение об оплате труда, Правила внутреннего трудового распорядка);
- система продвижения персонала в рамках программы подбора сотрудников из внутренних источников (Положение о порядке подбора, приема и увольнения работников).
В целом, основными возможностями предприятия для совершенствования системы управления человеческими ресурсами являются:
1 Внедрение системы развития персонала для предотвращения увольнения порядка 30% сотрудников, которая должна включать обучение, переподготовку и повышение квалификации, реализацию деловой карьеры, инициацию саморазвития, расширение творческих составляющих труда, служебно- профессиональное продвижение, формирование резерва и работу с ним, формирование социальных взаимоотношений
2 Внедрение системы оценки персонала на этапе подбора и адаптации в целях предотвращения увольнения 24,5% сотрудников, которая должна включать оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ранее нами в качестве одной из рекомендаций было выделено формирование системы развития персонала. Как показывает управленческая теория и практика, данное направление управления человеческими ресурсами является достаточно затратным, в связи с чем предлагается направить действие данной системы не на всех сотрудников, а на определенный пул талантливых сотрудников. В целом штат сотрудников АО «Гринстрой» включает достаточно широкий спектр групп работников от строительного персонала до менеджеров по продажам и управленческого персонала, поэтому для первоначальной оценки в целях формирования программы развития выберем группу менеджеров по продажам - персонала, от которого напрямую зависит уровень заказов предприятия и его эффективность на рынке. Для производственных групп рабочих данная система будет не так актуальна в связи с необходимостью лишь повышения квалификации без комплексной системы развития в рамках должности.
В результате мозгового штурма руководства АО «Гринстрой» было решено, что оценка таланта сотрудников будет проходить по таким группам количественных и качественных показателей как:
1) способности к достижению поставленных целей (умение ставить выполнимые задачи и добиваться их решения);
2) коммуникативные способности (умение выстроить взаимоотношения с коллегами, подчинёнными, руководителем, клиентами, внешней средой);
3) оценка уровня сложности и качества труда за рассматриваемый период.
Первые 2 группы показателей анализировались на основе количественных показателей в рамках методик оценки. Для третьей же группы показателей необходимо было сформировать соответствующие критерии.
Рассмотрим выбор методик для оценки первой группы показателей:
Умение ставить выполнимые задачи и добиваться их решения в современной практике оценивается следующими видами методик:
1 Комплексные многофакторные методики оценки личности: тест Р. Кеттела, СМИЛ, MMPI и др. Данные методики достаточно трудоемки в проведении и обработке, требуют специальной подготовки в области их проведения и анализа результатов. Кроме того, нужные нам качества составляют менее 3% от общего объема методики.
2 Специализированные методики по оценке способности к достижению поставленных целей. Анализ источников литературы и консультация с психологом АО «Гринстрой» показали, что в настоящее время в отечественной и зарубежной практике методик оценки именно данной группы способностей личности не сформировано, но наиболее близкими по сути являются:
- Тест «Мотивация достижения» автора А.Мехрабиан.
Назначение теста «Мотивация достижения», по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться и т.д. [32].
- Тест диагностики волевого потенциала личности (автор Н.П. Фетискин) [26]. Данный тест позволяет оценить именно потенциал сотрудника по данному показателю, а не только потребность, как в предыдущем тесте. Оценки по данной методике более комплексны и позволяют более точно оценить способности к достижению поставленных целей. Поэтому данный тест был выбран в качестве методики оценки по показателям.
Коммуникативные способности – одна из наиболее представленных в отношении методик оценки характеристика личности. Направления оценки данных способностей можно условно подразделить на следующие группы:
1 Комплексные многофакторные методики оценки личности: тест Р. Кеттела, СМИЛ, MMPI и др. Данные методики достаточно трудоемки в проведении и обработке, требуют специальной подготовки в области их проведения и анализа результатов. Кроме того, нужные нам качества составляют менее 3% от общего объема методики [16, 22, 25, 29].
2 Специализированные методики по оценке способности к достижению поставленных целей. Анализ источников литературы [23, 37, 49, 52 и др.] и консультация с психологом показали, что в настоящее время в отечественной и зарубежной практике методик оценки именно данной группы способностей личности не сформировано, но наиболее близкими по сути являются:
- Тест «Мотивация достижения» автора А.Мехрабиан.
Назначение теста «Мотивация достижения», по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться и т.д. [32].
- Тест диагностики волевого потенциала личности (автор Н.П. Фетискин) [42]. Данный тест позволяет оценить именно потенциал сотрудника по данному показателю, а не только потребность, как в предыдущем тесте. Оценки по данной методике более комплексны и позволяют более точно оценить способности к достижению поставленных целей. Поэтому данный тест был выбран в качестве методики оценки по показателям. Коммуникативные способности – одна из наиболее представленных в отношении методик оценки характеристика личности. Направления оценки данных способностей можно условно подразделить на следующие группы:
1 Комплексные многофакторные методики оценки личности: тест Р. Кеттела, СМИЛ, MMPI и др.[30, 39, 45, 48]. Данные методики были сразу отвергнуты по уже упомянутым ранее причинам.
2 Анкеты и опросники для экспресс-оценки различных категорий персонала. Данная группа методик с одной стороны отвечает целям нашей оценки и позволяет оценить нужные показатели, но с другой стороны данные методики достаточно упрощены и характеризуют лишь наличие или отсутствие коммуникативных навыков. Данная группа методик также была нами отвергнута в связи с тем, что при приеме на работу в АО «Гринстрой» оценивается наличие или отсутствие коммуникативных навыков, кроме того, менеджеры по продажам с опытом работы (именно такое требование к квалификации сотрудников является одним из ключевым в нашей компании), априори, имеют развитые коммуникативные навыки.
3 Методики оценки потенциала коммуникативных навыков с точки зрения уровня их развития. Наиболее распространенной и простой в обработке в данной группе методик является Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) (автор Е.Ю. Бруннер) [37]. Данный тест широко применяется в выпускных классах общеобразовательной школы в целях профориентации школьников. Данный тест вполне позволяет выявить уровень коммуникативных и организаторских способностей и их соответствие требованиям занимаемой должности менеджера по продажам и именно поэтому был выбран нами для оценки.
В данной работе понятие «критерий» мы будем рассматривать исходя из методики М.И. Магуры и М.Б. Курбатова: «Критерий - это такие характеристики работы и рабочего поведения, которые, по мнению квалифицированных наблюдателей, составляют необходимые «стандарты совершенства», которые необходимо достигнуть, чтобы как организация, так и индивид могли реализовать свои цели» [26].