Файл: Этапы внедрения проектных технологий в организацию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерный план работы менеджера по подготовке внедрения проектной работы, проектной технологии в организацию:

1. На основе изученных проблем работников поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (руководитель обсуждает план с высшим руководством).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, исследований и других видов операционной деятельности.

7. Дополнительные профессиональные задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация предпроекта, открытое представление для всех членов коллектива при внедрении проектных методов управления.

Основные этапы внедрения метода проектов – проектной технологии:

1. Целеполагание: менеджер помогает сотруднику выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени в комплексе всего проекта.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

-к кому обратится за помощью (высшему руководству, или преоктному руководителю);

- в каких источниках можно найти необходимую информацию;

- какие предметы, механизмы, методики использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Деятельность менеджера и работников на этапах внедрения проектных технологий:

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта;

2. Вводит в сюжетную ситуацию;

3. Формулирует задачу (или задачи);

4.Помогает спланировать деятельность;

5.Организует деятельность;

6.Оказывет практическую помощь (по необходимости).

Структура любого вида проектных технологий обязательно включает:

- насыщение работников наглядным материалом (технологическим картами, инструкциями, регламентами, уставами, приказами, распоряжениями и пр.);

- активизацию прошлого опыта работников в различной форме (беседы, эксперименты, проектирование, подготовка пробных продуктов);

- ежедневные рефлексии;

- обязательное участие внешних пользователей результатов по задачам и проектным стадиям (беседы с работниками, запись промежуточных результатов критических точек проектной работы, высказываний работников, конструирование, просмотр рекомендованных материалов и совместное участие в презентациях и пр.)


- презентация с показом того, что сформировали и решили на данный момент времени сотрудники в коллективе.

Менеджерам при внедрении проектных технологий необходимо понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы в традиционном понимании ведения операционной деятельности на предприятии. А отличается она тем, что менеджер не руководит готовым и до конца разжеванным пониманием результата проекта, которое работникам остается только проглотить и сделать. Он не объясняет и не демонстрирует работникам правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания или применения старого опыта. Он не порицает работников за сделанные ими ошибки. В проектной деятельности менеджер предлагает работникам некое задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и за один присест по какой-то уже известной схеме. Если работник отвечает: «я не знаю, как справиться с этим заданием», руководитель не понукает его: «ну, вспомни, вспомни, мы делали раньше так». Он призывает: «подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами его можно было бы выполнить».

В типичной операционной ситуации, которая, как правило, определяет характер операционного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «менеджер» — «работник» или «руководитель»- «проектный менеджер». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной проектной схемы. Требуется совместное постижение поставленной проблемы, появляется позиционная пара «коллега-коллега». Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, менеджер превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную систему управления, вместе с работниками вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить операционно-проектный процесс из скучного в результативную созидательную творческую работу.

Проблема: «В чем смысл внедрения в операционный процесс проектной деятельности?» Буквально десять лет тому назад, когда еще не были так развиты информационные технологии, не было такого количества техники, столь многогранных взаимоотношений между людьми, можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Тогда работа в большой степени сводилась к передаче, усвоению и воспроизведению, репродуцированию этого опыта с небольшими поправками и дополнениями соответственно таким же небольшими и постепенным изменениям окружающей жизни. Медленно изменяющаяся жизнь ставила перед людьми трудные и тяжелые, но достаточно определенные проблемы; она также давала время и шансы на решение каждой из них согласно принятым нормам. Нужно было только заранее и хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике.


Сегодняшняя жизнь такой возможности нам не дает. Она каждый день ставит нас лицом к лицу с неясными, многозначными, плохо определенными проблемами, не имеющих прецедентов и готовых решений. Единственный выход состоит в том, чтобы научиться алгоритму самостоятельного решения проблем, чему и способствует проектная деятельность наряду с традиционными способами овладения знаниями и умениями. Проблема определения роли проектной деятельности для работников весьма многоаспектна. Менеджеры должны понять, что проект - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала их подчиненных. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими участниками проекта в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения.

Проект — это интегративное средство развития, обучения, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у всех сотрудников предприятия.

Руководители должны усвоить, что приступая к проекту, работник должен иметь некоторые профессиональные (стартовые) знания, умения и навыки. Готовые новые знания для работников в ходе проекта руководитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности самим сотрудниками. В остальных случаях руководитель должен натолкнуть работников на пути самоизучения материала (опираясь на доступные а иногда и «недоступные» материалы и т.д.) В работе также актуальна проблема обеспечения заинтересованности работников в работе над проектом, т.е. мотивации, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной творческой активности. Для этого нужно на старте грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

По окончании внедрения проекта используются различные формы публичных выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед высшим руководством, младшими сослуживцами, участие в выставках, экспозициях, показах коллекций, ярмарках и т.д.


2. Управление изменениями на примере предприятия

2.2 Описание предприятия и его организационной структуры

ОАО «Институт микроэкономики» (далее – Институт) создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1994 г. № 839. В соответствии с распоряжением Росимущества от 09.12.2015 г. № 891-р ОАО «Институт микроэкономики» преобразован в АО «Институт микроэкономики».

Институт осуществляет прикладные исследования по следующим направлениям социально-экономического развития страны, регионов, корпоративного и инвестиционного секторов экономики:

    • стратегическое и программно-целевое планирование и управление национальной экономикой, ее отдельными отраслями и сферами деятельности;
    • региональное развитие;
    • обеспечение национальной и экономической безопасности;
    • энергоэффективность и энергосбережение;
    • прогнозирование социально-экономического развития промышленности и ее отраслей;
    • развитие топливно-энергетического комплекса;
    • управление инновациями;
    • экономика природопользования;
    • развитие конкуренции на товарных и фондовых рынках;
    • международное сотрудничество;
    • совершенствование методов бюджетирования;
    • развитие информационных технологий.

Институт участвует в экспертизе и подготовке экономических проектов. С государственными корпорациями и крупными инвестиционными организациями Институт реализовал целый ряд проектов:

  • технико-экономическое обоснование объединения авиационных предприятий в холдинговые структуры;
  • технико-экономическое обоснование разработки системного проекта многоцелевой космической системы «Арктика»;
  • оценку финансовой и экономической эффективности ряда инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, в том числе экспертизу проекта строительства Усть-Среднеканской гидроэлектростанции в Магаданской области;
  • экспертную оценку проекта долгосрочного договора аренды имущества (объектов железной дороги Обская-Бованенково);
  • экспертизу коммерческой обоснованности тарифов на электрическую и тепловую энергию;
  • экспертную оценку результатов возможной переоценки основных средств;
  • управление проектом строительства Балтийской трубопроводной системы (финансово-экономический раздел);
  • проекты в сфере энерго- и ресурсосбережения и управления запасами.
    Институт был консультантом
  • по линии конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов Минэкономразвития России в части финансирования инвестиционных проектов;
  • по линии предоставления бюджетных ссуд под производство и поставку продукции по высокоэффективным контрактам;
  • по линии иностранных кредитов под гарантии Правительства России.

Институт поддерживает деловые контакты с ведущими научно-исследовательскими и учебными организациями. Тесное сотрудничество достигнуто с Агентством стратегических инициатив, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общественной палатой Российской Федерации, общественными организациями «Деловая Россия» и «ОПОРА РОССИИ».

В качестве эксперта Институт сотрудничает с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Институт является учредителем и издателем научно-практического журнала «Микроэкономика», который входит в определенный Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук». Институт ведет работу по подготовке кадров высшей квалификации через аспирантуру Института, издает всероссийский научно-практический журнал «Микроэкономика», а также выпускает серию научных монографий «Экономика современной России». Журнал «Микроэкономика» входит в определенный Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук».

ОАО «Институт микроэкономики» в результате ранжирования полного перечня субъектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, согласно финансово-экономическим показателям, было удостоено почетного звания «ЛИДЕР РОССИИ 2015» - 1-е место (Золото) рейтинга среди малых предприятий Российской Федерации ОКВЭД - 73.20 по критерию «Прибыльность всех активов».

Рисунок 2 – Общая организационная структура управления предприятием[Составлено автором]

Институт микроэкономики (находится в Москве) образован слиянием бывших Научно-исследовательского института планирования и нормативов (НИИПиН), Всесоюзного научно-исследовательского института комплексных топливно-энергетических проблем (ВНИИКТЭП) и Института комплексных транспортных проблем (ИКТП). Все три последних упомянутых института до 1991 года находились при Госплане СССР.

В настоящее время (после акционирования) — открытое акционерное общество «Институт микроэкономики». Институт специализируется на исследованиях проблем развития российской экономики, отраслевых и региональных комплексов, корпоративных структур и предприятий реального сектора экономики. Сегодня (на 05 января 2009 г.) в Институте работает 40 докторов и кандидатов наук.