Файл: Органы местного самоуправления (Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы определена тем, что в демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип децентрализации системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако местное самоуправление - не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Система местного самоуправления находится в стадии реформирования и становления в новом качестве в условиях современной России. Данная в сфере общественных отношений оказывается на сегодняшний день одной из наиболее динамичных.

Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение Законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

С развитием местного самоуправления в России связываются надежды на возрождение демократического гражданского общества, поскольку в муниципальных образованиях формируется чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность избранных ими должностных лиц.

Указанными выше факторами определяется актуальность изучения органов местного самоуправления.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся при осуществлении деятельности органами местного самоуправления.


Предмет - нормы российского законодательства, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления.

В связи со всем вышесказанным цель данной работы – это комплексное изучение органов местного самоуправления.   

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать эволюцию организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления в России;

- определить понятие и структуру органов местного самоуправления;

- выявить проблемы компетенции органов местного самоуправления;

- определить проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления.

Теоретической основой исследования послужили работы отечественных авторов, а именно: И.В. Выдрин, Н.А. Игнатюк, Э.З. Иждавлетова, Д.В. Кирика, О.В. Курганская, Г.А. Минебаева, Е.В. Мозгина, Т.С. Мохова, Н.В. Павлов и др.

Методы исследования: системно-функциональный, формально-юридический, анализ нормативных правовых актов, обобщение.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Основы формирования, понятие и структура органов местного самоуправления в Российской Федерации

1.1. Эволюция организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления в России

В ходе муниципальной реформы в России активно использовался прежде всего опыт Германии и Соединённых Штатов Америки, в том числе при формировании системы органов местного самоуправления[12, с. 54].

В ходе муниципальной реформы, проведенной в 1993–1995 гг., в том или ином виде данные формы организации муниципальной власти стали использоваться в России.

В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ, главными выборными органами стали представительный орган и глава муниципального образования. Впервые в истории России термин «глава муниципального образования» был введен в оборот Федеральным законом от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ[4]. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ более чётко и ясно определил правовые основы функционирования органов местного самоуправления: 1) обязательность наличия выборных органов; 2) наличие у органов местного самоуправления собственной компетенции в решении вопросов местного значения; 3) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; 4) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ назвал два органа местного самоуправления: представительный орган и главу муниципального образования[4]. Но следует обратить внимание на то, что должность главы муниципального образования, согласно закону, могла быть предусмотрена уставом муниципального образования. Иными словами, законодатель не навязывал её учреждение в обязательном порядке.


Глава муниципального образования одновременно мог выступать в трёх лицах: собственно как глава муниципального образования – высшее должностное лицо, имеющий представительские полномочия; как председатель представительного органа; как глава местной администрации. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, избранный населением глава муниципального образования мог быть наделён правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях[13, с. 23].

По информации ЦИК РФ, к 1998 г. в России сложилась следующая практика при формировании системы органов местного самоуправления: 1) глава муниципального образования входит в состав представительного органа с правом решающего голоса, является его председателем, возглавляет местную администрацию. Такая форма власти была предусмотрена в 64,67 % муниципальных образований; 2) глава муниципального образования одновременно является главой местной администрации. Председатель представительного органа избирается депутатами из своего состава (в 9,25 % муниципальных образований); 3) глава муниципального образования не замещает больше никаких муниципальных должностей. Председатель представительного органа избирается депутатами из своего состава, а глава местной администрации назначается депутатами на конкурсной основе (в 4,47 % муниципальных образований); 4) в 140 муниципальных образованиях (1,1 %) функции главы местного самоуправления осуществляли собрания (сходы) граждан[27].

С принятием в 2003 году Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] начался новый этап трансформации местного самоуправления как важнейшего института публичной власти. За прошедшее время в закон были внесены многочисленные изменения, которые касались в том числе и вопросов организации муниципальной власти. Регионам и муниципалитетам была дана возможность опробовать на практике различные модели и формы разделения компетенции между органами местного самоуправления, для того чтобы в конечном итоге выбрать наиболее оптимальную и эффективную. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации стало обязательным[19, с. 412].

Федеральный закон о местном самоуправлении определил следующие возможные формы организации местной власти в городских округах и муниципальных районах: 1) глава муниципального образования избирается населением, входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и является его председателем; глава местной администрации назначается на контрактной основе; 2) глава муниципального образования избирается населением, возглавляет местную администрацию. Депутаты избирают председателя представительного органа из своего состава; 3) глава муниципального образования избирается депутатами представительного органа из своего состава и является его председателем; глава местной администрации избирается на контрактной основе[22, с. 56].


Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ государственная власть субъекта Российской Федерации получила большие права, которые дают ей возможность напрямую воздействовать на местную власть с помощью правовых рычагов, минуя судебные органы. Так, в соответствии со ст. 6 ч. 1 указанного закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области местного самоуправления отнесено: – правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; – правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которым органы местного самоуправления наделены законам субъекта РФ[3].

Наиболее предпочтительной для региональной государственной власти являются формы организации местной власти, где предполагается должность главы местной администрации, назначаемого на контрактной основе. Это связано с тем, что: а) региональная администрация участвует в формировании конкурсной комиссии по выборам контрактного главы администрации; б) контракт с главой местной администрации может быть расторгнут на основании заявления руководителя региона в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами[22, с. 57].

Кроме этого, глава региона получил возможность издавать правовые акты об отрешении от должности глав муниципальных образований или глав местных администраций в случаях, определённых ст. 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ[4].

Таким образом, региональная власть кроме неформальных методов давления на глав исполнительной власти местного самоуправления (личных отношений, финансово-бюджетных связей и т. д.) получила и правовые рычаги воздействия на них.

В своём послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года президент России В. В. Путин фактически предложил подвести своеобразную черту под прошедшим периодом и окончательно определиться со многими спорными вопросами организации муниципальной власти. В своём выступлении он отметил такие проблемы местного самоуправления, как разбалансированность объёма ответственности и ресурсов муниципалитетов, размытость полномочий различных уровней местного самоуправления, коррупцию, неопределённость правового статуса муниципальных районов, которые остались без важных полномочий в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты[23]. По мнению президента, необходимо «привести ситуацию в соответствии со здравым смыслом, с требованием времени», а важнейшей задачей должно стать «уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах» [23].


В целях реализации указанного поручения была создана Рабочая группа по совершенствованию системы организации местного самоуправления под руководством главы Всероссийского совета местного самоуправления, депутата Государственной Думы Вячеслава Тимченко и главы Конгресса муниципальных образований, председателя Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению Степана Киричука[22, с. 58].

Итогом деятельности Рабочей группы стали принятые 27 мая 2014 г. изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], в муниципальной среде известные как федеральный закон № 136-ФЗ4:

1) субъекты Российской Федерации получили право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти путём принятия соответствующего закона;

2) введены два новых вида муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район;

3) часть вопросов местного значения, ранее закреплённых за сельскими поселениями, передана на уровень муниципальных районов;

4) предложены два варианта формирования представительного органа муниципального района: а) представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и из депутатов представительных органов этих поселений; б) представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах;

5) уточнены варианты моделей муниципальной исполнительной власти;

6) внесены изменения в порядок формирования конкурсных комиссий по назначению на контрактной основе глав местных администраций[22, с. 59].

Таким образом, эволюция организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления прошла путь от децентрализации и общей регламентации к усилению контроля со стороны федеральных и региональных органов государственной власти и детальной регламентации этого процесса.

1.2. Понятие и структура органов местного самоуправления

Статья 12 Конституции Российского государства признается и гарантируется местное самоуправления, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий[1]. Эта же статья содержит важное правило, согласно которому «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Данные положения являются весьма важными, так как они составляют основу государственного строя России. Конституция Российской Федерации содержит специальную главу, которая содержит положения лишь о местном самоуправлении, что лишний раз подчеркивает его значение.