Файл: Органы местного самоуправления (Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Эволюция организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления в России
1.2. Понятие и структура органов местного самоуправления
Глава 2. Проблемные аспекты деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации
2.1. Проблемы компетенции в системе органов местного самоуправления
2.2. Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления
Не последнее значение имеет и качество муниципальных актов, включая следование правилам и принципам юридической техники при их подготовке. Главной причиной здесь является субъективный фактор, а именно кадровый. Высшее образование есть менее чем у 70% муниципальных служащих[17, с. 93]. Наиболее практичным и быстрым подходом является предоставление помощи муниципальным образованиям путем издания модельных актов, которые будут являться типичными, краткими, а также максимально понятных рекомендаций и инструкций, с акцентом на правила оформления и важные минимальные требования.
Безусловно, разрешение проблемы также обусловлено и достаточным материальным обеспечением муниципальных органов. От этого напрямую зависит уровень квалификации кадровых специалистов, реализация программ увеличения квалификации и степени профессиональной подготовки.
Помимо всего вышесказанного необходимо отметить, что законы не всегда принимаются с отсроченным моментом вступления в силу, а проверки компетентных органов (чаще всего прокуратуры) начинаются сразу же после введения в действие очередного закона.
Так, к примеру, при проверке соответствия уставов муниципальных образований изменениям, внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ[3], как правило, проводятся не позднее одного месяца с момента внесения изменений.
При этом внести изменения в устав муниципального образования в течение одного месяца не всегда представляется возможным, даже если корректировка устава не требует проведения публичных слушаний. Особенно остро стоит этот вопрос в период традиционных перерывов в работе (так называемых каникул) представительного органа муниципального образования (январь, июль, август). С данной проблемой сталкиваются и местные администрации[16, с. 190].
При этом для решения этой проблемы при введении в действие федеральных законов следует учитывать разумные сроки необходимые для подготовки и принятия соответствующих муниципальных правовых актов.
Таким образом, отражение в науке муниципального права находят противоречия в формировании и жизнедеятельности системы местного самоуправления. Многие ученые считают, что правовые нормы муниципального права созданы в большинстве своем на местном уровне[28, с. 107]. Но данное положение, на наш взгляд, следует считать ошибочным в связи с тем, что правотворчество в деятельности местного самоуправления допускается только по узкому кругу вопросов, которые не нашли решения в общефедеральном и региональном законодательстве. Разумеется, муниципальное правотворчество, а также уставы муниципальных образований, помогают обнаруживать пробелы муниципального законодательства, а также способы и пути их разрешения, систематизации самого законодательства, производству инкорпорации законов, принятию системных законодательных актов по муниципальным вопросам.
Также органам местного самоуправления и органам государственной власти необходимо заботиться о четкости закрепляемых на соответствующем уровне правотворческих процедур, разработке стандартных (модельных) правовых актов, повышении профессионального уровня кадров, отвечающих за правотворческий процесс муниципального образования.
При этом нормы, регулирующие вопросы муниципального правотворчества, закрепленные в федеральном и региональном законодательстве, с одной стороны, не должны вводить органы местного самоуправления в заблуждение относительно их правотворческих возможностей, а с другой стороны – не должны создавать условий для злоупотреблений при осуществлении муниципальной правотворческой деятельности.
При осуществлении вышеназванных способов модернизации правотворчества, данная работа будет формироваться в положительном направлении, что окажет влияние на уровень жизни населения в целом.
Заключение
В работе мы подробно остановились на характеристике эволюции организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления в России, и пришли к выводу о том, что эволюция организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления прошла путь от децентрализации и общей регламентации к усилению контроля со стороны федеральных и региональных органов государственной власти и детальной регламентации этого процесса.
Мы пришли к выводу о том, что современное определение органов местного самоуправления является лишь описательным, но не охватывает основных признаков органов местного самоуправления, таких как самостоятельность, взаимосвязь с населением. В связи с этим считаем целесообразным определение органов местного самоуправления в ст. 2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» изложить в следующей редакции: органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, осуществляющие свою деятельность в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления закреплена в ч.1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». В соответствии с ней структура органов местного самоуправления представлена следующими органами: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольно-счетный орган муниципального образования; иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В Российской Федерации нет чёткого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Большинство исследователей для решения данной проблемы в качестве доминирующего предлагают выбрать механизм делегирования полномочий, что, по мнению отдельных специалистов, позволит уйти от примитивных бинарных и троичных схем в законодательстве. Мы считаем такой подход наиболее оптимальным и верным. А также для решения данной проблемы необходимым мы считаем учёт зарубежного опыта разграничения полномочий. В таких странах как Испания, Франция, ФРГ и других делегирование полномочий в пользу муниципальных органов получило широкое распространение, и это позволило решить ряд проблем актуальных не только для муниципального образования, но и для государства в целом. Такой шаг позволит повысить эффективность реагирования на различные вопросы местных сообществ и отдельных граждан, иными словами создать рычаги более плодотворного реагирования на запросы общества.
В науке муниципального права отражаются противоречия в формировании и жизнедеятельности системы местного самоуправления. Многие ученые считают, что правовые нормы муниципального права созданы в большинстве своем на местном уровне. Но данное положение, на наш взгляд, следует считать ошибочным в связи с тем, что правотворчество в деятельности местного самоуправления допускается только по узкому кругу вопросов, которые не нашли решения в общефедеральном и региональном законодательстве. Разумеется, муниципальное правотворчество, а также уставы муниципальных образований, помогают обнаруживать пробелы муниципального законодательства, а также способы и пути их разрешения, систематизации самого законодательства, производству инкорпорации законов, принятию системных законодательных актов по муниципальным вопросам.
Библиография
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - С. 4398.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч.1). - С. 6228.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - С. 3822.
- Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - С. 3506. (Документ утратил силу)
- Закон Орловской области от 10.11.2014 № 1685-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области» // Орловская правда. - 2014. - № 148.
- Закон Орловской области от 22.08.2005 № 534-ОЗ «О местном самоуправлении в Орловской области» // Орловская правда. – 2005. – № 153.
- Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления // Электронный документ. Режим доступа: http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/bjalkina-kompetencija-mestnogo-samoupravlenija.html (Дата обращения 10.09.2019)
- Выдрин И.В. Местное самоуправление в РФ: от идеи к практике // Электронный документ. Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/17943 (Дата обращения 10.09.2019)
- Доктринальный комментарий Конституции Российской Федерации (постатейный) / Рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев; Науч. ред. Ю.И. Скуратов. - М.: Статут, - 2013. - 516.
- Игнатюк Н.А. Муниципальное право // Электронный документ. Режим доступа: http://be5.biz/pravo/m010/index.html (Дата обращения 10.09.2019)
- Иждавлетова Э.З. Органы и должностные лица местного самоуправления и их компетенции // Интеграция наук. - 2019. - № 2. - С. 58 – 61.
- Кирика Д.В. История становления органов местного самоуправления как субъектов административно-правовых отношений // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 3. - С. 54 – 63.
- Кириллова А.М. История становления полномочий органов местного самоуправления в России // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 23 – 24.
- Курганская О.В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение // Электронный документ. Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/414/62 (Дата обращения 10.09.2019)
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // Электронный документ. Режим доступа: http://topuch.ru/kutafin-o-e-fadeev-v-i-municipalenoe-pravo-rossijskoj-federaci/index.html (Дата обращения 10.09.2019)
- Макаева К.И. Проблемы деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации // Модернизация российского общества: стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы ХX Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием). ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики». - 2019. - С. 187 – 190.
- Минебаева Г.А. Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия. Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 89 – 93.
- Мозгина Е.В. Компетенция органов местного самоуправления: вопрос разграничения предметов ведения // Традиции и новации в системе современного российского права. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 63 – 65.
- Мохова Т.С. Проблемы становления института местного самоуправления в Российской Федерации // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. - 2018. - № 4. - С. 412 – 414.
- Павлов Н.В. Система правового регулирования компетенции органов местного самоуправления // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 157 – 163.
- Панеева Т.В. Компетенция органа местного самоуправления // Публичная власть: реальность и перспективы. Сборник научных трудов по материалам III Ежегодных Саратовских административно-правовых чтений (международной научно-практической конференции) памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля наук РСФСР В.М. Манохина. Под редакцией А.Ю. Соколова. - 2017. - С. 227 – 234.
- Пискунов Р.С. Эволюция организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления в России // Юридическая наука и практика на рубеже эпох: уроки прошлого, взгляд в будущее (к 135-летию со дня рождения профессора Юрия Петровича Новицкого). Сборник трудов XIV Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме: Всероссийская научно-практическая конференция. - 2018. - С. 54 – 59.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Электронный документ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646/ (Дата обращения 10.09.2019)
- Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. - 1999. - № 2. - С. 20 - 26.
- Саломаткин А.С. Муниципальное право России // Электронный документ. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4434461/ (Дата обращения 10.09.2019)
- Стукалова О.А. Понятие и сущность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Электронный документ. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2871598.html (Дата обращения 10.09.2019)
- Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995–1998. Электоральная статистика // Электронный документ. Режим доступа: https://elib.kantiana.ru/Record/RU$2F%D0%91%D0%A4%D0%A3$20%D0%B8%D0%BC$2E%D0%98$2E%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0$2FBOOK$2F346$2F%D0%A4$20796$2D970769 (Дата обращения 10.09.2019)
- Хуснутдинова Л.М. Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1. - С. 104 – 107.
- Шаяхметова А.Ф. Некоторые проблемы нормативной регламентации деятельности органов местного самоуправления // Современные методы в государственном и корпоративном управлении. Материалы Международной научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) Читинский филиал РАНХиГС. - 2018. - С. 16 – 20.