Файл: Органы местного самоуправления (Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не последнее значение имеет и качество муниципальных актов, включая следование правилам и принципам юридической техники при их подготовке. Главной причиной здесь является субъективный фактор, а именно кадровый. Высшее образование есть менее чем у 70% муниципальных служащих[17, с. 93]. Наиболее практичным и быстрым подходом является предоставление помощи муниципальным образованиям путем издания модельных актов, которые будут являться типичными, краткими, а также максимально понятных рекомендаций и инструкций, с акцентом на правила оформления и важные минимальные требования.

Безусловно, разрешение проблемы также обусловлено и достаточным материальным обеспечением муниципальных органов. От этого напрямую зависит уровень квалификации кадровых специалистов, реализация программ увеличения квалификации и степени профессиональной подготовки.

Помимо всего вышесказанного необходимо отметить, что законы не всегда принимаются с отсроченным моментом вступления в силу, а проверки компетентных органов (чаще всего прокуратуры) начинаются сразу же после введения в действие очередного закона.

Так, к примеру, при проверке соответствия уставов муниципальных образований изменениям, внесенным в Федеральный закон № 131-ФЗ[3], как правило, проводятся не позднее одного месяца с момента внесения изменений.

При этом внести изменения в устав муниципального образования в течение одного месяца не всегда представляется возможным, даже если корректировка устава не требует проведения публичных слушаний. Особенно остро стоит этот вопрос в период традиционных перерывов в работе (так называемых каникул) представительного органа муниципального образования (январь, июль, август). С данной проблемой сталкиваются и местные администрации[16, с. 190].

При этом для решения этой проблемы при введении в действие федеральных законов следует учитывать разумные сроки необходимые для подготовки и принятия соответствующих муниципальных правовых актов.

Таким образом, отражение в науке муниципального права находят противоречия в формировании и жизнедеятельности системы местного самоуправления. Многие ученые считают, что правовые нормы муниципального права созданы в большинстве своем на местном уровне[28, с. 107]. Но данное положение, на наш взгляд, следует считать ошибочным в связи с тем, что правотворчество в деятельности местного самоуправления допускается только по узкому кругу вопросов, которые не нашли решения в общефедеральном и региональном законодательстве. Разумеется, муниципальное правотворчество, а также уставы муниципальных образований, помогают обнаруживать пробелы муниципального законодательства, а также способы и пути их разрешения, систематизации самого законодательства, производству инкорпорации законов, принятию системных законодательных актов по муниципальным вопросам.


Также органам местного самоуправления и органам государственной власти необходимо заботиться о четкости закрепляемых на соответствующем уровне правотворческих процедур, разработке стандартных (модельных) правовых актов, повышении профессионального уровня кадров, отвечающих за правотворческий процесс муниципального образования.

При этом нормы, регулирующие вопросы муниципального правотворчества, закрепленные в федеральном и региональном законодательстве, с одной стороны, не должны вводить органы местного самоуправления в заблуждение относительно их правотворческих возможностей, а с другой стороны – не должны создавать условий для злоупотреблений при осуществлении муниципальной правотворческой деятельности.

При осуществлении вышеназванных способов модернизации правотворчества, данная работа будет формироваться в положительном направлении, что окажет влияние на уровень жизни населения в целом.

Заключение

В работе мы подробно остановились на характеристике эволюции организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления в России, и пришли к выводу о том, что эволюция организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления прошла путь от децентрализации и общей регламентации к усилению контроля со стороны федеральных и региональных органов государственной власти и детальной регламентации этого процесса.

Мы пришли к выводу о том, что современное определение органов местного самоуправления является лишь описательным, но не охватывает основных признаков органов местного самоуправления, таких как самостоятельность, взаимосвязь с населением. В связи с этим считаем целесообразным определение органов местного самоуправления в ст. 2 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» изложить в следующей редакции: органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, осуществляющие свою деятельность в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления закреплена в ч.1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». В соответствии с ней структура органов местного самоуправления представлена следующими органами: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольно-счетный орган муниципального образования; иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.


В Российской Федерации нет чёткого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Большинство исследователей для решения данной проблемы в качестве доминирующего предлагают выбрать механизм делегирования полномочий, что, по мнению отдельных специалистов, позволит уйти от примитивных бинарных и троичных схем в законодательстве. Мы считаем такой подход наиболее оптимальным и верным. А также для решения данной проблемы необходимым мы считаем учёт зарубежного опыта разграничения полномочий. В таких странах как Испания, Франция, ФРГ и других делегирование полномочий в пользу муниципальных органов получило широкое распространение, и это позволило решить ряд проблем актуальных не только для муниципального образования, но и для государства в целом. Такой шаг позволит повысить эффективность реагирования на различные вопросы местных сообществ и отдельных граждан, иными словами создать рычаги более плодотворного реагирования на запросы общества.

В науке муниципального права отражаются противоречия в формировании и жизнедеятельности системы местного самоуправления. Многие ученые считают, что правовые нормы муниципального права созданы в большинстве своем на местном уровне. Но данное положение, на наш взгляд, следует считать ошибочным в связи с тем, что правотворчество в деятельности местного самоуправления допускается только по узкому кругу вопросов, которые не нашли решения в общефедеральном и региональном законодательстве. Разумеется, муниципальное правотворчество, а также уставы муниципальных образований, помогают обнаруживать пробелы муниципального законодательства, а также способы и пути их разрешения, систематизации самого законодательства, производству инкорпорации законов, принятию системных законодательных актов по муниципальным вопросам.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - С. 4398.
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч.1). - С. 6228.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - С. 3822.
  4. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - С. 3506. (Документ утратил силу)
  5. Закон Орловской области от 10.11.2014 № 1685-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области» // Орловская правда. - 2014. - № 148.
  6. Закон Орловской области от 22.08.2005 № 534-ОЗ «О местном самоуправлении в Орловской области» // Орловская правда. – 2005. – № 153.
  7. Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления // Электронный документ. Режим доступа: http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/bjalkina-kompetencija-mestnogo-samoupravlenija.html (Дата обращения 10.09.2019)
  8. Выдрин И.В. Местное самоуправление в РФ: от идеи к практике // Электронный документ. Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/17943 (Дата обращения 10.09.2019)
  9. Доктринальный комментарий Конституции Российской Федерации (постатейный) / Рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев; Науч. ред. Ю.И. Скуратов. - М.: Статут, - 2013. - 516.
  10. Игнатюк Н.А. Муниципальное право // Электронный документ. Режим доступа: http://be5.biz/pravo/m010/index.html (Дата обращения 10.09.2019)
  11. Иждавлетова Э.З. Органы и должностные лица местного самоуправления и их компетенции // Интеграция наук. - 2019. - № 2. - С. 58 – 61.
  12. Кирика Д.В. История становления органов местного самоуправления как субъектов административно-правовых отношений // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - № 3. - С. 54 – 63.
  13. Кириллова А.М. История становления полномочий органов местного самоуправления в России // Новое слово в науке: стратегии развития. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 23 – 24.
  14. Курганская О.В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение // Электронный документ. Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/414/62 (Дата обращения 10.09.2019)
  15. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации // Электронный документ. Режим доступа: http://topuch.ru/kutafin-o-e-fadeev-v-i-municipalenoe-pravo-rossijskoj-federaci/index.html (Дата обращения 10.09.2019)
  16. Макаева К.И. Проблемы деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации // Модернизация российского общества: стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы ХX Всероссийской научной конференции (национальной с международным участием). ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики». - 2019. - С. 187 – 190.
  17. Минебаева Г.А. Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия. Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 89 – 93.
  18. Мозгина Е.В. Компетенция органов местного самоуправления: вопрос разграничения предметов ведения // Традиции и новации в системе современного российского права. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 63 – 65.
  19. Мохова Т.С. Проблемы становления института местного самоуправления в Российской Федерации // Юридическая наука и практика: вестник Нижегородской академии МВД России. - 2018. - № 4. - С. 412 – 414.
  20. Павлов Н.В. Система правового регулирования компетенции органов местного самоуправления // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 157 – 163.
  21. Панеева Т.В. Компетенция органа местного самоуправления // Публичная власть: реальность и перспективы. Сборник научных трудов по материалам III Ежегодных Саратовских административно-правовых чтений (международной научно-практической конференции) памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля наук РСФСР В.М. Манохина. Под редакцией А.Ю. Соколова. - 2017. - С. 227 – 234.
  22. Пискунов Р.С. Эволюция организационно-правовых основ формирования органов местного самоуправления в России // Юридическая наука и практика на рубеже эпох: уроки прошлого, взгляд в будущее (к 135-летию со дня рождения профессора Юрия Петровича Новицкого). Сборник трудов XIV Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме: Всероссийская научно-практическая конференция. - 2018. - С. 54 – 59.
  23. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Электронный документ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646/ (Дата обращения 10.09.2019)
  24. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. - 1999. - № 2. - С. 20 - 26.
  25. Саломаткин А.С. Муниципальное право России // Электронный документ. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4434461/ (Дата обращения 10.09.2019)
  26. Стукалова О.А. Понятие и сущность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Электронный документ. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2871598.html (Дата обращения 10.09.2019)
  27. Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995–1998. Электоральная статистика // Электронный документ. Режим доступа: https://elib.kantiana.ru/Record/RU$2F%D0%91%D0%A4%D0%A3$20%D0%B8%D0%BC$2E%D0%98$2E%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0$2FBOOK$2F346$2F%D0%A4$20796$2D970769 (Дата обращения 10.09.2019)
  28. Хуснутдинова Л.М. Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1. - С. 104 – 107.
  29. Шаяхметова А.Ф. Некоторые проблемы нормативной регламентации деятельности органов местного самоуправления // Современные методы в государственном и корпоративном управлении. Материалы Международной научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) Читинский филиал РАНХиГС. - 2018. - С. 16 – 20.