Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1. Сущность и задачи государственного управления
1.2. Сущность и задачи государственного регулирования
2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
2.1 Президент Российской Федерации
2.2 Правительство Российской Федерации
2.3 Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
2.4 Государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
3. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
3.2 Принцип единого экономического пространства
3.3 Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Существовавшие родоплеменные взаимоотношения на определенной стадии развития перестали удовлетворять общество. Постепенно происходило обособление особого слоя людей, которые занимались урегулированием общественных отношений, решением значимых для всех вопросов и управлением процессами, происходящими в обществе.
Управление – это необходимый элемент повседневной жизни, без него в окружающем мире наступает коллапс и беспорядок. В широком смысле управление можно обнаружить в самых различных отношениях. Без него невозможны баланс в системе мироздания, онтогенез в природе, деятельность коллективов людей.
Человек живет в государстве и испытывает все недостатки, связанные с работой существующей системы государственного управления. Знание механизмов работы этой системы позволяет человеку выявлять причины, приводящие к недостаткам и исправлять их. Основу системы государственного управления составляют: власть, управление, территория и экономическая система. В связи с этим, специфика государственного управления выражена в способе формирования высшего органа власти, разграничения властных полномочий между ее территориальными подразделениями, а также используемые для этого экономические и политико-правовые методы.
Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В основе системы государственного управления России, как и любой другой федеративной демократической страны, положены принцип разделения властей и принцип комплементарности, предполагающий разделение государства на уровни управления, распределяющие органы публичной власти по административнотерриториальным единицам страны. В каждой административнотерриториальной единице реализуется один из возможных вариантов государственного или муниципального управления. Государственное управление концентрируется прежде всего на федеральном уровне, а через уполномоченные федеральные институты осуществляется защита прав на региональном уровне и общая координация действий местных органов власти в решении региональных вопросов. Однако, отсутствие фактического единства исполнительной власти, обусловленное проблемой взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, является одной из главных причин недостаточной эффективности осуществления государственного управления в стране. Россия пытается построить общество с рыночной экономикой и эффективным государственным управлением, в силу чего важной необходимостью является создание новой эффективной, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативной правовой базы, так как в данный момент времени она избыточна, но не имеет полноты регулирования определенных сфер общественных отношений.
Актуальность данной работы состоит в необходимости усовершенствовании государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности, что необходимо для полноценного развития Российского государства.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе организации и деятельности органов государственного управления Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы организации и функционирования системы государственного управления.
Цель работы - проведения комплексного правового анализа совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного управления и государственного регулирования, реализацией исполнительной власти в
Российской Федерации, для выявления имеющихся коллизий и пробелов и выработки способов их устранения.
Учитывая цель, можно определить задачи настоящей работы:
- определить сущность, принципы и задачи государственного регулирования и управления;
- проанализировать соотношения государственного регулирования и управления;
- исследовать систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации;
- сформулировать конкретные предложения по совершенствованию системы, полномочий органов исполнительной власти.
Методологическая основа исследования включает в себя следующие общетеоретические и специальные научные методы познания: сравнительно - правовой, диалектический, логический, метод аналитического толкования правовых норм.
Работа состоит из введения, двух глав разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1. Сущность и задачи государственного управления
Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект для перевода его в новое состояние или процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством влияния на кого (что)-либо с целью изменения или сохранения его состояния, поведения или действия, которое осуществляется в рамках данной системы отношений[1].
Такая сложноорганизованная система, как общество, нуждается в управлении. Субъектом такого управления является государство, которое является официальным представителем общества, выражает его волю и интересы. Для налаживания рациональных взаимосвязей между обществом и государством существуют органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В российской литературе есть несколько подходов к толкованию понятия «государственное управление». В широком смысле, государственное управление – это деятельность всех органов государственной власти, воздействующая на развитие всех сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его развития[2].
В 11 статье Конституции Российской Федерации установлено, что: государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов исполнительной власти функционирует на основе законодательной базы, принимаемой законодательным органом – Федеральным Собранием. Если предположить отсутствие законодательной опоры, тогда не будет легитимного закрепления структуры, полномочий и правовых оснований деятельности органов исполнительной власти, которая будет бессмысленна при отсутствии правовых норм, закрепленных в законах.
В узком смысле, государственное управление – это вид государственно-властной деятельности, осуществляемой специальными субъектами – органами исполнительной власти в процессе их непосредственного руководства[3]. К данному виду относится практическая деятельность главы государства, высшего исполнительного органа, центральных органов федеральной исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов Федерации[4].Следует выделить специфические свойства государственного управления: опора на государственную власть, распространенность на все общество, находящееся на территории и вне территории государства и системность.
Однако в обоих определениях государственного управления указывается на его основополагающую сущность – целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения, целью которого, является урегулирование системы и гарантирование ее сбалансированного функционирования и необходимого преобразования, способствующего совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека. Стоит отметить, что такое влияние обеспечивается именно силой государства, то есть властным характером используемых в процессе управления способов и средств, в том числе и путем принуждения. Виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы составляют функции государственного управления. К общим функциям относится: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции государственного управления отражают содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование[5].
Для осуществления целей, определяются основные задачи государственного управления: 1) охрана конституционного строя Российской Федерации, формирование, стабилизация и гарантирование благосостояния жизнедеятельности граждан, защита их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов; 2) организация общественного порядка и обеспечение безопасности; 3) государственное регулирование социальной, экономической и культурной сфер жизни; 4) предоставление плодотворной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией; обеспечение действия принципа открытости в деятельности государственных служащих и государственных органов; 5) создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения[6].
Осуществляется государственное управление в правовых и неправовых формах. Правовая форма государственного управления – это юридически оформленное деяние органа государственной власти, его представителя, осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия. Правовая форма имеет ряд признаков, среди которых: закрепление в нормативном правовом акте, государственно-властная природа, подзаконность полномочий органов управления и их должностных лиц, исполнительно-распорядительное действие. Неправовая форма государственного управления – это деятельность в рамках законодательства носящая внутриорганизационный, дополнительный характер по отношению к внешней исполнительно-распорядительной деятельности государственного органа. К таким действиям относятся организационные действия, материально-технические мероприятия. Действия организационного характера прослеживаются в организации делопроизводства, методической работе, составлении отчетов, проведении совещаний и другой организационной работе в органе исполнительной власти.
Материально-технические операции обеспечивают работу органов исполнительной власти: решение проблем материально-финансового обеспечения, организация работы экспедиции, транспорта. Государственное управление основано на использовании в основном правовых форм, в связи с тем, что именно они гарантируют соблюдение принципа законности и возможность контроля за деятельностью органов государственного управления. К правовым формам относят акты государственного управления и административные договоры. Акт государственного управления – это документ, содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивидуального предписания, осуществленное в рамках компетенции для решения задач управленческой деятельности. Нормативные акты управления могут приниматься Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Нормативные акты управления принимаются в виде постановлений, указов, приказов, положений и носят подзаконный характер.
Индивидуальные акты определяются как одностороннее управленческое решение или волеизъявление. Они принимаются в произвольной форме в виде предписаний, распоряжений, решений, и применяются в практической деятельности властных органов. Административные договоры – это соглашение, одним из обязательных участников которого является субъект государственного управления, по вопросам организации управленческого процесса, а именно: вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, а также вопросов делегирования части государственно-властных полномочий от одного субъекта управления другому. К административным договорам относятся: договор компетенции, договор о сотрудничестве, договор о поступлении граждан на государственную службу.
Таким образом, государственное управление – это подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе ежедневного и практического руководства экономической, административно-политической, социальной, культурной сферами жизни общества, когда оказывается целенаправленное воздействие со стороны органов государственной власти на управляемый объект с использованием имеющихся средств, целей и задач. Государственно управление предполагает гибкость методов, в том числе применения реформ с учетом уровня жизни населения, размера доходов его слоев, позиций различных партий, традиций, психологии населения. На практике это делается методом проб и ошибок, выдвижением и реализацией новых программ, сменой партий и лидеров у власти.
1.2. Сущность и задачи государственного регулирования
Общество является сложноорганизованным образованием, для устойчивого развития, совершенствования которого, необходим социально-правовой режим регулирования. Не смотря на то, что под устойчивым общественным развитием понимается сохраняющееся во времени и пространстве динамическое состояние сбалансированности интересов всех членов общества, государственное регулирование является подвижным и динамичным, оно развивается одновременно с развитием общественных отношений[7].
В широком смысле государственное регулирование можно определить как установление государством общих правил поведения участников общественных отношений и их изменение в зависимости от развития условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые органично дополняют друг друга, поскольку одни наделены возможностью устанавливать правила поведения, обладающие наибольшей силой, а другие обладают необходимыми средствами и полномочиями для их практического применения: принятые Федеральным Собранием федеральные законы, реализуются и исполняются органами исполнительной власти разных уровней.