Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. Сущность и задачи государственного управления

1.2. Сущность и задачи государственного регулирования

2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

2.1 Президент Российской Федерации

2.2 Правительство Российской Федерации

2.3 Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации

2.4 Государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.5 Контрольные органы государственной власти и местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции осуществляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов

3. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

3.1 Принцип законности

3.2 Принцип единого экономического пространства

3.3 Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В узком смысле государственное регулирование является одной из функций государственного управления, которая направленна на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, путем установления и корректировки общих правил поведения[8].

По мнению М. Н. Марченко государственное регулирование «включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений». Государственное регулирование может быть направлено на внешнее регулирование, когда правила, принимаемые органами государственной власти, направлены на упорядочение отношений с гражданами и организациями, так и на внутреннее, то есть обеспечение сбалансированного функционирования государственного управления и входящих в ее состав государственных органов. Разделение функций государственного управления между государственными органами не предполагает выделение самостоятельной группы органов специально для осуществления каждой управленческой функции. Это связано с тем, что в действительности нет таких органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, которые не реализовали бы в определенном объеме регулирующие функции.

По крайней мере, такой регулирующей функцией будет нормативное упорядочение внутренних организационных отношений самого органа исполнительной власти. Функция государственного регулирования осуществляется органами законодательной и исполнительной власти. Способом реализации государственного регулирования является установление, изменение или отмена правил поведения. В числе органов государственной власти, осуществляющих государственное регулирование, большое значение имеют полномочия Президента Российской Федерации, так как именно он, согласно статье 80 Конституции Российской Федерации, определяет основные тенденции развития внутренней и внешней политики, может вмешиваться в любые вопросы государственного устройства и государственной политики[9]. Государственное регулирование осуществляется в первую очередь посредством издания правовых актов.


К таким актам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления, инструкции, правила, положения и иные акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, а также соответствующие нормативные правовые акты, издаваемые на уровне органов исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. Индивидуальные правовые акты имеют распорядительную направленность, поэтому их не относят к формам осуществления государственного регулирования, они не содержат в себе правил поведения.

С помощью таких актов материализуются юридически-властные волеизъявления в конкретных ситуациях. Они содержат в себе указание – определенное применительно к случаю, четкое установление выполнять действие или воздержаться от его совершения. Также к внешним формам выражения государственного регулирования можно отнести «значимые действий юридического характера», например, выдача лицензий; осуществление обязательной государственной регистрации. Такие действия исполняются на основании действующего правового акта. Они не создают правил поведения, но являются действенным механизмом их реализации, который достигается за счет того, что рассматриваемые действия юридического характера порождают юридические последствия или являются юридическим фактом.

Для определения методов государственного регулирования необходимо изучить нормативный правовой материал, который содержит следующие сведения. Например, государственное регулирование внешнеторговой деятельности подразумевает: таможенно-тарифное регулирование (установление пошлин); квотирование; сертификацию товаров; экспортный контроль. Для регулирования естественных монополий применяют метод ценового регулирования, то есть установление тарифов или их предельного уровня.

На основании примеров можно сделать вывод, что законодательство о государственном регулировании прямо определяет то, что его методы отнесены к компетенции соответствующих органов исполнительной власти, являются конкретными и практически одинаковы с теми, которые употребляются и субъектами отраслевого управления. Иначе говоря, все названные методы являются методами государственно-управленческой деятельности в целом. Таким образом, нецелесообразно противопоставлять государственное регулирование и государственное управление в силу того, что фактически их характеризуют одни и те же признаки.


2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

2.1 Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации занимает особое положение по отношению к органам государственной власти и не входит ни в одну из ее ветвей[10]. Однако, характер полномочий близок к деятельности органов исполнительной власти.

С момента принятия присяги Президент Российской Федерации становится главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти[11].

Президент Российской Федерации, не позднее двухнедельного срока после вступления в должность, вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации в Государственную Думу. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации. Учитывая то, что Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики, он тем самым оказывает законное влияние на различные сферы деятельности Правительства. Юридическая зависимость Правительства от Президента прослеживается в том, что Президент имеет право присутствовать на заседаниях Правительства; указы Президента, которые относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства, и распоряжения должны исполняться на всей территории Российской Федерации, он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства[12].

Президент Российской Федерации принимает или отклоняет отставку Правительства Российской Федерации либо может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.


Президент Российской Федерации одобряет по представлению Правительства положения о федеральных органах исполнительной власти и назначает их руководителей. В полномочия Президента входит руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, которые занимаются вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Совет Безопасности является совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. В состав Совета Безопасности входят Президент Российской Федерации;

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

В целях реализации конституционных полномочий Президент дает поручения и указания. Они необходимы для укрепления исполнительной дисциплины в деятельности органов государственной власти и ужесточения контроля за их деятельностью.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральные конституционные законы, федеральные законы и обнародует их. Однако Президент может отклонить федеральный закон и направить его в Федеральное Собрание на повторное рассмотрение. Если же Федеральное Собрание настаивает на принятии закона, то для преодоления вето Президента, необходимо квалифицированное большинство голосов - не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае федеральный закон подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Для успешного и эффективного осуществления полномочий Президента необходим разветвленный аппарат, который практически обеспечивал бы выполнение задач главы государства. Таким государственным органом является Администрация Президента Российской Федерации, она осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады, а также подготавливает законопроекты для внесения их Президентом в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы[13].


В состав Администрации Президента Российской Федерации входит полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Основными задачами полномочного представителя является обеспечение реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства и контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти[14].

Полномочные представители могут быть приглашены на заседания Правительства Российской Федерации, совещания проводимые Председателем Правительства по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов, а также на заседания комиссий и советов, которые создает Правительство Российской Федерации. Полномочные представители разрешают споры и разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также в состав института президентства входят Государственный Совет который является совещательным органом, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Членами Государственного совета являются Председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации[15].

Президент Российской Федерации в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако, как высшее должностное лицо и представитель государства, он за свои действия несет ответственность. Так, Президент является ответчиком в Конституционном Суде Российской Федерации при рассмотрении вопроса, связанного с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Президент может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции при нарушении изданным им актом прав и имущественных интересов физических и юридических лиц. На основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления, Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности.