Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. Сущность и задачи государственного управления

1.2. Сущность и задачи государственного регулирования

2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

2.1 Президент Российской Федерации

2.2 Правительство Российской Федерации

2.3 Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации

2.4 Государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.5 Контрольные органы государственной власти и местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции осуществляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов

3. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

3.1 Принцип законности

3.2 Принцип единого экономического пространства

3.3 Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Таким образом, принцип законности является центральным принципом деятельности всех органов публичной власти, том числе осуществляющих государственное управление и регулирование, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм.

3.2 Принцип единого экономического пространства

Установление правовых основ единого рынка согласно статье 71 Конституции Российской Федерации1 находится в ведении Российской Федерации. Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции.

Экономическое пространство - это территория страны, в пределах которой происходят урегулированные нормами права в конкретный период времени экономические процессы, организованные на основе единого денежного обращения. Основу развития единого экономического пространства обеспечивает интеграция функционирования интересов производителей и собственников, направленная на реализацию их экономических интересов, что осуществимо только в условиях свободного движения товаров, капиталов, рабочей силы и информации. Отмеченная интеграция - следствие углубления рыночных взаимосвязей, способствующих интернационализации экономики, выходу экономических интересов за национально-региональные границы. В результате осуществления данных процессов происходит формирование единого экономического пространства. Экономическое пространство отражает взаимосвязь различных экономических процессов, происходящих в стране, общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и перераспределения продукции. Обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации является основой всей системы федеративных экономических отношений.[32]

К всеобщим свойствам и характеристикам экономического пространства относятся:

  1. объективность его существования и независимость от сознания человека;
  2. зависимость от процессов развития в хозяйственных, экономических и производственных взаимодействиях;
  3. способность возвращаться в состояние равновесия после его нарушения под влиянием внешнего воздействия;
  4. на разных уровнях управления представляет собой единую целостность[33].

Единое экономическое пространство - конституционный принцип, означающий общность правового регулирования и основных правил поведения людей в экономической сфере на всей территории страны. Особенное важное значение он имеет для федеративных государств, так всегда присутствует опасность расхождения законодательства Федерации и её субъектов, способного затруднить свободное перемещение товаров, капиталов, услуг и экономическую координацию в масштабах государства, нарушить равенство правовых условий для экономической деятельности и единый правовой статус граждан.[34]

Единство федеральных рамок и принципов регионального, муниципального, корпоративного регулирования осуществляется путем установлении четких пределов и границ управления хозяйственными процессами на федеральном уровне, а также предоставления конкретных прав и обязанностей в этой сфере органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, руководству корпораций. Таким образом происходит реализация принципов децентрализации управления в целях обеспечения межрегиональной интеграции и укрепления единого экономического пространства.

Единое экономическое пространство можно сохранить при условии, что национальная и региональная экономика в динамике отвечают определенным требованиям:

  1. экономика региона должна быть максимально взаимосвязана с другими и должна быть взаимозависимой;
  2. экономика должна быть рыночной и в разумной мере открытой;
  3. федеральный бюджет должен быть сбалансирован и его исполнение должно контролироваться, а дефицит бюджета не должен превышать 3%;
  4. расходы государства на образование и здравоохранение из государственного бюджета должны быть не менее 5%;
  5. годовая инфляция не должна превышать 2.5% в год;
  6. уровень безработицы должен находиться в пределах не более 3,5%[35]. В существующем федеративном устройстве России преобладает национальный принцип над экономическим. Различия экономического потенциала и возможностей развития субъектов и слишком большое число объектов управления затрудняют государственное управление страной как единым целым. При нарастании территориальных контрастов растет и объем требуемого перераспределения ресурсов, а, следовательно, растут и налоги в федеральный бюджет. Это, в свою очередь, снижает стимулы у благополучных регионов, тем самым они теряют свою экономическую эффективность. Поэтому для укрупнения региональных объектов управления социально-экономического развития Президент Российской Федерации создал систему федеральных округов. Система федеральных округов эффективна в решении крупных межрайонных проблем экономической и политической интеграции, обеспечения реализации стратегических установок, федерального законодательства и других федеральных нормативных актов.

3.3 Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности

Поддержка государством конкуренции - лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция это тот способ, с помощью которого осуществляется координация индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Для поддержания конкуренции необходимо ликвидировать монополизм.

К основным направлениям правового регулирования конкуренции и монополии относятся: регулирование и контроль государственных и естественных монополий, контроль предоставления государственной помощи, правовое регулирование и контроль размещения публичных заказов.

Статья 8 Конституции Российской Федерации указывает, что наряду с другими права и свободами гарантируется и поддержка конкуренции. Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В соответствии с принципом поддержания добросовестной конкуренции государство гарантирует сохранение и упрочнение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, принятие и реализация такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации[36].

Исключением из принципа свободы экономической является принцип запрещения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, который закреплен в статье 34 Конституции Российской Федерации. Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством. По своей природе монополия - это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Она должна быть ограничена законом в случаях, когда её использование приводит к нежелательным для общества последствиям.


Регулирование отношений конкуренции и монополии на законодательном уровне осуществляется преимущественно Федеральным Собранием Российской Федерации. Вопросы регулирования конкурентных отношений рассматриваются в отраслевых и межотраслевых комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации. Особо следует отметить значение Счетной палаты Российской Федерации, которая является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) и подотчетна Федеральному Собранию. Данный орган необходим для обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля). Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, контроль в сфере законности размещения государственных и муниципальных заказов, обеспечивает в пределах своей компетенции меры по противодействию коррупции.

Законодательные и представительные органы регионов и муниципалитетов не могут создавать каких-либо механизмов в сфере регулирования конкуренции и монополии, их нормы могут лишь реализовывать законодательные положения в данной сфере, определенные на федеральном уровне.

Участие Президент в формировании законодательства в области монополии и конкуренции осуществляется путем подписания соответствующих федеральных законов. Правительство России как высший орган исполнительной власти несет ответственность за осуществление руководства деятельностью органов исполнительной власти в целях реализации государственной политики страны в различных сферах, в том числе экономики, торговли, промышленности, хозяйственной деятельности.

Ключевое место в системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим контроль и регулирование в сфере конкуренции и монополии, является Федеральная антимонопольная служба. Она осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.


В рамках правового регулирования конкуренции и монополии на определенные сферы хозяйственной деятельности не распространяются требования обеспечения конкуренции и запрета монополизма. К таким защищенным от конкуренции сферам относится естественная и государственная монополии. Натуральная монополия проявляется в таких отраслях, в которых конкуренция является нежелательной, например, снабжение населения водой, натуральным газом, электрической энергией. Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление внешнеторговых, военно-политических позиций государства. В рамках государственной монополии осуществляется, например, эмиссия наличных денег, военно-техническое сотрудничество.[37]

Для установления системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики разработан «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». Он содержит список требований, предъявляемый к органам исполнительной власти региона: утверждение перечня приоритетных и социально значимых рынков, разработка плана мероприятий по развитию конкуренции, создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.

Принятие унифицированного стандарта имеет важное значения для реализации системного и единообразного подхода к деятельности исполнительных органов государственной власти по развитию конкурентной среды на всей территории страны, а также способствует развитию конкуренции.

Таким образом, экономическая деятельность государства обеспечивает нормальные условия работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, разрабатывает и организует выполнение законодательства в экономической сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изложенного видно, что каждый орган исполнительной власти осуществляет государственное управление, в механизме которого в большем или меньшем объеме представлены элементы государственного регулирования. В подобном смысле государственное управление шире по своему объему, чем государственное регулирование. Тем не менее, в поисках необходимого права и гармоничного государственного управления требуется постоянное беспристрастное исследование и совершенствование данной области. Общественные отношения и связанное с ними право невозможно развивать, не подвергая необходимой модернизации, так как право-это всегда динамически развивающийся и непрекращающийся процесс познания.