Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1. Сущность и задачи государственного управления
1.2. Сущность и задачи государственного регулирования
2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
2.1 Президент Российской Федерации
2.2 Правительство Российской Федерации
2.3 Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
2.4 Государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
3. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
3.2 Принцип единого экономического пространства
3.3 Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности
Таким образом, Президент Российской Федерации является ключевым элементом государственного управления. Фактически именно глава государства исполняет роль направляющего и координирующего центра в системе государственной власти. Президент формирует всю исполнительную вертикаль в стране посредствам издаваемых им указов о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Именно Президент утверждает состав Правительства Российской Федерации - высшего исполнительного органа государственной власти страны - что было и остается основной его прерогативой. Из этого следует, что в основном весь объем государственновластной компетенции главы государства сосредоточен именно в сфере исполнительной деятельности. В то же время, Президент не несет ответственности за деятельность органов исполнительной власти.
2.2 Правительство Российской Федерации
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Являясь высшим федеральным органом исполнительной власти, Правительство Российской Федерации руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее социальное, экономическое, развитие страны, в пределах своих полномочий решает вопросы государственного управления. В состав Правительства входят его Председатель, заместители Председателя и федеральные министры.
Председатель Правительства имеет право издавать нормативные акты и распоряжения в соответствии с предоставленными полномочиями. Ему предоставлено право на индивидуальные административные решения в пределах его компетенции. Он может представлять государство на международной арене.
Заместители Председателя Правительства участвуют в его заседаниях с правом решающего голоса, координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской
Федерации, таким образом, Президент формирует Правительство и этим уже берет ответственность за его работу.
Правительство несет ответственность перед Федеральным Собранием. Государственная Дума Российской Федерации может выразить недоверие и потребовать его отставки, однако в реальности Правительство во многом зависит от воли Президента, который контролирует и оценивает его деятельность. Правительство действует в пределах срока полномочий главы государства Российской Федерации и перед вновь избранным Президентом слагает свои полномочия.
Компетенция Правительства Российской Федерации, установлена в статье 114 Конституции Российской Федерации и включает следующие полномочия: осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, в том числе разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, предоставляет отчет Государственной Думе о его исполнении.
Также в компетенцию Правительства Российской Федерации входит осуществление необходимых мер по обеспечению обороны, государственной безопасности Российской Федерации и реализации внешней политики.
Социальный характер государства предопределил обязанность Правительства по обеспечению проведения единой государственно политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Конституционные полномочия в социальной сфере конкретизированы в Федеральном конституционном законе №2-ФКЗ от 17.12.1991 года «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которым Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья и по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечивает государственную поддержку культуры, разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, принимает меры по обеспечению экологического благополучия.
Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории страны. Проекты постановлений и распоряжений подготавливает Аппарат Правительства Российской Федерации, которые подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти. После согласования и до внесения в Правительство Российской Федерации проекты постановлений и распоряжений подлежат согласованию с Министерством юстиции российской Федерации.1
Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В порядке реализации этого полномочия Правительство: утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; при необходимости отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливает их действие. Однако, деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий руководит Президент Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации лишь координирует деятельность. Тем самым мы имеем «двойное» руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации координирует деятельность исполнительных органов субъектов России по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По соглашениям (договорам) с органами исполнительной власти и субъектов Российской Федерации Правительство может делегировать последним часть своих полномочий, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - передавать Правительству Российской Федерации долю своих полномочий. Однако и то, и другое возможно, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Для осуществления полномочий Правительству Российской Федерации предоставлено право законодательной инициативы. Законопроекты, подготовленные Правительством, вносятся в Государственную Думу.
Ответственность Правительства Российской Федерации выражается в том, что она может быть реализована только в соответствии с решением Президента Российской Федерации, причем правовые основания и процедурные вопросы принятия подобного решения в законодательстве фактически не закреплены. Поэтому необходимо дополнить Конституцию Российской Федерации положением об ответственности органов государственной власти и их должностных лиц. На основании данного положения принять законодательный акт, где были бы определены юридические основания наступления конституционной ответственности, формы и порядок реализации ответственности.
2.3 Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 314 от 9.03.2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[16] в стране реализуется трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство, федеральная служба, федеральное агентство, которая предполагает соответствующее разделение между ними нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций. Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации.
Порядок внутренней организации федеральных органов исполнительной власти по реализации полномочий устанавливаются регламентами в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством Российской Федерации, который включает такие вопросы, как структура и штатное расписание, полномочия руководителя в федеральном органе, порядок организации работы, правила подготовки и рассмотрения проектов актов, вносимых в Правительство Российской Федерации.
Главными функциями федерального министерства является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование, а также осуществление координации и контроля за находящимися в его ведении федеральных служб, федеральных агентств, государственных внебюджетных фондов.
Например, Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования[17]. По своей сути координация свидетельствует о том, что фактически в ней находит свое специфическое выражение регулирующая функция.
Федеральные министерства на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование установленной сфере деятельности.
Министерство возглавляет министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать или отменять их решения. Структуру министерства составляют: руководство, куда входят коллегия; министр; его заместители, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации. Также в состав министерства входят департаменты, которые занимаются решением проблем федерального и отраслевого значения, отделы и иные подразделения.
Отраслевой принцип построения министерской системы позволяет создать профессиональный специализированный управленческий аппарат в тех сферах общественной жизни, которые являются объектом правового регулирования, дает возможность соединить различные институты в единую систему в рамках одной управленческой области[18].
К компетенции Федерального агентства относится осуществление функций по предоставлению государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Генеральный директор возглавляет федеральное агентство, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации либо Президентом Российской Федерации, если агентство находится в его ведении.
Функции по контролю и надзору осуществляют только федеральные службы. Основой их деятельности является осуществление государственной обороны, государственной безопасности, защита и охрана государственной границы Российской Федерации, проведение борьбы с преступностью и обеспечение общественной безопасности. Возглавляет федеральную службу её руководитель. Правительство Российской Федерации назначает руководителя на должность и освобождает его от должности, однако если федеральная служба находится в ведении Президента, то он назначает и освобождает руководителя.
В пределах своей компетенции федеральные агентства и службы могут издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль их деятельности. Государственная регистрация нормативных актов осуществляется органом юстиции, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Большинство федеральных агентств и служб переданы в ведение министерств, что способствует сосредоточению больших ресурсов и значительных полномочий в деятельности министерства, в свою очередь это может усилить опасность монополизма и консерватизма в работе.
Согласно статье 78 Конституции Российской Федерации в субъектах федеральные органы исполнительной власти могут образовывать территориальные органы, основная задача которых состоит в том, чтобы согласовать действия и проводимую политику с местными органами власти, оказывать населению соответствующие услуги и координировать деятельность соответствующих государственных структур в определенной сфере. Однако в связи с недостаточно четким разделением полномочий между центром и регионами, а также отсутствием законодательной базы возникают проблемы в их деятельности. Кроме того, их содержание требует значительных затрат из бюджета. Координацию деятельности территориальных органов власти в субъектах осуществляют полномочные представители Президента Российской Федерации.
На уровне Конституции Российской Федерации отсутствует полный перечень федеральных органов исполнительной власти, их возможные виды, отличия по правовому статусу, поэтому необходимо принять федерального закона о системе федеральных органов исполнительной власти, в котором будут указаны принципы и порядок формирования этих органов, характер их компетенции, место в системе органов исполнительной власти, правила взаимодействия между собой и другими ветвями власти.