Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. Сущность и задачи государственного управления

1.2. Сущность и задачи государственного регулирования

2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

2.1 Президент Российской Федерации

2.2 Правительство Российской Федерации

2.3 Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации

2.4 Государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.5 Контрольные органы государственной власти и местного самоуправления в пределах предоставленной им компетенции осуществляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов

3. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

3.1 Принцип законности

3.2 Принцип единого экономического пространства

3.3 Принцип поддержания добросовестной конкуренции и запрещения монополистической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В Российской Федерации для обозначения самоуправляющей территории используется термин муниципальное образование, которое представляет собой городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Каждый тип муниципального образования наделяется своей сферой компетенции в решении вопросов местного значения, а также свои составом муниципального имущества и своими источниками доходов. Однако, для внутригородских территорий городов федерального значения некоторые вопросы в сферах городского транспорта, водоснабжения, оказания скорой медицинской помощи, могут решаться законодательством города для сохранения единства городского хозяйства[24].

Общими для всех типов муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контролирование их исполнения, установление, изменений и отмена закрепленных за муниципальным образованием местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Остальные вопросы имеют четкое разграничение между городскими и сельскими поселениями, муниципальными районами, городскими округами, внутригородскими районами.

Однако полномочия местного самоуправления не исчерпываются решением вопросов местного значения, так как органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов. Характер переданных полномочий должен быть адекватен интересам населения муниципального образования, а их реализация подконтрольна государству. Такая передача позволяет экономить затраты на создание соответствующих территориальных государственных органов, лучше учитывать местные условия и особенности для совершенствования обслуживания населения и поставить исполнение ряда жизненно важных вопросов под общественный контроль.

В качестве примера можно рассмотреть Закон Санкт-Петербурга № 536 от 21.11.2007 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт- Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге», статья 10 которого предусматривает порядок осуществления органами государственной власти Санкт-Петербурга контроля за осуществлением переданных полномочий. В законе установлено, что контроль осуществляется путем проведения проверок законности и обоснованности совершенных хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, при обнаружении фактов ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий контролирующие органы вправе обращаться в органы местного самоуправления с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц. Таким образом, контроль преследует цель проверить эффективность и рациональность использования выделенных финансовых средств[25].


Полномочия финансово-экономической сферы передаются органам местного самоуправления в силу того, что уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования представляет собой базисную характеристику для развития определенной территории, от которой в большей степени зависит реализация вопросов местного значения. [26]

Однако при передаче полномочий возникает ряд проблем, так как не определены объем и пределы делегирования государственных полномочий. Не решен вопрос о материально-финансовом обеспечении, так как наделить материальными и финансовыми средствами разные по размерам и специфике муниципальные образования практически невозможно.

Высшим должностным лицом местного самоуправления является глава муниципального образования, который избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, причем в этих случаях глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. Если глава муниципального образования избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, то в случае избрания глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

От схемы организации местной власти зависят конкретные полномочия главы муниципального образования. Если он будет возглавлять местное собрание или думу, то будет тяготеть к представительной власти, в его деятельности будет преобладать организационно-контрольная функция. Если он возглавит местную администрацию, то будет ближе к исполнительной власти и заниматься решением административно-хозяйственных вопросов.[27]

Срок пребывания главы муниципального района в должности прописан в уставе муниципального образования, но должен быть не менее двух и не более пяти лет. В пределах полномочий глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий распоряжения и постановления; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.


Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является местная администрация. В некоторых городах она именуется мэрией (Элиста), в районах Москвы - муниципалитетами. Местная администрация является органом общей компетенции, осуществляющим организационно-распорядительные и исполнительные полномочия по предметам ведения муниципальных образований, имеет разветвленную структуру, включающую аппарат, заместителей главы администрации, которых назначает на должность глава администрации, отраслевые, функциональные и территориальные подразделения, которые курируются заместителями главы администрации и подчинены главе администрации.

Наряду с обязательными в систему органов местного самоуправления входят факультативные органы, которые формируются представительными органами или избираются населением на муниципальных выборах, по решению самого муниципального образования. К ним относятся контрольные органы - ревизионные комиссии, контрольно-счетные палаты, счетные палаты - создаются с целью контроля за расходованием средств местного бюджета и контроля за соблюдением правильного управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Основные формы их деятельности - проведение проверок, экспертиза проектов местного бюджета, анализ нарушений в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, местное самоуправление является соратником государственной власти, так как позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

3. ОБЩИЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ ОСНОВЫВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

3.1 Принцип законности

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции страны. Это образует сущность законности, в которой содержится две её стороны, которые неразрывно связаны между собой. Первая - нормативная сторона - представляет собой строгую иерархию и соподчиненность всей системы нормативных правовых актов. Вторая сторона - это неуклонное исполнение Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов. Данную сторону можно характеризовать как исполнительскую.[28]


Законность - это, прежде всего принятие достаточного количества юридических норм высокого качества, а затем их строгое соблюдение всеми субъектами права, так как даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей.[29]

Уровень законности в стране обусловлен состоянием исполнительно­распорядительных органов государства, так как они охватывает наибольшую сферу деятельности государства, осуществляют правотворческую и правоприменительную деятельность, от выполнения возложенных на них обязанностей зависит повседневная жизнь граждан и деятельность организаций.[30]

Можно выделить основные свойства законности:

  1. причинно-следственная обусловленность законности политико­правовыми процессами, которые происходят в обществе и государстве;
  2. высокий уровень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории «законность»;
  3. всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения;
  4. объективный характер законности - нормативно-правовая основа;
  5. пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости ответственности за противоправные деяния;
  6. обеспечение государственной защиты законности.[31]

Гарантиями законности являются предпосылки и средства, которые могут создать надежную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права. В систему гарантий законности входят политические, экономические, идеологические, организационные, социальные, общественные и юридические гарантии.

Политические гарантии - это качественное состояние государства и его деятельности, к ним можно отнести легитимность государственной власти, разделение властей, конституционность органов власти, демократический политический режим, многопартийность и четкая регламентация деятельности политических партий и движений, независимость средств массовой информации, свобода слова, наличие гражданского правового государства.

К экономическим гарантиям относится уровень экономического развития, а именно: многообразие форм собственности, в том числе частной собственности, стабильная денежная система, эффективная налоговая система, уровень благосостояния населения, стабильные рыночные отношения.


Организационные гарантии включают в себя повседневную оперативно-организационную деятельность правоохранительных органов и иных структур, наделенных властными полномочиями для обеспечения правопорядка и законности в государстве.

Идеологический плюрализм, свобода слова и мысли, свобода духовного развития, правовая пропаганда, высокий уровень правосознания и правовой культуры населения страны составляют основу идеологических гарантий законности.

Социальные гарантии - это материальная защищенность личности со стороны государства, то есть доступная стоимость жизни, защита безработных, развитая система социальных услуг, поддержка тех категорий граждан, которые нуждаются в защите: студенты, пенсионеры, дети.

Большую роль в реализации законности осуществляют различные общественные организации и объединения, деятельностью которых является выявление фактов правонарушений, злоупотреблений, коррупции и привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения нарушений.

К специальным гарантиям относится система юридических средств, при помощи которых обеспечивается строгое и неуклонное соблюдение законности во всех сферах общественной жизни: правовые акты, юридическая ответственность, контрольно-надзорная деятельность.

Законность в государственном управлении и регулировании обеспечивается проведением контроля, надзора и с помощью обращения граждан.

Контроль - один и наиболее важных элементов государственного управления, без него невозможна надлежащая работа государственных органов и структур. Именно контроль обеспечивает проверку соблюдения Конституции, законов, других нормативных актов и прослеживается во вмешательстве контролирующих органов в оперативную деятельность подконтрольных органов, предоставлении им обязательных для исполнения указаний, приостановлении, изменении или отмене актов управления, применении мер принуждения. Субъектами контроля являются Президент Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Целью надзора является выявление и предупреждение правонарушений, но без права самостоятельно привлекать виновных в правовой ответственности, вмешиваться в их деятельность, изменять и отменять акты управления. Надзор осуществляют органы прокуратуры и уполномоченные государственные органы и должностные лица.

Обращение граждан - особый способ обеспечения законности, так как инициатором проверок выступают граждане, которые обращаются к компетентным органам с заявлениями и жалобами об обнаруженных ими нарушениях законности.1