Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и роль налогов и налоговой системы в рыночной экономике
1.1. Сущность налогов, их функции и классификация
1.2. Сущность и виды налоговых систем, принципы их построения
1.3. Рейтинговые оценки налоговых систем
2. Мировой опыт налогообложения
2.1. Особенности организации налогообложения в США и Канаде
2.2. Особенности построения налоговых систем западноевропейских стран
2.3. Особенности системы налогообложения в странах Азиатско- Тихоокеанского региона
3. Современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы России
3.1. Становление и развитие с российской налоговой системы
3.2. Современное состояние и проблемы налоговой системы России
3.3. Основные направления реформирования российской налоговой системы
В настоящее время в правительстве обсуждается предложение повысить с 2020 г. на один пункт ставки всех ключевых налогов (налог на прибыль, имущество организаций, НДС), а также ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю, заменить плоскую шкалу по налогу на доходы физических лиц на прогрессивную. С 2019 г. предлагается увеличить ставку НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов до 22%, повысить НДФЛ до 15% для лиц, не формирующих индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) и снизить НДФЛ до 10% для лиц, вносящих 10 % своего дохода на ИПК [38].
Таким образом, в 1991-2000 гг. в Российской Федерации наблюдалось быстрое развитие налоговой системы в целом. Именно в этот период появились новые виды налогов, основными принципами, которых стали: удобство для налогоплательщика и оптимизация затрат по сбору налогов государством.
Изменение состояния налоговой системы в большой степени определялось как внутренней социально-политической обстановкой в стране, так и способностью государства эффективного взимания налоговых платежей с населения.
С введением Налогового кодекса в России появился единый кодифицированный законодательный акт, который лег в основу создания эффективной налоговой системы. Более того, он дал возможность сбалансировать права и обязанности между налогоплательщиком и налоговым органом. Нормы и принципы, закрепленные в НК РФ, способствовали формированию правовых возможностей разрешения споров в налоговом праве.
Однако, налоговая система изменялась не в ходе сведения всех существующих законов и подзаконных актов в единый пакет, а в ходе структурного изменения правовой системы регулирования налоговых отношений.
3.2. Современное состояние и проблемы налоговой системы России
Оценить эффективность налоговой системы можно посредством анализа налоговых доходов бюджета.
Данные характеризующие динамику и структуру налоговых доходов федерального бюджета за 2015-2016 гг. представлены в таблице 2 [39].
Данные таблицы демонстрируют рост на 228,2 млрд.руб. или 3,3% налоговых доходов федерального бюджета.
Данная динамика обусловлена увеличением на 3,5 млрд.руб. или 1% поступлений налога на прибыль организаций, что связано с увеличение промышленного производства в российской экономике.
Таблица 2
Динамика и структура налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2015-2016 гг.
Показатели |
2015 г (факт) |
2016 г (оценка) |
Изменения |
||||
Сумма, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
||||
абсол., млрд.руб. |
относ., % |
в уд.в. |
|||||
Налог на прибыль организаций |
341,7 |
4,9 |
345,2 |
4,7 |
3,5 |
101,0 |
-0,2 |
Налог на добавленную стоимость |
1867,1 |
26,9 |
1905,2 |
26,6 |
38,1 |
102,0 |
-0,3 |
Акцизы |
1697,1 |
24,5 |
1731,6 |
24,2 |
34,5 |
102,0 |
-0,3 |
Таможенные пошлины |
418,4 |
6,0 |
430,6 |
6,0 |
12,2 |
102,9 |
- |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2415,1 |
34,8 |
2544,9 |
35,5 |
129,8 |
105,4 |
+0,7 |
Прочие налоги и сборы |
201,6 |
2,9 |
211,7 |
3,0 |
10,1 |
105,0 |
+0,1 |
Всего |
6941,0 |
100,0 |
7169,2 |
100,0 |
228,2 |
103,3 |
- |
Рост объемов произведенной стоимости в экономике повлек за собой увеличение поступления налога на добавленную стоимость в 2016 году в сравнении с 2015 годом на 38,1 млрд.руб. или 2%.
Увеличение производства подакцизных товаров, а также ставок акцизов повлекло за собой повышение поступлений акцизных платежей в федеральный бюджет на 34,5 млрд.руб. или 2%.
Активизация внешней торговли и увеличение объема внешнеторгового оборота со странами СНГ, Азии и других обусловили увеличение на 2,9% или 12,2 млрд.руб. поступлений в федеральный бюджет в 2016 году в сравнении с 2015 годом таможенных пошлин.
Рост объемов добычи полезных ископаемых на территории Российской федерации в 2016 году в сравнении с 2015 годом повлек за собой увеличение поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на 129,8 млрд.руб. или 5,4%.
Поступление прочих налогов и сборов в федеральный бюджет Российской Федерации увеличилось на 10,1 млрд.руб. или 5%.
Таким образом, за 2016 год в сравнении с 2015 годом отмечается рост величины налоговых доходов в федеральный бюджет.
Наибольшую долю в налоговых доходов федерального бюджета составляет поступления налогов на природные ресурсы - налога на добычу полезных ископаемых. При этом его доля в общем объеме налоговых поступлений в 2016 году в сравнении с 2015 годом возросла на 0,7 процентных пункта. Это свидетельствует о высокой сырьевой зависимости российской экономики и государственных финансов.
Доля поступлений налога на добавленную стоимость на конец 2016 года составляет 26,6% всех налоговых доходов федерального бюджета. Это вызывает необходимость разработки и реализации мер налогового стимулирования деловой активности российских предприятий с целью повышения объемов производства продукции, товаров, работ и услуг.
Расширение перечня подакцизных товаров и рост ставки акцизов в российской экономике обусловливает высокую долю их поступления в общей величине налоговых доходов федерального бюджета. На конец 2016 года их доля составляет 24,2%, однако отмечается тенденция их снижения на 0,3 процентных пункта.
Доля поступления таможенных пошлин в общей величине налоговых доходов федерального бюджета составляет 6%, ее динамика не отмечается.
Доля поступлений налога на прибыль на конец 2016 года составляет 26,6% всех налоговых доходов федерального бюджета. Это вызывает необходимость разработки и реализации мер налогового стимулирования деловой активности российских предприятий с целью повышения уровня их прибыльности.
Таким образом, анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета позволяет сделать вывод о его высокой зависимости от поступлений налогов на природные ресурсы (то есть сырьевая зависимости) и косвенных налогов [37].
Действующая налоговая система России по многим своим характеристикам уже соответствуют современной мировой практике налогообложения. Так же в последние годы было проведено реформирование Федеральной налоговой службы в частности уменьшения количества налоговых инспекций. Это в целом повысило эффективность налоговой системы России [36, с. 27].
Однако, по-прежнему, в действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения, в числе которых:
- высокий уровень налогового обременения;
- относительное и абсолютное преобладание косвенных налогов;
- неравномерное распределение налогового бремени между категориями плательщиков, отраслями и хозяйственными комплексами;
- низкий уровень налогов с физических лиц, так как в России низкий уровень заработной платы у основной массы плательщиков и высокая доля «серой зарплаты», с которой невозможно удержать НДФЛ
- потеря стимулирующего значения налога на прибыль.
- несовершенство специальных налоговых режимов.
Дальнейшее реформирование налоговой системы должно идти по пути расширения налогооблагаемых баз, снижение ставок налогообложения, ужесточения контроля за соблюдением законодательства [24, с. 89].
Таким образом, проведенный анализ отражает тенденции повышения собираемости налогов в РФ. При этом для государственных интересов особенно важным стало то, что, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, в последние годы удалось обеспечить увеличение доходной базы бюджетов всех уровней.
Однако по-прежнему сложившаяся практика налогообложения в РФ подвергается серьезной и во многом справедливой критике. Для устранения и решения существующих проблем необходимо вносить изменения, как в целом, так и в отдельные элементы налоговой системы, которые способствуют более полному развитию экономики государства.
3.3. Основные направления реформирования российской налоговой системы
В большинстве стран с развитой экономикой главными предпосылками введения тех или иных реформ в системе налогообложения выступает стремление к её преобразованию, упрощению, увеличению эффективности и устранению различных препятствий на пути экономического роста [21, с. 127].
Основной целью налоговой реформы в отечественной экономике является формирование такой налоговой системы, которая соответствует требованиям экономического роста и финансовой стабильности. Достижение данной цели связано с решением некоторых задач.
Во-первых, необходимо обеспечить минимально возможную налоговую нагрузку, т.к. налоговое бремя не должно препятствовать увеличению темпов экономического роста. Достижение этой цели в России неразрывно связано с сокращением доли ресурсов, которые перераспределяет государство или при участии государства. Налоги применяются в качестве основополагающего инструмента перераспределения общественного богатства, следовательно, невозможно снизить доли ресурсов без сокращения налоговых изъятий. Иначе говоря, встает вопрос о понижении налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли, а также сферу услуг.
Сокращение налогов в качестве фактора экономического роста будет иметь положительный результат только при проведении институциональных и структурных преобразований. Налоговые реформы позволят значительно улучшить инвестиционный климат наряду с реформированием банковского сектора в целях трансформации сбережений в инвестиции, преобразование естественных монополий для возможности предоставления доступа к их услугам всем потребителям по рыночным ценам.
Во-вторых, необходимо изменить систему распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, с учетом разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, которые связаны с преобразованием местного самоуправления. В связи с этим важно внести соответствующие поправки, связанные с изменением сложившегося порядка закрепления налоговых доходов за территориальными образованиями в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ [12, с. 33].
Еще одной задачей является совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов, ведь именно от того, насколько совершенной будет система, позволяющая определить объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога, во многом зависит степень учета интересов налогоплательщика в налоговых отношениях.
Наконец, необходимо установить такую систему налогообложения, которая в наибольшей степени будет соответствовать экономическому потенциалу каждого отдельно взятого региона нашей страны [5, с. 44].
В соответствии с документом от 30.11.2016 «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусматриваются меры, способствующие не только стабильному развитию российской экономики, но и улучшению финансового положения населения России, которые можно представить следующим образом: совершенствование деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, а также системы налогообложения добычи нефти и трансфертного ценообразования, изменение порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость, уточнение порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти, полное освобождение от уплаты всех видов государственной пошлины определенных категорий граждан, например, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, обеспечение перехода к автоматическому обмену налоговой информацией и другие [22, с. 55].
Таким образом, налоговая система в России нуждается в определенных преобразованиях, таких как снижение налоговой нагрузки до минимально возможного уровня, изменение системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы, усовершенствование системы взимания некоторых налогов, а также закрепление налоговых ставок в том или ином регионе в соответствии с уровнем экономического развития.