Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный налог является единым для всех штатов. Ставка начинается с 15% и с увеличением дохода доходит до 35% и зависит от размера полученной прибыли, то есть облагается по прогрессивной шкале. В каждом штате действует абсолютно разное налогообложение. Так в штатах Невада, Южная Дакота, Вайоминг и Вашингтон налог на прибыль корпорации отсутствует. В Огайо взимается налог с оборотов компании, а не с прибыли. В ряде штатов (Алабама, Колорадо, Пенсильвания и др.) действует единая фиксированная ставка в пределах 4 - 9,99%, в других же (Аляска, Луизиана, Небраска и др.) действует прогрессивная шкала налогообложения в пределах 0 - 12%. Местные налоги зависят от района или города, они довольно незначительные и во многих регионах отсутствуют вообще.

В среднем репрезентативная ставка для американских корпораций составляет около 24%.

В 2017 году Президент США Дональд Трамп предложил налоговую реформу, в которой включено снижение налога на прибыль компаний с 35% до 15%, это будет касаться как корпораций, так и малого и среднего бизнеса. Правительство США утверждает, что это позволит снизить дефицит бюджета [33, с. 10].

Система подоходных налогов с физических лиц в США поставлена в зависимость от личного благосостояния гражданина: чем состоятельнее человек, тем выше налоговые ставки. Максимальная ставка налога на личные доходы в США составляет 35%, перечисления в пенсионный фонд - 6-8%, а в медицинский фонд - 2-3%.

Средняя ставка налога на доходы, вводимого и взимаемого в отдельных штатах, составляет 10%. При этом самая высокая ставка налога на личные доходы отмечается в штате Мэн и составляет 13,51%, в то время как Неваде, Вайоминге, Техасе данные налог на уровне штата не взимается.

В крупных городах США вводятся самостоятельные налоги, основным из которых является налог на недвижимость. Например, в Нью-Йорке налог на недвижимость обеспечивает до 40% поступлений в муниципальный бюджет. Его уплачивают владельцы более чем 900 тыс. зданий и сооружений. При этом дифференциация налоговых ставок поставлена в зависимость от использования недвижимости в коммерческих целях и для личного пользования. Ставка налога для собственника сдаваемого внаем жилого дома или собственника основных производственных фондов, значительно ниже чем ставка налога для собственника квартиры, в которой он проживает.

Отличительной особенностью налоговой системы США является обязанность лиц, получивших доходы от незаконных источников (незаконные азартные игры, кражи, торговля наркотиками и т.д.), указывать в налоговой декларации суммы, полученные из таких источников [6, с. 298].


Налоговая система Канады, так же делиться на федеральный, провинциальный (территориальные образования) и муниципальный уровни. 60-65% налоговых поступлений отправляются в федеральный бюджет, который в основном ориентируется на прямые налоги.

Что касается косвенного налогообложения, то в Канаде помимо установленного на федеральном уровне НДС, многие провинции дополнительно взимают налог с продаж. Кроме того, среди развитых государств Канада занимает лидирующие позиции по высоким ставкам акцизов.

Основными налогами, уплачиваемыми, на территории Канады: налог на личный доход; акцизы; НДС; налог на продажи; налог на прибыль коммерческих структур; налог на недвижимую собственность юридических и физических лиц.

Налоги на доходы населения и коммерческих структур относятся к прогрессивным и уплачиваются на федеральном и провинциальном уровне.

Сдача налоговой декларации сопряжена с определенными трудностями, так как каждому работающему гражданину необходимо для уплаты данного налога собрать документы с места работы и депозитного банка. В результате в Канаде существует потребность в налоговых консультантах, которые помогают налогоплательщикам со сбором документов и снижают уровень уплачиваемых налогов [16, с. 33].

Таким образом, налоговые системы стран американского континента базируются на различной комбинации прямых и косвенных налогов, налогов с физических и юридических лиц, резидентских и территориальных налогов, что характерно для общемировой тенденции развития налоговых систем.

2.2. Особенности построения налоговых систем западноевропейских стран

Налоговая система Германии относится к одним из самых сложных, так строится на большом числе налоговых инструкций, что в случае, как и с Канадой, дает работу различным налоговым и финансовым консультантам, адвокатам, аудиторам.

В Германии главным законодательным актом, регулирующим налоговую деятельность является «Порядок взимания налогов», на основании которого немецкие налоги условно можно разделить на 3 группы:

  • налоги на доходы: подоходный налог для физических лиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
  • имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
  • налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.

Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная - 53%.

Налог на прибыль корпораций является совместным налогом и делится в пропорции 50 на 50 между федеральным и земельным бюджетами. Основная ставка корпоративного налога составляет 15%. Однако эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как помимо налога на прибыль налогоплательщик уплачивает солидарную надбавку в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14 до 17%. В результате суммарная ставка может возрасти до 45%, если владелец у корпорации один, если собственников несколько ставка остается в размере 30%.

Налогоплательщиками налога на прибыль предприятий являются все юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Иностранные предприятия, не получившие статус резидента, то есть не имеющие зарегистрированного офиса на территории страны, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и госучреждениями, налог уплачивают с прибыли, полученной от деятельности внутри страны. Для них определена пониженная ставка. Остальные субъекты - с прибыли, полученной внутри страны и за рубежом.

Налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета - около 80% [20, с. 34].

Налоговая система Франции известна тем, что именно в этой стране впервые был введен НДС в 1954 году. В настоящее время французское налогообложение является образцом стабильности в отношении установленных налогов и правил их применения. Ежегодно во Франции пересматриваются ставки по налогам из-за сложившейся нестабильной ситуации в экономике.

Прямые налоги федерального значения включают в себя следующий перечень: налог на недвижимое имущество, подоходный налог для физических лиц, налог на прибыль юридических лиц, общий социальный налог и солидарный налог на состояние - на выплаты малоимущим.

Также на федеральном уровне взимаются косвенные налоги: НДС; надбавка на бензин (налог обеспечивает до 9% налоговых поступлений в бюджет страны); акцизы на алкоголь, табак и спички; сборы на регистрацию услуг, марки, операции на бирже и другие.

Французские органы местного управления могут дополнительно взимать прямые (налог на землю, налог на жилье, профессиональный налог на частную экономическую практику) и косвенные налоги (автотранспортный налог, сборы на электричество, за смену владельца собственности). В настоящее время во Франции рассматриваются законопроекты, которые дадут местным властям право на повышение ставок по местным налогам.


Налогообложение во Франции нацелено в основном на обложение потребления. Размеры налогов на прибыль и на собственность являются умеренными.

Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляют более 93%.

Основным налогом, дающим наибольшую часть поступлений, является НДС. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги, в которую кроме розничной цены включаются все сборы и пошлины, за исключением НДС. Основная ставка налога в настоящее время составляет 18,6%.

Повышенная ставка установлена в размере 22% и используется для налогообложения некоторых видов товаров: автомобилей, бытовой и компьютерной техники, парфюмерии, ценных мехов. Пониженная ставка 5,5% применяется к большинству продовольственных товаров и продуктам сельского хозяйства, книгам и медикаментам.

Важное место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц. Этот налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого вначале года по итогам предыдущего. Фискальной единицей, подлежащей налогообложения является семья, которая состоит из супругов и находящихся на их иждивении лиц. Одинокий человек выступает в качестве самостоятельной фискальной единицы. Доходами, подлежащими налогообложению, являются все доходные поступления, полученные в течении отчетного года. Для целей налогообложения полученная сумма доходов уменьшается на величину предоставляемых вычетов в размере определенных статей расходов для отдельных категорий населения.

Налогообложение доходов физических лиц во Франции осуществляется по прогрессивной шкале, ставки которой варьируются в размере от 0 до 37,76% в зависимости от размера полученного дохода. Необлагаемый налогом минимальный размер доходов составляет 18140 франков. Для доходов, превышающих 15 млн. франков установлена максимальная ставка в размере 37,76%.

В 90-е годы во Франции подоходный налог с физических лиц был дополнен социальными отчислениями, которые также носят налоговый характер. Общий размер социальных отчислений в настоящее время составляет 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имущества. Кроме того, имеются специальные отчисления по ставке 1%, исчисляемые с доходов, получаемых в виде процентов по вкладам.

Предприятия уплачивают налог на прибыль по ставке 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога (от 10 до 24%) применяется для прибыли от землепользования и вкладов в ценные бумаги [25, с. 53].


Налоговая система Италии так же имеет разветвленный характер. Так налогообложение на законодательном уровне обеспечивается более чем 350 федеральными законами, при этом основа налогообложения прописана даже в Конституции страны. На территории действует около 40 видов различных налогов и сборов. В Италии достаточно высокие налоги, которые в большинстве своем носят прямой характер (40%), в то время как косвенные налоги обеспечивают лишь четверть налоговых поступлений. Государственный бюджет Италии формируется за счет налоговых поступлений более чем в половину.

Налоговая система Италии имеет 2 уровня: национальный и местный.

К главным налоговым отчислениям страны можно отнести подоходный налог для физических лиц, НДС и корпоративный налог для юридических лиц, которые обеспечивают до 80% всех налоговых поступлений. На национальном уровне так же уплачиваются такие налоги, как: акцизы, взносы на социальное обеспечение, налог на игорную деятельность, регистрационный, ипотечный и кадастровый сбор, налог на лотерею, налог на дарение и наследство.

В местное налогообложение входят следующие платежи: налог на производственную деятельность, налог на недвижимость, сбор за утилизацию отходов, сбор за страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и регистрацию этих средств, дополнительный акцизный сбор на электрическую энергию, дополнительный коммунальный налог и другие [15, с. 394].

Налоговая система Великобритании представлена 2 уровнями: уровнем государственного (центрального) правительства и уровнем местных правительств.

Центральное правительство взимает следующие налоги: подоходный, НДС, акцизы на табак, алкоголь и бензин, корпоративный налог, гербовый сбор, взносы на социальное страхование, в том числе обязательное медицинское страхование (ОМС).

Местное налогообложение подразумевает налог на недвижимость коммерческой сферы, сборы за уличные парковки, государственные гранты и другие.

Подоходный налог в Великобритании, как и в большинстве европейских стран, является основным налогом и исчисляется по прогрессивной шкале до 40% от дохода. Личный подоходный налог уплачивается всем населением Великобритании, получающим доход. При этом резиденты облагаются налогом со всех своих доходов, вне зависимости от страны их получения, нерезиденты облагаются подоходным налогом лишь в размерах доходов, полученных на территории Великобритании.

Корпоративный налог предполагает налогообложение прибыли компаний. В стране принята система обложения налогом по 2 уровням. Она действует с 2006 года. Если компания получила прибыль в размере 1,5 млн. фунтов и больше, то в этом случае применяется налоговая ставка 30%. Если доход составил менее 1,5 млн. фунтов, то он облагается по ставке 19%.