Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В числе налогов на потребление наиболее существенная роль принадлежит налогу на добавленную стоимость, уплачиваемый при осуществлении продажи товаров, продукции, работ, услуг по дифференцированных ставкам, размер которых установлен в размере 0; 8 и 17,5% оборота по реализации.

В Великобритании существует довольно необычная налоговая выплата - гербовый сбор, который взимается при операциях по купле и продаже ценных бумаг (0,5%) и объектов недвижимости (не более 7%) [32, с. 6].

Таким образом, существованию и развитию налоговых систем в западноевропейских странах присущи такие характеристики как: расширение налогообложения частных доходов; модернизация доходов, использующихся на нужды потребления; все большее уменьшение влияния налогов на прибыль хозяйствующих субъектов; постоянное увеличение отчислений на социальное страхование.

Россия с 90-х гг. XX в. перешла к налоговой системе, схожей с налоговыми системами ведущих западных стран, которые формировались на протяжении столетий параллельно с развитием рыночных отношений.

Прямые налоги в структуре налоговой системы РФ занимают большую часть. Лидирует в налоговой системе доходное налогообложение, например: налог на прибыль предприятий и на доходы физических лиц. Среди непрямых налогов доминирует доход на прибавленную стоимость.

2.3. Особенности системы налогообложения в странах Азиатско- Тихоокеанского региона

Так же стоит остановить внимание на налоговых системах стран Азиатско- Тихоокеанского региона. По причине их исторической изоляции развитие налоговой системы протекало в этих государствах совершенно отличным от европейского пути способом.

Если рассматривать налоговую систему Китая, то в существующем виде она начала свою работу с 80-х годов XX века. Начало данной политике знаменовалось переходом страны на более открытую политику и определенную либерализацию экономики. Основные цели, которые преследовала новая экономическая парадигма страны - это привлечение иностранного капитала на рынок Китая, что уже в 90-х годах обеспечило стремительное развитие их экономики.

На сегодняшний день экономика Китая признана самой быстроразвивающейся экономикой в мире, за последние 30 лет темпы её роста достигли 10%. Однако в качестве последствия за такой значительный качественный рывок Китай получил угрозу перегрева собственной экономики. В связи с этим был принят ряд реформ, коснувшихся и системы налогообложения.


Сегодня в Китае действует около 25 видов налога. Данные налоги можно разделить на восемь различных групп: косвенные налоги, налоги на доходы, ресурсные сборы, целевые налоги, имущественные платежи, налоги на определенные действия, сельскохозяйственные налоги и таможенные пошлины.

Первые два мало чем отличаются от уже привычных НДС и НДФЛ. Так же, как и таможенные пошлины и имущественные платежи, различаемые в налоговых системах других стран лишь размером налоговой ставки. А вот такие налоговые платежи, как ресурсные сборы, которые взимаются за использование земель в различных поселениях и целевые налоги на инвестиции, строительство и продажу земель довольно специфичны именно для китайской экономики.

В Китае довольно высокие налоги. Так, ставка налога на прибыль предприятий составляет 33%. Однако, для предприятий с невысокой рентабельностью применяются пониженные ставки в замере 18% и 27%.

Подоходный налог является прогрессивным и рассчитывается исходя из доходов налогоплательщика. Так, доход в размере 2-5 тыс. юаней облагается налогом в 15%, 40 - 60 тыс. юаней - 30%. Для тех, чьи доходы превышают сумму в 100 тыс. юаней предусмотрена налоговая ставка подоходного налога- 45%.

Налогом на потребление, который так же имеет довольно высокую ставку, облагается ювелирная, табачная, алкогольная, парфюмерная продукция, ГСМ и различные виды личного и грузового транспорта. Этот налог имеет достаточно высокие ставки обложения. Ставка налога на алкоголь составляет 25%. Больше всего приходится платить за космети­ческие средства, так как ставка для них составляет 30%.

Налоговая система Японии так же во многих аспектах отлична от традиционных европейской и американской систем налогообложения.

Одна из главных особенностей системы - это слабая централизация налогообложения. Большая часть налоговых поступлений приходиться на бюджеты префектур (которых в Японии 47) и местных префектур (около 2 тыс.), а вот в центральную казну их поступает в разы меньше. Так к государственным налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на дарение и наследование, налог на потребление, акцизы, государственные пошлины и другие.

Налогообложению префектур относятся: налог за право проживания в префектуре, местный налог на потребление, налог на покупку недвижимости, акцизы, налог на автотранспорт и другие.

Так же уплачиваются налоги и на уровне муниципалитетов, в числе которых: налог за проживание на территории муниципалитета; акцизы; имущественный и земельный налоги; налог на топливо и другие.


Как видно двухуровневая налоговая система Японии во многом дублирует свои налоги на различных уровнях, однако, местные налоги превалируют над государственными.

Налог за право проживания на территории префектуры или муниципалитета, по сути, является местным видом подоходного налога для физических лиц и налога на прибыль предприятий [7, с. 154].

Таким образом, зарубежные налоговые системы во многом различны между собой. Различия можно найти в базовых экономических показателях, балансе косвенных и прямых налогов, развитии налоговой культуры и дисциплины, видах ответственности, применяемой к нарушителям, источниках налогообложения. Данные черты системы налогообложения различных стран связаны с экономическими, политическими, демографическими, социальными факторами, которые определяют схему распределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны.

Изучение опыта построения налоговых систем в других странах, их положительный и отрицательный опыт позволяют рационально строить налоговую систему России. На примере моделей зарубежных систем налогообложения можно понять, к чему в перспективе необходимо стремиться и чего избегать.

3. Современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы России

3.1. Становление и развитие с российской налоговой системы

Изменения в отечественной налоговой системе в последнее десятилетие ХХ в. и в первые годы XXI века были обусловлены глобальными социально-экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, экономике и структуре государственных финансов страны.

Распадом СССР в 1991 г. были разрушены устои политического и экономического строя. Встал вопрос о необходимости формирования новой налоговой системы, подходящей государству с рыночной экономикой, в связи с чем было решено перенять опыт более развитых в этом отношении стран, а в частности Испании и Франции [11, с. 61].

Реформа налоговой системы в РФ проходила в три этапа. Первый её этап начался с принятия в 1991 г. более полутора десятков налоговых законов, которые вступили в силу в январе 1992 г. и действовали до принятия второй части Налогового Кодекса РФ в 2000г.


В основу принципов налогообложения, его основных понятий и перечня федеральных, региональных и местных налогов был положен ФЗ РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 г. Согласно указанному документу в качестве источников, пополняющих государственный бюджет, выступали следующие налоги и сборы:

  • акцизы;
  • НДС;
  • таможенная пошлина;
  • налог на прибыль организации;
  • ЕСН;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
  • налог на имущество, которое переходит в порядке дарения или наследования.

Результатом реформы 1992 г. было заложение фундамента для современной налоговой системы. Основой содержания этой системы стала замена налогов, характерная для административно-командной экономики, на налоги, более соответствующие рыночной экономике [34, с. 51].

Второй этап налоговой реформы ознаменовало принятие Конституции РФ в 1993 г. Происходившая трансформация налоговой системы должна была определить практическую реализацию норм конституции, устанавливающих права и свободы граждан. Так, например, речь идет о необходимости создания нормативно-правовой базы, осуществляющей защиту частной собственности при реализации различного рода налоговых отношений.

Так же этот этап характеризуется введением 1 января 1994 г. новых федеральных налогов:

  • транспортного налога с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от фонда оплаты труда;
  • специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства РФ (отменённого 1 января 1996 г.).

Ключевым моментом на втором этапе налоговой реформы выступало конституционное закрепление нормы, устанавливающей право введения налогов только на законодательном уровне.

Налоговая система формировалась при сопровождении большого количества нормативных документов. Результатом стало создание нормативно-правовой базы, перегруженной нормообразующими актами, что, в свою очередь, сказывалось разночтением терминов и понятий. Таким образом, налоговым законодательством утрачивался принцип рациональности.

Первостепенная задача страны в этот период состояла в разработке и утверждении Налогового кодекса. В течение последующих лет происходило формирование Налогового кодекса РФ, полностью обеспечивающего управляемость налоговой системы. В 1998 г. была принята его первая часть. В первой части были сформулированы и приведены следующие понятия:


  • элементов налогов;
  • налоговой декларации;
  • налоговых правонарушений;
  • ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д.

Кроме того, в первой части Налогового кодекса было положено начало учету баланса общегосударственных и частных интересов:

  • формирование четкого определения понятий и терминов;
  • определение перечня действующих на территории Российской Федерации налогов и сборов;
  • определение прав и обязанностей всех участников налоговых отношений.

Наличие вышеперечисленных условий стало гарантом стабильности налоговой системы.

Таким образом, сложившаяся ситуация характеризовалась необходимостью формирования налоговой системы, отвечающей требованиям стабильности, создания Налогового кодекса и развития налогового федерализма [30, с. 86].

Начало третьего этапа налоговой реформы в РФ ознаменовало принятие 5 августа 2000 г. первых глав части второй НК РФ, а в 2002 г. вторая часть НК насчитывает уже 11 глав. Второй частью налогового кодекса производится регулирование конкретных видов налогов, более подробно раскрываются понятия, которые были представлены в первой его части.

На третьем этапе реформирования был реализован ряд принципиальных изменений в системе законодательства, затрагивающего налоги и сборы. Налоговая система посредством правового регулирования вышла на путь объединения и упрощения [26, с. 31].

Однако ее реформирование продолжалось и продолжается сегодня. Так, в 2001 г. отменили налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на приобретение автомобилей. В 2003 г. были введены транспортный налог, упрощенная система налогообложения малого бизнеса. В 2004 г. появились новые налоги, такие как: налог на игорный бизнес, единый сельскохозяйственный налог, налог на имущество организаций и был отменен налог с продаж. В 2006 г. отменен налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. С 2010 г. единый социальный налог, действовавший с 2001 г. и имевший регрессию в обложении, заменили страховыми взносами, которые с 1 января 2017 года регулируются главой 34 части второй НК РФ. С 2015 г. перечень налогов и сборов был расширен за счет введения платы с большегрузных автомобилей за пользование автодорогами (система «Платон»).

Отдельные элементы налогов также претерпевали изменения. Например, менялись налоговые ставки, налоговые льготы, формы налоговой отчетности. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий - с 35% до 24%, в 2015 г. - до 20%, что ниже ставок в развитых странах; понижена ставка НДС с 28% до 20% в 1993 г., позднее - до 18%, а по отдельным товарам - 10% и 0%. С 2001 г. введена плоская шкала по подоходному налогу вместо прогрессивной шкалы и установлен минимальный стандартный налоговый вычет [18, с. 64].