Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С развитием налоговых систем уточнялись старые и назывались новые принципы налогообложения. Основные организационно - правовые принципы налогообложения в современной российской налоговой системе зафиксированы в НК РФ. К ним, в частности, относятся:

  1. принцип справедливости, утверждающий, что каждый должен уплачивать налоги и сборы, определенные законом; при этом должен соблюдаться принцип общности и равенства налогообложения, то есть учитываться фактические возможности налогоплательщика выплачивать налоги;
  2. принцип равенства предусматривает фактическую возможность уплаты налогов, признавая правовые принципы справедливости и соразмерности, который предполагает то, что равенство достигается дифференциацией налогов и сборов;
  3. принцип универсализации означает то, что налогам и сборам не могут быть присущи дискриминационные характеристики, которые не одинаково применимы в зависимости от политических, идеологических, этнических, конфессионных и других различий между налогоплательщиками;
  4. принцип нейтральности гарантирует то, что налоги и сборы не могут нарушать единого экономического пространства Российской Фе­дерации и прямо или побочно не могут ограничивать перемещение товаров, работ, услуг или создавать помехи законного существования и деятельности налогоплательщиков;
  5. принцип экономического обоснования предполагает, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть установлены на каком - либо ином основании;
  6. принцип определенности предусматривает то, что законодательные акты формулируются так, чтобы каждый с ними знакомящийся, точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен заплатить;
  7. принцип презумпции невиновности свидетельствует о том, что все непреодолимые сомнения и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться на пользу налогоплательщика.

Таким образом, ценность принципов налоговой системы заключается в том, что они призваны обеспечить органическую связь и логическую системность норм налогового права [4, с. 358].

Системы налогов разнятся между собой в зависимости от роли различных видов налогов. В связи с этим различают следующие модели налоговых систем:

  • Евро-континентальная, которая отличается высокой долей отчислений на социальное страхование и косвенных налогов;
  • Англосаксонская, которая ориентирована на прямые налоги;
  • Смешанная, призванная избежать зависимости бюджета от какого либо одного налога и позволяющая государству диверсифицировать структуру доходов.

Анализ структуры консолидированного бюджета Российской Федерации последних нескольких лет позволяет отнести Россию к государству, использующему смешанную налоговую систему [19, с. 34].

Таким образом, система налогов и сборов служит инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.

Система налогов определяется не только экономическими факторами, но и национальными особенностями. На выбор конкретных видов налогов, тех соотношение и значение оказывает немаловажное влияние совокупность имеющихся в обществе теоретических представлений о целях, принципах и правовых формах налогообложения.

1.3. Рейтинговые оценки налоговых систем

Для решения социально-экономических задач государства вынуждены искать пути оптимизации налоговых систем.

Налоговые системы стран базируются на различной комбинации прямых и косвенных налогов, налогов с физических и юридических лиц, резидентских и территориальных налогов, причем трактовка некоторых из них имеет свою специфику. В связи с этим для оценки эффективности налоговой системы в современном мире востребованными становятся международные методы оценки налоговых систем, в том числе рейтинговые [28, с. 45].

Международный страновой рейтинг Doing Business проводится ежегодно в течение 12 лет начиная с 2004 г. Всемирным банком и консалтинговой компанией Pricewaterhouse Coopers (PWC) и направлен на оценку влияния государственной политики на развитие бизнеса. Отчет Paying Taxes - часть рейтинга используется для сравнительного анализа преимуществ и недостатков налоговых систем отдельных государств.

Рейтинг оценивает действующую налоговую систему страны, зависящую от политики правительства на данный момент: состояния налогового законодательства, управления налоговым администрированием, активности налогового аудита, размера налоговых ставок и количества налогов, способов и порядка уплаты и т.д.

Налоговая нагрузка компании в данной оценке измеряется тремя показателями: количеством налоговых платежей, временем, затрачиваемым на расчет и уплату налогов (время на транзакции), совокупной налоговой ставкой.

Результаты рейтинговой оценки налоговых систем мира за 2016 год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели рейтинговой оценки налоговых систем по регионам мира (2016 г.)


Регионы мира

Совокупная налоговая ставка, %

Время, час

Количество платежей

1. Среднее значение

40,6

251

25,0

2. Африка

47,1

307

36,7

3. ЕС и ЕАСТ

40,3

164

11,8

4. Азия и Тихий Океан

36,2

212

23,5

5. Центральная Америка и Карибия

41,6

210

32,8

6. Восточная Европа и Центральная Азия

34,2

233

18,4

7. Ближний Восток

24,2

157

17,1

8. Северная Америка

39,0

197

8,2

9. Южная Америка

52,3

564

22,6

Согласно рейтингу налоговая нагрузка в мире постепенно снижается: изменяются налоговые ставки, совершенствуются методы сбора налогов, ис­пользуется переход на электронный документооборот, предусматривающий подачу электронных деклараций в налоговые органы и выполнение платежей в электронном виде. Так, количество времени, затрачиваемое на уплату налогов, сократилось по сравнению с 2004 г. на 61 час и составило 251 час в год, а для стран ЕС и ЕАСТ - 164 часа.

В 2016 г. предприятия перечислили государству в среднем 40,6% прибыли (в 2004 г. - 52,2%), при этом общее количество налогов составило 25 платежей, что потребовало временных затрат в размере 251 часа. По сравнению с 2015 г. все показатели снизились незначительно: совокупная налоговая ставка - на 0,1 п.п., количество платежей - на 0,8 и время - на 8 часов.

Совокупная налоговая ставка изменилась вследствие разнонаправленных тенденций в экономиках отдельных стран: в 44 странах ставки выросли, в 38 государствах - уменьшились.

Кроме того, изменилась структура совокупной ставки: снизилась доля прочих налогов при одновременном росте доли налога на прибыль и налога на фонд заработной платы.

Время на осуществление транзакции сократилось на 8 часов вследствие внедрения IT-технологий.

Количество платежей уменьшилось на 199 из-за использования платежных систем и электронной регистрации платежей в 24 странах, в 8 странах количество платежей выросло на 8.

Нагрузка на отдельного товаропроизводителя в мире снижается, но поступления в бюджет остаются стабильными, поскольку правительства расширяют налогооблагаемую базу, сокращают налоговые льготы, выявляют теневых налогоплательщиков. Однако результаты по странам могут существенно различаться. Неразвитость информационных средств создает возможности ухода от налогов. Использование новейших технологий в государственных услугах обеспечивает для налогоплательщиков удобство и определенность платежей, для налоговых органов - прозрачность сбора налогов, расширение налоговой базы, экономичность администрирования, что содействует увеличению пополнений в бюджет.


Налоговая конкуренция между странами по анализируемым показателям сохраняется, одновременно с этим правительства пытаются увеличить поступления доходов в бюджет. Например, Чили повысило ставку корпоративного налога с 21% до 22,5% в 2016 г. и предполагает ее дальнейший рост на 2017 и 2018 гг. Выплаты на социальное обеспечение в Никарагуа выросли с 17% до 18%. По налогу на собственность в Южной Африке отмечается рост ставки с 1,7% до 1,8%.

В региональном разрезе, по данным рейтинга, легче всего платить налоги компаниям на Ближнем Востоке, сложнее - в Южной Америке. Восточная Европа и Центральная Азия показывают наилучшую динамику по сравнению с остальными регионами по всем показателям. Страны ЕС и ЕАСТ демонстрируют слабую положительную динамику, в частности, большинство стран снижают ставки налогов: Дания снизила ставку корпоративного налога с 24,5% до 23,5% в 2016 г., Румыния - выплаты на социальные нужды с 20,8% до 15,8%.

Совокупная налоговая ставка по европейским странам составила 40,3%, что соответствует общемировому среднему значению (40,6%). Существенно меньше в странах ЕС количество уплачиваемых налогов (на 13), чем в среднем в мире (25), соответственно меньше и временные затраты на налоговое администрирование (на 87 часов).

В разрезе отдельных стран ЕС наблюдаются значительные расхождения от средних значений. Так, временные затраты в Германии - 218 часов, наименьшие по странам ЕС - в Швейцарии (63 часа) и Норвегии (83 часа). Налог на прибыль в большинстве стран составляет около 40% фискальной нагрузки, остальное в основном приходится на налоги на фонд заработной платы и отчисления на социальные нужды. В Германии совокупный суммарный налог остается более высоким, чем в среднем по ЕС (48,9% против 40,3%). По данным Paying Taxes, в Германии более эффективно функционирует процесс возмещения по НДС в сравнении с другими странами. Наиболее привлекательно выглядят Мальдивы, где государство берет с предпринимателей лишь один налог в 9,1 %.

Правительством России поставлена задача войти в топ-20 стран по рейтингу Paying Taxes к 2020 г. [31, с. 125]

Таким образом, налоговая система наряду с другими экономическими регуляторами создает общие условия экономической деятельности, формирует цели, обуславливает оценку и выбор стратегии хозяйственного поведения. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания.

Эффективная налоговая система является одним из ключевых условий экономического благополучия государства, обеспечивая не только пополнение государственного бюджета, но и сохранение социальной стабильности.


2. Мировой опыт налогообложения

2.1. Особенности организации налогообложения в США и Канаде

США, страна с одной из самых мощных экономик. Однако ведение бизнеса внутри страны в связи с высокими ставками налогов представляется невероятно дорогим, поэтому многие производители предпочитают выносить производства за пределы США.

Налоговая система США сходна с налоговой системой России по своей федеральной структуре. Она так же распределена на 3 уровня: федеральный, региональный (штаты) и муниципальный.

При этом штаты свободны в вопросе утверждения практически любых собственных налогов. В случае если налог дублируется на различных уровнях, то налогоплательщикам необходимо уплатить налог на всех уровнях, такая же ситуация обстоит и с акцизами и сборами. Около 70% налогов поступают в федеральный бюджет.

Основные налоги, уплачиваемые на территории Соединенных Штатов: личный подоходный налог, поимущественный налог для физических лиц и компаний, корпорационный налог для компаний, акцизы, налог с продаж, социальные налоги и налог на ликвидацию безработицы.

Более 40% всех поступлений в американский бюджет обеспечивает личный подоходный налог, 10% - корпоративный и менее 5% приходится на косвенные налоги.

Федеральные налоги в США строятся по прогрессивной шкале, в то время как местные налоги и налоги штатов могут рассчитываться по регрессивной ставке.

Налоги в Соединенных Штатах по большей части носят прямой характер, популярный в нашей стране НДС, в США отсутствует, но в большинстве отдельных штатов применяется налог с продаж. Социальные платежи могут осуществлять как компании, так и сами работники этих компаний.

К числу федеральных налогов в налоговой системе США относятся налоги на недвижимость, личный и корпоративный налоги на доходы, социальные взносы.

Федеральное налогообложение прибылей корпораций в США определяется Разделом 11 Кодекса внутренних доходов. Ставка федерального налога сохраняется неизменной вот уже два десятилетия. Американские компании платят налоги со всех своих доходов, включая те, которые получены за рубежом за исключением разрешенных законом вычетов (скидок).