Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоги, налоговая система и налоговая политика играют существенную роль в экономике любой страны. Налоги по своей внутренней сути неотделимы от государства. С их помощью государство осуществляет воздействие на экономические механизмы в различных сферах экономической жизни и достигает определенных целей в числе которых: стабилизация финансовой системы страны в целом и отдельных ее регионов; структурная перестройка и институциональные преобразования в экономике; стимулирование деловой активности, развитие предпринимательства и т.д.

Таким образом, можно сказать, что существующая в стране налоговая система и проводимая налоговая политика оказывает прямое воздействие на денежное обращение в стране, на величину бюджетных расходов. Поэтому закономерно, что налоги, в российских условиях, имеющие первостепенное значение, стали важнейшим объектом регулирования рыночной экономики.

Проблема преобразования налоговой системы в России всегда имела место и особенно остро встала в настоящее время. Это связано, прежде всего, с нестабильной экономической ситуацией, как внутри страны, так и за ее пределами. В этой связи необходимо в кратчайшие сроки выбрать путь, по которому пойдет развитие налоговой системы России на основе зарубежного опыта.

Создание эффективной налоговой системы входит в число основных проблем общей социально-экономической политики государства. Для этого необходимо изучение мирового опыта построения налоговых систем. В связи с этим тема работы в период постоянного реформирования налогового законодательства является актуальной.

Предметом исследования – налоговая система государства.

Объектом исследования в работе является налоговая система России.

Цель данной работы заключается в определении роли налоговой системы в развитии страны.

Задачами работы являются:

  • изучение сущности и роли налогов и системы налогообложения в развитии экономики страны;
  • определение сущности и характеристика видов налоговых систем в современной экономике;
  • изучение мирового опыта построения и функционирования налоговых систем;
  • выявление проблем и изучение перспектив развития налоговой системы современной России.

В процессе подготовки работы использовались материалы Налогового кодекса РФ, учебных и периодических изданий.


1. Сущность и роль налогов и налоговой системы в рыночной экономике

1.1. Сущность налогов, их функции и классификация

Возникновение налогов как экономической категории обусловлено, прежде всего, возникновением и развитием финансов и финансовой системы, в тот период, когда сформировался системный характер формирования и использования бюджета, вызвавший необходимость в наличии постоянных доходов.

Исследуя природу налогов, необходимо помнить, что они должны носить непременно денежный характер, что становится возможным только в период развития в государстве товарно-денежных отношений. Формирование государственных доходов только в форме натуральных податей и трудовых повинностей является только прообразом налогообложения [35, с. 18].

Существуют две формы налогообложения: сбор и налог, последняя из которых является наиболее распространенной в современной рыночной экономике [8, с. 22].

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации «налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [1].

Под сбором в Налоговом Кодексе Российской Федерации пронимается «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» [1].

Основным различием между этими формами налогообложения является отсутствие у сбора одного из признаков налога - индивидуальной безвозмездности [3, с. 31].

В результате использования различных форм налогообложения государство учитывает различные ситуации, которые складываются в процессе хозяйственной деятельности, что обеспечивает максимальную полноту охвата налогообложением всех процессов предпринимательской деятельности [23, с. 47].


Совокупность отдельных налогов, обладающих едиными организационно-правовыми и экономическими характеристиками, составляет налоговую систему страны.

Система налогообложения - важнейший элемент экономики, является одним из главных инструментов перераспределения финансовых средств. За счет налогов государство содержит отрасли непроизводственной сферы, обеспечивает обороноспособность страны, финансирует органы власти и управления, реализует перспективные научные и производственные программы [13, с. 49].

Объединение налогов в систему предполагает возможность их классификации по определенным критериям:

1. По виду органа власти, устанавливающего налог (административная классификация). По данному признаку различают федеральные, региональные и местные. Указанную классификацию также называют нормативной.

2. По совпадению юридического и фактического налогоплательщика - прямые и косвенные налоги. По ряду налогов (НДС, акцизы), уплачиваемых в связи с реализацией товаров (работ, услуг) и обозначаемых как косвенные, налогоплательщику предоставляется возможность включать налог в цену товаров (работ, услуг), получать его с покупателя в составе цены и уплатить в бюджет, таким образом, юридическим налогоплательщиком является - хозяйствующий субъект, а фактическим - конечный потребитель.

В прямых налогах, уплата которых обусловлена получением дохода (подоходные - НДФЛ, налог на прибыль организаций и др.) или владением имуществом (поимущественные - налоги на имущество организаций, физических лиц и др.), юридический и фактический налогоплательщик совпадают.

3. По видам налогоплательщиков - с организаций; с физических лиц, которые выступают в качестве индивидуальных предпринимателей и не являются таковыми [27, с. 29].

В качестве прочих способов классификации налогов можно отметить следующие.

1. По систематичности взимания - периодические и разовые налоги.

2. По виду имущества, передаваемого публичному субъекту - натуральные и денежные. Натуральные налоги были весьма актуальны в прежние времена, но сейчас практически не встречаются [2, с. 44].

В современном мире налоги и налоговая система являются рыночными регуляторами рыночной экономики, направленными на достижение определенных целей, в числе которых фискальная, регулирующая и стимулирующая цели налогового регулирования экономики.

Сущность фискальной цели налогового регулирования предпринимательской деятельности заключается в стремлении к максимальному поступлению финансовых ресурсов в государственный бюджет.


Использование налогообложения с целью регулирования позволяет достичь оптимального перераспределения налогового бремени между различными субъектами предпринимательской деятельности, сбалансированности интересов государства и отдельных субъектов хозяйствования. Реализация регулирующей цели налогообложения обеспечивает решение социальных и политических задач, стоящих перед обществом и государством.

Стимулирование в качестве цели налогообложения предпринимательской деятельности призвано ослабить налоговое бремя для экономически невыгодных, но социально значимых видов предпринимательской деятельности.

Достижения указанных целей осуществляется с помощью налоговой системы государства, выстроенной на определенных принципах [10, с. 21].

Таким образом, налоги и налоговая система является одним из важнейших элементов регулирования и обеспечения жизнедеятельности всякого государства. Продуктивность ее существования и реализации оценивается экономическим состоянием, уровнем влияния различных политических сил, налоговой культурой, предпочтениями и достижениями экономической науки и пр.

Развитие системы налогообложения происходит как оптимальное соот­ношение прямых и непрямых налогов в зависимости от конкурентоспособности и экономического состояния конкретного государства.

1.2. Сущность и виды налоговых систем, принципы их построения

В узком понимании налоговая система - это совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, которые вводятся и собираются на территории государства.

Согласно более широким определениям налоговая система государства включает в себя налоги государственного уровня и местные налоги, уплачиваемые в различные бюджеты, формы и методы их существования и реализации, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, а также обеспечение привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и организация работы налогового контроля [14, с. 51].

Налоговая система это один из важнейших регуляторов экономических отношений. Она является одним из важнейших способов мобилизации финансовых ресурсов на решение экономических, политических и социальных задач государства. С ее помощью финансируется большая часть предпринимательской, производственной и непроизводственной деятельности.


Построение налоговой системы осуществляется на определенных принципах, которые определяют развитие налоговых правоотношений, исполняют роль регулятора в случае нормативного упущения в налоговом законодательстве, выделяют те или иные общественные отношения в определенную правовую категорию, а также формируют определенное правовое мышление, правовую культуру в обществе и государстве.

А. Смит стал автором теоретических основ налогообложения и впервые сформулировал принципы налоговой системы, в числе которых:

  • принцип справедливости, который обозначает, что справедливое налогообложение должно быть всеобщным и равномерным, распределяющим налоги между гражданами страны в зависимости от величины их доходов;
  • принцип определенности, который требует, чтобы суммы, способы и время уплаты определенного налоги были точно заранее известны плательщику;
  • принцип удобности, суть которого заключается в том, что налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для его плательщика;
  • принцип экономии, реализация которого направлена на рационализацию системы налогообложения, сокращение издержек взимания налогов.

Однако характеристики принципов налогообложения А. Смита исходят из интересов только налогоплательщика. Поэтому их называют «декларациями прав плательщика» [9, с. 39].

Немецкий экономист А. Вагнер предложил девять основных правил налогообложения. Он объединил принципы в четыре группы.

Первая группа: финансовые принципы налогообложения, то есть достаточность обложения, при которой объем денежных ресурсов должен быть достаточным для поддержания хозяйственной системы.

Вторая группа: использование в налоговой системе определенных налогов, которые при увеличении государственных потребностей предоставляют возможность увеличить размер налоговых поступлений.

Третья группа: принципы, касающиеся народного хозяйства, то есть должен быть надлежащий выбор источника налогообложения, при котором в качестве источника налогообложения должен выступать не только доход, а и капитал.

Четвертая группа: наличие налогов, в большей мере, содержащих регулирующее начало или фискальное; этические принципы или равенство всех плательщиков; административно - технические правила, включающие фактическую определенность налогообложения; удобство уплаты налогов; максимальное уменьшение затрат на взимание [17, с. 44].

Определенное развитие принципов налогообложения А. Смита получили в работе «Опыт теории налогов» (1818), принадлежащей российскому ученому Н.И. Тургеневу. В указанном труде он углубляет принципы налогообложения, называет необходимостью сокращение издержек налогообложения и целесообразностью взимать налог не с самого капитала, а с чистого дохода с тем, чтобы не опустошать источники государственных пополнений [29, с. 32].