Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ научно – методической литературы.
1.1 Общая характеристика видов игр
1.4. Условия использования игры как воспитательного метода
Глава 2. Особенности проведения и применения игр на уроках.
2.1 Анализ педагогической деятельности при проведении игр.
2.2 Основные задачи учителя, как руководителя игры.
Глава 3. Практическое использование игры на уроках физической культуры.
3.1 Содержание работы по применению подвижных игр как метода физического воспитания школьников.
В моей педагогической деятельности множество уроков направлено на воспитание чувства патриотизма через подвижные и спортивные игры. Особое место отвожу подвижным играм народов и этносов России. Так как на территории нашего государства проживает многонациональный народ. Применяя подвижные игры народов России, я приобщаю и демонстрирую ученикам исторические реалии традиционных игр среди детей нашей многонациональной страны. При применении игр происходит не только погружение детей в исторические реалии игры, но и укрепление нравственного и физического здоровья школьников, формирование правильной осанки, развитие физических качеств, привитие любви к подвижным играм.
Во время игровой деятельности учащихся объективно гармонируют два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают эстетическое и моральное удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде обитания. В конечном итоге все это способствует воспитанию личности в комплексе. Таким образом, игра – одно из комплексных средств и методов воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной многообразной деятельности), совершенствование жизненных функций организма, а так же черт характера играющих.
Использование и применение учителем соревновательно - игрового метода содействует успешному накоплению жизненно важного двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, то есть координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение учебного программного материала.
Использование соревновательно - игровых заданий привносят в образовательный процесс большой эмоциональный заряд, который выступает как эффективный метод не только физического развития, но и их духовного воспитания учащегося. Соревновательно - игровой метод позволяет учителю благополучно развивать виды физических подготовок: общую и специальную. Физическая подготовка является стержнем для освоения любого вида спортивной программы. Она способствует ускоренному овладению умениями и навыками и их прочному закреплению и совершенствованию. Физическая подготовка делится на общую и специальную подготовку.
Добиться положительного и эффективного результата можно только при условии, что учитель использует методические приемы систематично, а так же учитывает возрастные психические особенности детей.
Народные, национальные подвижные игры, как важная, составная часть воспитательной системы, тесно связанна с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды обитания, об особенностях детской психики и моторики. В крупнейшем фонде народных подвижных игр России концентрируются исторические народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.
Игру можно рассматривать и как своеобразную прелюдию, предварительную тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему урока. Порождаемые игровой деятельностью положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах физической работы.
Целенаправленно воздействую на нервную систему ребенка игровыми ситуациями, учитель может эффективно воспитывать интерес к преодолению трудностей и препятствий, возникающих на пути к поставленной цели, побуждать использовать свои умения и навыки в совместных действиях с товарищами по команде. Кроме этого происходит развитие мужества, решительности, внимания, упорства, чувства ответственности и взаимопомощи.
Основное содержание программы по физической культуре составляют жизненно важные двигательные упражнения, общеразвивающие и прикладные. В программу физической культуры включены спортивные игры - баскетбол, волейбол, пользующиеся большой популярностью среди учащихся, а также отдельные подвижные игры. Все эти игры направлены на физическое совершенствование подростка, на развитие двигательной системы, приспособленности к меняющимся жизненным обстоятельствам, закаленности не только физической, но и психологической. С одной стороны они развивают человека физически за счет жизненных состояний человеческого организма, а с другой - раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности. [2]
Применяемые на уроках подвижные и спортивные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а так же формированию правильной осанки.
Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях.
«Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила». [16]
Если на уроке происходит решение задач на развитие силы, то в него включаются игры, связанные с кратковременными скоростно - силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д.), с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнерам по команде).
Для развития быстроты применяются игры, требующие мгновенных ответных реакций на сигналы: зрительные, звуковые, тактильные, упражнения с внезапными остановками, быстрыми рывками, мгновенными остановками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости необходимо используются игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.
Для развития выносливости применяются игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.
При планировании учителем задач урока помогающих их решению подвижные и спортивные игры используются в тесной связи с другими средствами физического воспитания путем комплексного применения, вместе с общеразвивающими и специальными упражнениями.
При планировании подвижных и спортивных игр обязательно учитывается общая нагрузка урока и, соответственно, определяется их основная цель и место среди других упражнений и учебных заданий. Трудность применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должна быть доступной занимающимся и возрастать постепенно.
В процессе проведения подвижных и спортивных игр серьезное внимание уделяется строгому соблюдению общепринятых на уроках физической культуры норм и правил техники безопасности учащихся и окружающих лиц, особенно при метаниях различных предметов (гранат, мячей и т.п.); преодолении сложных препятствий в спортивном зале или на спортивной площадке; движения в сочетании с разными упражнениями на высоком бревне, узкой либо качающейся доске или иной приподнятой опоре;
скоростном лазании по канату; прыжках с высоты в глубину и так далее.
Творчески трансформируя и целенаправленно развивая, применительно к новым программным требованиям и специфическим условиям урочных занятий в средней школе, двигательное содержание и идейную направленность как довольно распространенных в физическом воспитании, так и мало известных или совершенно новых подвижных игр для детско-юношеского возраста, разработан комплекс вспомогательных и подводящих игр для уроков физической культуры в 1-4 классах. Кроме того, при планировании уроков физической культуры используется региональный компонент по здоровье сберегающим технологиям, то есть применяются казачьи подвижные игры. Гармонично укладываясь в русло общих программных требований физического воспитания в общеобразовательной школе, эти игры одновременно облегчают и конкретизируют пути их практической реализации, преследуют цели стимулированного избирательного развития наиболее важной в данных конкретных условиях группы физических и психических качеств, умений и навыков, обеспечивающих более успешное выполнение запланированных на данном уроке основных учебных заданий.
Необходимый подбор вспомогательных и подводящих игр для повышения эффективности того или иного урока в каждом классе учитель физической культуры осуществляет свободно и самостоятельно, исходя из профессионально спланированных конкретных задач уроков, условий их проведения и уровня подготовленности занимающихся. Эффективно решать задачи, в каком классе, с учащимися какого - то возраста наиболее целесообразно применить ту или иную игру.
Предлагаемые игры составлены таким образом, что их практическое проведение в ходе урока не требовала длительной организационно-подготовительной работы. При организации и проведении игр учитываются идейность, научность и плановость использования игр, направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Руководящая, или направляющая, роль при проведении игр должна принадлежать непосредственно самому учителю.
Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. [9]
Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества. Влияние игр на занимающихся зависит: во - первых, от содержания (сюжет, двигательные действия, правила игры); во - вторых, от методических приемов, с помощью которых ученик овладевает играми; в - третьих, от способов их организации. О том, что игры сами по себе не всегда имеют положительное воспитательное значение. С приобретением в игре более совершенных навыков и умений у учащихся возникают новые интересы и потребности. Игры становятся более содержательными, дети приобретают новые навыки в технике и тактике игры.
Основное содержание игр зависит во многом от жизненного опыта учащихся, от приобретенных ими знаний и навыков в семье, в детском саду, в школе. Поэтому у учащихся разного возраста, разного развития, игры различны, как по содержанию, так и по способам их проведения. Физическое воспитание ребенка в желаемом направлении с помощью игр и других видов физических упражнений возможно только при целенаправленном и регулярном педагогическом руководстве.
2.2 Основные задачи учителя, как руководителя игры.
Каждый учитель физической культуры должен быть организатором игры и воспитателем учеников в процессе ее проведения. Используя игру, как метод воспитания учитель должен:
- укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному всестороннему физически гармоничному развитию личности;
- содействовать овладению жизненно важных двигательных знаний, умений и навыков, совершенствовать их в процессе игровой деятельности;
- воспитывать у учащихся положительные морально - волевые и физические качества;
- прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми в свободное время и во время активного отдыха.
Учитель должен определить основные образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, которые он намечает при проведении конкретной игры (например: совершенствование навыков приема и передачи мяча в движении, метания в горизонтальную или вертикальную цель, закрепление умений и навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, воспитание у учащихся согласованности действий, морально – волевых качеств коллективизма, воспитание навыков ориентироваться на местности и т.п.).