Файл: Игра как метод воспитания (Общие требования игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значимым в обучении является принцип сознательности и активности. При проведении игры, учитель обязан перед ее началом четко и правильно объяснить ученикам ее правила, содержание и задачи, а также технику безопасности во время игры. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать ее; при этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры.

Необходимо учить своих учеников сознательному отношению к своим действиям и поступкам в процессе игры, научить их разбираться в допущенных ошибках и успехах, анализировать собственное поведение и действия товарищей.

Игры, которые учитель дает, из урока в урок должны соответствовать принципу системности и последовательности. При планировании урочной деятельности необходимо учитывать задачи физического воспитания в соответствии с их возрастными особенностями, их физическую подготовленность, а также постепенность приобретения двигательных умений и навыков. Спортивные и подвижные игры для уроков физической культуры планируются в соответствии с программой физического воспитания общеобразовательных школ. Они должны соответствовать как физической подготовленности, так и техническими навыками учащихся. Каждая конкретная игра, должна соответствовать определенной сложности, которую участник должен преодолеть, приложив максимум усилий на пути к достижению поставленной учителем цели. Игра, в которой ученики не преодолевают сложности и трудности, не прилагают максимум усилий, не заинтересует учащихся и не несет педагогической ценности, так как не развивает морально - волевых качеств и способностей учеников.

При выборе разнообразных видов игр учителю необходимо подбирать одновременно полезные и интересные игры в образовательных и воспитательных целях и передавать свой опыт другим. В связи с этим учителю следует: регулярно изучать игры детей и применять лучшие из них, а так же обогащать методические приемы, анализировать свою практику и практику своих коллег, изучать современную методическую литературу по игре.

2.3 Подведение итогов игры.

Огромное значение для учащихся, в воспитательных целях, имеет непосредственный результат самой игры. По окончании игры педагог должен огласить ее результаты. В связи с этим учитель создает спокойную обстановку, если требуется, то собирает дополнительную информацию у своих помощников и четко, кратко и громко объявляет результаты. Дети, которые на момент проведения урока имеют медицинские справки об освобождении от уроков физической культуры, активно привлекаются для помощи в проведении и судействе игр. После разбора игры учащиеся, которые осуществляли роль помощников, судей должны быть поощрены учителем. В качестве оценивания используется выставление оценок или объявляется благодарность за проделанную работу перед всем классом. Так как это тоже влияет на мотивационную сферу учащихся освобожденных по каким – либо причинам. В процессе игры нельзя допускать, пререканий и споров с учителем. Решение учителя обязательны для всех. При определении результата игры надо не только учитывать быстроту, но и качество выполнения того или иного задания, о чем учащиеся должны быть предупреждены заранее перед игрой. Объявлять результат игры надо лаконично, никому не делая скидок, чтобы приучать детей к правильной оценке игровых действий. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ученика игрой усиливает физиологическое состояние организма. [14]


2.4 Разбор игры.

После окончания игры необходимо осуществить разбор аспектов игры. При объявлении результатов проводится разбор игры, указываются общие ошибки, допущенные учащимися в технико – тактических приемах и двигательных действиях. Учащимся младшего школьного возраста при разборе игры нелишне указывать как на положительные, так и на отрицательные стороны в развитии игры. Целесообразно выделять учащихся, которые проявили себя ярко, соблюдали правила игры и демонстрировали творческую инициативу.

При разборе игры, лучше усваиваются правила игры, так же уточняются отдельные нюансы игры, устраняются детские конфликты. Разбор игры помогает учителю выяснить, насколько усвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.

К разбору игр активно привлекаются учащиеся. Это способствует развитию у учеников наблюдательных способностей, приучает их критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения и усиливает интерес к дальнейшему совершенствованию.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что игровая деятельность позволяет параллельно решать и задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию разнообразных игр оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Выводы к главе 2. В процессе анализа педагогической деятельности была выявлена методологическая специфика проведения подвижных и спортивных игр на уроках физической культуры.

В частности, были выделены следующие задачи учителя при проведении игр:

  1. укреплять здоровье;
  2. содействовать овладению жизненно важных двигательных навыков;
  3. воспитывать морально - волевые качества;
  4. прививать организаторские навыки.

Нами рассмотрены, правила и условия подведения итогов и разбора, совместно с учащимися игры при обучении физической культуре. При подведении итогов немаловажным является, чтобы учащиеся четко, ясно знали какая команда или группа учащихся победила (выиграла). Для этого учитель должен создать благоприятную, спокойную атмосферу при подведении итогов игры. Ни в коем случае, во время подведения итогов не должно быть шумно и громко, каждый ученик должен услышать результаты. Во время разбора должны активно участвовать учащиеся совместно с учителем. Каждая команда (игроки) должна понять, по каким причинам проиграли или выиграли в игре. Так же учитель выделяет учащихся, которые наиболее активно и целеустремленно проявили в процессе игры. Большинство авторов научной литературы по методике обучения и воспитания предмета обсуждают образовательную ценность применения игр. Игры могут способствовать снижению волнение, делая введение нового материала более естественными. Учащиеся вследствие этого приобретают высокую мотивацию по обучению посредством игры. Игра является индикатором успеха учащихся в изучении, усвоении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств контроля и самоконтроля учащихся.


Глава 3. Практическое использование игры на уроках физической культуры.

3.1 Содержание работы по применению подвижных игр как метода физического воспитания школьников.

Для выявления состояния уровня физического воспитания в учебной программе мы использовали подвижные игры младших школьников. Экспериментальную часть проводили на базе МБОУ «Вешенская СОШ». Главной целью экспериментальной части курсовой работы являлось выявление физических качеств, школьников при использовании игры как метода воспитания.

При применении констатирующего этапа учащимся предлагали тесты физического содержания. При исследовании физического опыта младших школьников мы использовали упражнения на быстроту, выносливость и ловкость.

Для определения физической подготовленности учащихся нами было осуществлено тестирование индивидуальных физических способностей в начале экспериментальной части для того что бы понять, повлияли ли подобранные игры на процесс воспитания. Для определения физической подготовленности использовали следующие упражнения:

  1. бег на 30 метров;
  2. прыжки через скакалку за 1 минуту;
  3. метание теннисного мяча в вертикальную цель с 6 метров.

После окончания экспериментальной части снова проводим тестирование и выполняем сравнение полученных результатов.

3.2 Подбор игр.

Подвижные игры были целенаправленно подобранны с учетом особенностей физического развития учащихся данного класса.

Для развития быстроты необходимо подбирать игры, требующие быстрых ответных реакций на разнообразные звуковые, зрительные или тактильные сигналы. Игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.


Для развития ловкости, подвижные игры подбираются таким образом, чтобы учащиеся проявляли точную координацию движений и быстрого согласованности своих действий с товарищами по команде.

Для развития выносливости  необходимо применять игры, направленные на то чтобы ученики выполняли большой объем физической работы, с частыми повторами двигательных действий или обусловленной правилами применяемой игры.
Все подвижные игры должны применяться во взаимосвязи с другими методами физического воспитания. Например, широкое применение игрового метода с соревновательным, создает дополнительную мотивацию к проявлению максимальных возможностей учащихся.
 

3.3 Игры, применяемые в процессе эксперимента.

После осуществления входного контроля и проведения теста – опросника мы пришли к выводу: для эффективного использования игры как метода воспитания нам необходимы следующие виды игр:

  1. Быстрота:
  2. «Караси и щука»;
  3. «Космонавты»;
  4. «Вороны и воробьи»;
  5. «Третий лишний»;
  6. «Шишки, желуди, орехи».
  7. Ловкость:
  8. «Играй, играй мяч не теряй»
  9. «10 передач»;
  10. «За мячом»;
  11. «Мяч капитану»;
  12. «Метко в цель».
  13. Выносливость:
  14. «Смена мест»;
  15. «Скакалки»;
  16. «Бездомный заяц»;
  17. «Штандр»;
  18. «Кто сильнее».

В процессе обучения, мы использовали на каждом уроке по две подвижные игры в качестве воспитания физических способностей. В 3 классе в неделю отведено на предмет три часа. Каждая из этих игр не была знакома учащимся, в связи с этим на первых уроках не все учащиеся в достаточной степени были готовы активно участвовать. Но при дополнительном мотивировании учащихся, процесс активизации и активности стал повышаться с каждым последующим уроком. Что непосредственно повлияло и на результаты при повторном тестировании учащихся. В период применения игр, мы несколько раз изменяли некоторые правила, для того чтобы игра не приобретала монотонный характер. Это позволило поддерживать постоянно как мотивационную, так и эмоциональную составляющую структуру урока и игры в целом.

На уроке применялись игры в следующем порядке:

  1. Игры на быстроту и на ловкость;
  2. Игры на ловкость и выносливость;
  3. Игры на выносливость и быстроту.

Такая последовательность способствовала постоянному закреплению и усвоению правил игры и ее составляющей. В конце экспериментального периода дети уже самостоятельно, под руководством учителя, осуществляли деления класса на команды и руководство правилами и процессом игры.


Выводы к главе 3. В ходе опытно-экспериментальной работы мной было проведено три эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В ходе констатирующего эксперимента мною был использован тест-опросник.

Использование теста - опросника было направлено на изучение общего интереса учащихся к предмету физическая культура при обучении в 3 «Б» классе, а так же на определение уровня мотивации к изучению физической культуры. В процессе было выявлено, что интерес на уроках физической культуры был чуть выше среднего уровня по отношению к другим предметам.

На основе результатов теста-опросника мы определили подвижные игры для развития физических качеств: быстроты, ловкости и выносливости.

На этапе формирующего эксперимента были использованы подвижные игры в промежутке трех учебных недель. Непосредственно перед применением игр, приняли нормативы по бегу на 30 метров (быстрота), прыжкам через скакалку за 1 минуту (выносливость) и метание теннисного мяча в вертикальную цель (ловкость). Введение игр в урок было затруднено отсутствием мотивации, желания учащихся включиться в работу, так же неумением работать в группах. Но по ходу уроков учащиеся изменили свое отношение, те, что были уверены, что у них ничего не получится, попробовали свои силы и убедились в обратном. В результате можно сказать, что формирующий эксперимент прошел успешно.

Главной целью контрольного эксперимента было дублирование констатирующего эксперимента и сравнение результатов. Контрольный эксперимент показал, что мы правильно выбрали и применили игры для развития физических качеств. Осуществив сравнение результатов двух экспериментов, мы пришли к выводу, что целенаправленное применение игр позволило улучшить результаты физических качеств учащихся. В результате применения игры как метода воспитания учащиеся повысили активность, так же возрос интерес к изучаемому предмету.

Заключение

При обучении во время игровой деятельности одной из важнейших задач является воспитание у школьников критичности, коллективизма, внимательности, корректности, честности, готовности прийти на помощь, бескорыстности, требовательности, доброжелательного отношении ко всем людям, а так же аккуратного отношения со спортивным инвентарем. Замечательным методом воспитания указанных морально – волевых и других качеств могут служить как спортивные, так и подвижные игры. Выполняя в играх разные роли от капитана команды, помощника учителя, водящего, нападающего, защитника, школьники получают возможность не только хорошо выполнять свои собственные обязанности, но и управлять действиями других учащихся, организовывать их на решение задач: как общих, так и отдельных значимых.